§ 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
Общественное мнение понимается как высказывание по какому‑либо социально значимому вопросу, разделяемое определенной группой, социальным слоем либо обществом в целом и зафиксированное в письменном документе либо иным, доступным для восприятия широкой общественности способом. «Формальная, субъективная свобода, – отмечал Г. Гегель, – состоящая в том, что единичные лица как таковые имеют и выражают свое собственное мнение, суждение о всеобщих делах и подают совет относительно их, проявляется в той совместной деятельности, которая называется общественным мнением»148.
Таким образом, для общественного мнения характерны три признака: 1) общественное мнение представляет собой суждение по вопросу, который осознается определенной социальной группой как социально значимый; 2) вопрос является социально значимым не только для отдельной социальной группы (слоя), но и для большей части членов общества или общества в целом, хотя общество, другие социальные слои могут иметь по этому вопросу и иное мнение; 3) суждение доведено до сведения заинтересованных лиц с помощью средств массовой информации, радио, телевидения или иным общедоступным способом.
Все названные признаки в полной мере присущи и общественному мнению о праве и законодательстве, которое формируется под влиянием действующего права и практики его применения. В процессе реализации права граждане и иные лица постоянно выявляют нормы права, которые не в полной мере соответствуют их интересам и не обеспечивают реализации закрепленных нормой права субъективных прав. Такие нормы граждане, иные заинтересованные лица признают несовершенными и принимают меры по информированию общества, правотворческих органов об имеющихся изъянах в правовом регулировании. Благодаря средствам массовой информации проблема устранения несовершенных норм права осознается широкой общественностью как социально значимая, требующая незамедлительного решения. В обществе складывается устойчивое мнение о необходимости изменения несовершенных норм права, которое может быть поддержано общественными организациями или политическими партиями, иными общественными объединениями. Это мнение, овладевшее умами значительной части членов общества или определенного социального слоя, группы, и представляет собой общественное мнение по проблемам права.
Общественное мнение по вопросам права, правового регулирования неизбежно становится достоянием государства, его органов и обязывает их принимать меры по разрешению конфликта между действующим правом и общественным мнением. Государство вынуждено либо отменять несовершенные нормы, либо убеждать граждан в том, что общественное мнение является несостоятельным, субъективным и не соответствует действительному положению дел. Игнорирование государством общественного мнения по насущным, жизненно важным для общества и личности проблемам может побудить общество на самые отчаянные меры протеста, вплоть до требования смены государственной власти.
Таким образом, общественное мнение о праве, его действии выступает одной из основных побудительных сил, под воздействием которых государство вынуждено постоянно заниматься изменением, совершенствованием действующего законодательства и практики его применения. Общественное мнение может складываться и по другим проблемам правового регулирования.
Вследствие активного влияния общественного мнения по правовым вопросам на правотворческую, правоприменительную деятельность государства изучение общественного мнения составляет важнейшую задачу российских правоведов. Значительным является и научный аспект проблемы, поскольку он связан с познанием и объяснением одного из значительных каналов влияния гражданского общества на государство, его правовую деятельность, а также разработкой предложений по укреплению этой связи.
Предметом социально‑правовых исследований общественного мнения по правовым вопросам может выступать как уже сформированное и известное обществу и государству мнение, так и мнение, находящееся в стадии формирования. Составной частью предмета социально‑правовых исследований могут выступать интересы, иные социальные явления, послужившие поводом для формирования общественного мнения, и сам процесс формирования общественного мнения.
Генезис общественного мнения по правовым вопросам представляет особый интерес для правовой науки и практики потому, что значительная часть общественных мнений основывается на недостоверных ложных знаниях, которые к тому же порой сознательно доводятся до сведения широкой общественности и искусственно возводятся в ранг общественного мнения. Например, отдельные средства массовой информации, пытаясь сформировать общественное мнение о Государственной Думе как органе, не способном справляться с законотворческой деятельностью, в ложном свете представляют проблему депутатской неприкосновенности, депутатских льгот и привилегий, односторонне освещают деятельность этого органа, сообщают лишь о тех фактах и событиях, которые представляют его в невыгодном для широкой общественности свете.
В предмет социально‑правовых исследований общественного мнения могут входить и оценки, даваемые его оппонентами, а также роль средств массовой информации, политических партий и движений в формировании и развитии общественного мнения, его распространении среди граждан и иных лиц.
Таким образом, предмет социально‑правовых исследований общественного мнения по правовым вопросам носит комплексный характер и включает в себя: 1) существующее общественное мнение по тому или иному правовому вопросу; 2) его генезис, процесс становления и формирования, включая социально‑правовой факт, событие, положившее начало формированию соответствующего общественного мнения; 3) деятельность общественных объединений, политических партий и средств массовой информации по формированию общественного мнения.
Специфика социально‑правовых исследований общественного мнения состоит в том, что для его изучения не требуется обязательного проведения сложных массовых опросов. Общественное мнение объективируется в письменном или ином общедоступном виде и может быть обстоятельно изучено при помощи методов анализа письменных источников (документов). В числе основных источников данного социально‑правового исследования могут быть использованы:
• заявления, обращения, иные письменные источники, в которых общественные объединения, политические партии и иные коллективные организации излагают суть и содержание общественного мнения;
• документы, принимаемые по итогам местных референдумов, на митингах и при иных формах проявления непосредственной демократии населением, его отдельными социальными группами (слоями);
• публикации в прессе, подготовленные с целью оказания позитивного или негативного воздействия на процессы формирования общественного мнения, привлечения новых сторонников или увеличения числа его противников;
• документы, свидетельствующие о позиции государственных органов, должностных лиц относительно исследуемого общественного мнения и принятых государством мерах.
Система приемов, используемых в процессе изучения общественного мнения, является традиционной для социально‑правовых исследований, но первостепенное значение среди них приобретают методы анализа документов. Однако в исследовании не исключается возможность проведения и опросов, в частности, представителей той социальной группы, от имени которой исходит общественное мнение, а также опросов граждан, представителей общественных объединений, партий, которые находятся в оппозиции к этому общественному мнению. Вполне возможны экспертные опросы, проводимые с целью установления интересов, выражаемых общественным мнением, степени обоснованности его содержания, возможных путей реализации общественного мнения компетентными органами и другими заинтересованными лицами.
Общественное мнение, как и всякое иное социально сложное явление, может оцениваться по нескольким критериям. Прежде всего следует отделить общественное мнение, которое отражает действительные правовые явления, процессы, требующие соответствующего реагирования со стороны государства, его органов, от мнения, которое основывается на неверно понятых либо сознательно искаженных событиях, фактах, ибо в общественном мнении нередко истинные, достоверные знания сочетаются с вымышленными, ложными. Это объясняется тем, что обыденное сознание не всегда способно правильно воспринять правовую проблему. На эту сторону общественного сознания справедливо обращал внимание еще Г. Гегель, отмечая, что в нем «непосредственно соединены истина и бесконечные заблуждения»149.
Истинное, соответствующее действительности общественное мнение в свою очередь может быть оценено с позиций положенного в его основу юридически значимого интереса. По этому критерию общественное мнение может отражать либо законный, соответствующий принципам права, положениям Конституции Российской Федерации и нормам и принципам международного права, либо незащищенный и противоречащий названным нормам и принципам интерес.
Общественное мнение может рассматриваться и по уровням актуализации опосредуемого им интереса. Так, общественное мнение может признаваться аморфным, если интерес, который оно выражает, находится в стадии формирования, еще не полностью осознан соответствующей социальной группой (слоем). Общественное мнение признается стержневым, социально значимым, если отраженный им интерес осознан соответствующей социальной группой (слоем) в качестве жизненно важного, необходимого.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.