§ 4. Реалистическая социология права.
Антиномия Р. Паунда, выраженная в понимании права как совокупности законов и иных правовых источников и как решения суда, вынесенного без учета действующих норм права, была успешно разрешена представителями другой американской социологической школы права – реалистами. Ее лидерами признаются видные американские юристы Карл Ллевеллин (1883–1962) и Джером Фрэнк (1889–1957).
Согласно учению реалистов созданная ими социологическая школа не представляет какой‑либо новой оригинальной философии права, а дает лишь метод познания действительного, реально действующего права. Суть же метода сводится к изучению деятельности судьи и административных органов, которые, принимая решения по конкретным делам, тем самым и творят право. Никакого иного права, в том числе в действующих законах, судебных прецедентах, не существует. Право, полагает К. Ллевеллин, представляет собой деятельность по разрешению юридических конфликтов, споров между участниками общественных отношений. И люди, осуществляющие эту деятельность, в силу занимаемой должности – судьи, шерифа, чиновника, тюремщика или юриста – выступают в качестве официальных выразителей права. «То, что эти должностные лица решают в отношении споров, и есть право».
Понимание права реалистами имеет исторические корни в правосознании американских политических и юридических деятелей. В частности, подобное понимание права высказывал В. Вильсон еще в конце 80‑х годов XIX в., когда социологической юриспруденции не было и в помине. «Американцы, – писал будущий президент США, – всегда чувствовали себя связанными не буквой законов, а только практическим их пониманием, вытекающим из продолжительного предшествующего опыта. Для этой расы закон, по которому она живет, в любой момент есть то, что в этот момент понимают, а это понимание есть нечто производное от обстоятельств момента»2.
К. Ллевеллин рассматривает право как результат деятельности всех участников правоприменительного процесса – и как должностных лиц, и лиц, в отношении которых выносится соответствующий правоприменительный акт. Нормативные обобщения в виде оценки поведения участников правоотношений и создания неких образцов, стандартов поведения вообще являются необходимым условием существования любого коллективного образования, любой группы людей. Но в группе также неизбежно возникают конфликты и споры. Чтобы их успешно разрешить, группе приходится создавать новые образцы поведения взамен прежних, оказавшихся не способными обеспечить бесконфликтное существование группы. Благодаря вновь созданным образцам поведения удается погасить конфликт и обеспечить дальнейшее существование самой группы.
С учетом изложенных аргументов К. Ллевеллин определяет право как комплекс элементов, обеспечивающих согласованное поведение членов социальной группы путем погашения конфликтов между членами группы и сохранения ее единства и целостности. Все правовые элементы автор подразделил на два вида: элементы, связанные с правом, изданным властными структурами (в число этих элементов К. Ллевеллин включал санкции, послушание, высшую власть, принуждение и др.), и элементы, создающие норму права вне и помимо деятельности государства, его органов в процессе взаимодействия людей и их коллективных образований.
Однако, по мнению реалистов, право не может выступать гарантом своей стабильности и правопорядка. Поддерживая эту точку зрения, Д. Фрэнк утверждал, что стремление к стабильности является одним из мифов, выдуманных юристами прошлого века. «Если даже физики провозгласили «принцип неопределенности», то было бы абсурдом пытаться реализовать в праве хотя бы приблизительную определенность и предустановленность. Почему человек стремится к нереализуемой определенности в праве? Потому, отвечаем мы, что он еще не отказался от детской потребности в отцовской власти и бессознательно старается найти ей замену в праве».
Право как средство обеспечения мира и согласия в обществе играет в нем ключевую роль, а поэтому за право творить право борются социальные группы, стремящиеся к влиянию в обществе и власти. Однако цели, которым призвано служить право, составляет предмет политики, а не правоведения. Хотя после того, как политиками или законодательным органом осуществлен выбор социального идеала, начинает действовать право. При помощи используемых юристами приемов правоприменительной техники, своеобразной юридической технологии осуществляется подбор правовых средств, для реализации социального идеала в реальной жизни. Таким образом, с точки зрения реалистов, право предстает «как практическое состояние, как агрегат, механизм, совокупность технических приспособлений и деталей, выражающих опосредствующие ценности»3.
Развивая такое понимание права, реалисты уделяют основное внимание изучению процесса принятия решений по конкретным делам судьями и иными должностными лицами. Особый интерес в этом отношении представляют работы Д. Фрэнка, рассматривавшего деятельность судьи в контексте фрейдизма и других психологических теорий.
По мнению Д. Фрэнка, источником решения дела являются психологическое состояние судьи, его правовые представления, эмоции, переживания. Решение фактически принимается интуитивно, без участия мыслительной деятельности и без опоры на действующие законы или судебные прецеденты. Рациональный процесс судьей ведется лишь после того, как он нашел решение, и требуется привести необходимые аргументы для обоснования выработанного решения. При этом предполагаемое судебное решение Д. Фрэнк признает «возможным, вероятным правом», а принятое судом решение – «действительным правом».
Позиция Д. Фрэнка по данному вопросу коренным образом расходится с пониманием юридическим позитивизмом процесса вынесения правоприменительного решения по правилам логического силлогизма, путем подведения выявленных юридических фактов, событий под какую‑либо норму закона, иного нормативно‑правового акта.
Учение американских реалистов получило поддержку и среди юристов Европы. Ее сторонниками были немецкий юрист Т. Гейгер, датский социолог А. Росс, а также группа скандинавских ученых (А. Хёгерстром, В. Лундстред, Т. Сегерстред и др.). В отличие от американских реалистов скандинавские ученые придавали большое значение изучению социального механизма действия права на уровне участников отношений и весьма активно проводили исследования мотивации их действий и поступков. Одну из основных задач социолога они видели в создании «науки о поведении», способной понять и объяснить логику конформного и отклоняющегося поведения, ибо только при наличии таких знаний, полагали они, можно выработать действенные меры по устранению «потенциальных источников социального напряжения и конфликтов».
Не отрицая целесообразности и полезности углубленных исследований проблем принятия судебных и иных правоприменительных актов, механизмов мотивации правомерного и противоправного поведения граждан и иных лиц, на проведении которых настаивают представители реалистической школы социологии права, полагаем, что значительная часть теоретических и методологических основ данной школы не соответствует действительным законам функционирования и развития права.
Во‑первых, источник права реалистами сведен к правовому сознанию и психическим процессам субъекта, участвующего в правоприменительной деятельности, либо участника конкретного правоотношения. Регулятивная роль этих процессов общеизвестна и не вызывает сомнений. Однако психология и правосознание субъекта не представляют собой исходных и независимых от материального бытия социальных явлений. Формируемые в процессе социализации личности, усвоения действующих социальных норм, профессиональных навыков и умений, ее психические свойства и правосознание в конечном счете являются результатом отражения, усвоения окружающего мира, природы и общества. Следовательно, нельзя плодотворно решить проблемы реального действия права даже на уровне индивидуального регулирования общественных отношений, абстрагируясь от конкретно‑исторических условий жизни и деятельности лиц, которые, по мнению реалистов, участвуют в правовом регулировании общественных отношений. Однако реалисты подходят к проблеме генезиса права, правового регулирования односторонне, делают акцент на исследовании социальных и правовых явлений в отрыве от детерминирующих их социально‑правовых и иных факторов. И в конечном итоге результаты их исследований не выходят за пределы эмпирических описаний процессов принятия правовых решений.
Во‑вторых, понимание сущности права, свойственное реалистам, антиисторично. Право развивалось способом, прямо противоположным тому, который обосновывают реалисты. Для реалистов современное реальное право предстает в виде индивидуальных решений суда, иных должностных лиц, участников конкретных правоотношений, но в такой форме право существовало лишь на начальных этапах своей истории, в рабовладельческом обществе и раннефеодальных государствах. Однако дальнейшее развитие общества, а вместе с ним и права объективно потребовали принципиально иного способа нормативного регулирования общественных отношений – принятия государственными органами абстрактных норм права, реальное действие которых обеспечивается принудительной силой государства. При этом способе правового регулирования индивидуальное регулирование, о котором говорят реалисты, носит производный, зависимый характер.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.