§ 1. Наблюдение.
Под наблюдением в социологии понимается целенаправленное восприятие конкретных явлений и событий, результаты которого фиксируются в определенной форме.
Обычно любое познание начинается с непосредственного восприятия действительности. В своих выводах исследователь опирается либо на данные личного наблюдения, либо на данные наблюдений других лиц. У истоков наблюдения как научного метода сбора данных лежит повседневное, обыденное наблюдение.
Научное наблюдение отличается, от обыденного рядом особенностей. Во‑первых, оно имеет целенаправленный характер, строго подчиненно исследовательским целям и задачам. Во‑вторых, наблюдение проводится по предварительно разработанному плану. В‑третьих, данные наблюдения фиксируются в протоколах, дневниках, на карточках по заранее четко определенной форме. В‑четвертых, качество данных, полученных с помощью наблюдения, должно проверяться, контролироваться на предмет их обоснованности и устойчивости. Наконец, при наблюдении возможно использование таких вспомогательных приборов, как киноаппарат, фотоаппарат, магнитофон, телевизионная техника, и других технических приспособлений.
Социально‑правовое наблюдение характеризуется некоторыми чертами, которые подчеркивают его специфику по сравнению с естественно‑научным наблюдением. Его применение, как правило, осуществляется в комплексе с другими социологическими методами сбора информации, с анализом документов, интервью, анкетированием.
С помощью наблюдения исследователь имеет возможность получить живые, непосредственные впечатления об изучаемом объекте, включающие конкретные детали и яркие характеристики. В ходе социально‑правового наблюдения существенное влияние оказывает субъективный фактор, связанный с тем, что исследователь по‑своему понимает и интерпретирует полученные сведения, а также определенным образом воздействует на поведение наблюдаемых индивидов и социальных групп.
Виды наблюдения разнообразны. Их классификация проводится по различным основаниям.
Значительное влияние на характеристику видов наблюдения оказывает положение исследователя. В зависимости от положения наблюдателя выделяют включенное и невключенное (простое) наблюдение. В первом случае наблюдатель становится членом группы, которую изучает. При этом он стремится адаптироваться в ней, «вжиться» и наблюдать происходящие события изнутри. Во втором случае наблюдение ведется со стороны, а сам исследователь по отношению к наблюдаемой группе занимает традиционное положение, не включаясь непосредственно в ее жизнедеятельность.
Включенное наблюдение имеет ряд достоинств. Объект исследования наблюдается в естественной обстановке. Исследователь может узнать многие скрытые от стороннего взгляда, глубинные, зачастую сокровенные черты членов изучаемой группы. Ему легче установить с ними человеческие контакты, наладить искренние отношения.
Применение метода включенного наблюдения имеет определенные традиции. В социально‑правовых исследованиях оно используется для изучения маргинальных слоев населения, криминальных социальных групп, объединений граждан, характеризующихся девиантным поведением. Примером такого исследования является книга американского социолога Уильяма Уайта «Общество уличных углов» (1937 г.), посвященная описанию жизни одного из кварталов американского города под условным названием «Корневиль», население которого составляют итальянские эмигранты. В центре внимания автора процесс возникновения рэкета, криминальных групп молодежи. Осуществляя наблюдение, автор прожил среди эмигрантов три с половиной года, полностью разделяя их образ жизни103.
Несмотря на ряд достоинств, включенное наблюдение не получило широкого распространения. Дело в том, что оно требует от наблюдателя большого самопожертвования, самоотречения. К тому же оно создает условия для такой адаптации исследователя к изучаемой группе, при которых нормы и обычаи поведения членов группы способны повлиять на объективность итоговых выводов.
Более распространено использование невключенного (обычного) наблюдения. Этому способствует простота его организации, естественное, привычное положение наблюдателя при осуществлении научного исследования. Следует отметить, что качество данных, глубина выводов при этом страдают. От исследователя ускользают сведения о мотивах принятия решений, психологических побуждениях к действию, особенностях индивидуального поведения.
Наряду с включенным и невключенным наблюдением в зависимости от положения исследователя различают наблюдение открытое и инкогнито. При открытом наблюдении исследуемая группа осведомлена о том, что она является объектом изучения. В случае наблюдения инкогнито от изучаемой группы скрывается факт наблюдения за ней, члены группы не подозревают, что за ними наблюдают. Наблюдение инкогнито редко используется на практике, поскольку его организация достаточно сложна, и среди специалистов до сих пор ведутся дискуссии о его моральной и юридической правомерности.
В зависимости от степени формализованности процедуры выделяются нестандартизированное (неконтролируемое) наблюдение и наблюдение стандартизированное (контролируемое). В первом случае наблюдатель руководствуется лишь общим планом исследования и не имеет четко установленной регламентации действий. Во втором, напротив, существуют детальные предписания по организации наблюдения, результаты наблюдения фиксируются по установленной форме в специальных карточках, на тщательно разработанных бланках.
Нестандартизированное наблюдение используется на начальных стадиях разработки программы исследования, в процессе разведывательных исследований для уточнения неясных проблем и разработки гипотез. Для его осуществления требуются опытные специалисты. В отличие от этого, стандартизированное наблюдение применяется в экспериментальных, аналитических исследованиях, которые проводятся по тщательно разработанной программе, включающей детально регламентированные процедуры сбора эмпирических данных.
С учетом особенностей организации наблюдения различают такие его виды, как полевое и лабораторное наблюдение. Полевое наблюдение в качестве объекта изучения имеет реально существующие социальные процессы, социальные группы. При этом не предполагается вмешательство исследователя в жизнь и деятельность наблюдаемых объектов. При лабораторном наблюдении исследователь занимает активную позицию, создает экспериментальную обстановку, влияет на объект исследования путем подбора членов изучаемой группы и изменения действующих на нее внешних факторов.
При организации наблюдения важны три момента: характеристика объекта наблюдения, порядок наблюдения и регистрации записей. Оценивая объект наблюдения, исследователь намечает ориентиры предстоящей работы, которая включает общую характеристику изучаемой социальной группы, описание правил и норм ее поведения, их детерминацию внутренними и внешними факторами, определение типичности наблюдаемой группы, ее структуры, целей деятельности, социальных интересов.
Второй важный вопрос, на который предстоит ответить наблюдателю, заключается в том, должен ли он вмешиваться в изучаемый процесс. Ответ на этот вопрос зависит от характера исследования. Если перед исследователем стоит задача дать объективную беспристрастную оценку социальных явлений (например, интенсивности, направленности общественного мнения по определенной проблеме), то его вмешательство в ход событий недопустимо. В тех случаях, когда социолог стремится предложить практические рекомендации, осуществляет поиск наиболее оптимальных вариантов решения злободневных проблем, его вмешательство в изучаемые социальные процессы вполне оправдано.
Исключительно важным для организации наблюдения является вопрос о том, как вести регистрацию результатов наблюдения. При нестандартизированном наблюдении записи ведутся в свободной форме. Их качество целиком зависит от опыта и профессиональных навыков наблюдателя. Стандартизированное наблюдение предполагает детально разработанные, четкие приемы ведения записей. Для этих целей на этапе разработки программы и инструментария исследования создаются специальные карточки или бланки наблюдения. В них содержится перечень возможных вариантов поведения или реакции членов изучаемой группы в конкретных условиях, в определенный момент. При этом предусматривается фиксация результатов наблюдения в формализованной форме104.
Для повышения надежности данных наблюдения полезно придерживаться ряда выработанных в процессе исследовательской практики правил. В частности, необходимо по возможности более детально классифицировать отдельные элементы, этапы, стадии изучаемого явления, сравнивать данные разных наблюдателей, стараться не смешивать фиксацию событий с их интерпретацией, следить за изучаемым объектом в разных ситуациях, сопоставлять результаты наблюдения с данными, полученными с помощью других методов сбора информации, например интервью.
В силу своей специфики метод наблюдения пока нечасто применяется в социально‑правовых исследованиях. Обычно к нему обращаются на начальных стадиях исследования в ходе разработки программы и гипотез, а также в монографических исследованиях, когда возникает необходимость дать всестороннюю качественную оценку изучаемых социальных явлений. Характерным является использование наблюдения в сочетании с другими социологическими методами.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.