§ 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
Значительная часть субъектов политической организации гражданского общества осуществляет весьма успешную постоянную деятельность по правовому информированию населения, обеспечивает его не только знаниями действующего права, но и ведет работу по формированию у граждан, иных лиц определенных правовых чувств и установок. Наибольшую активность чаще всего проявляют политические партии, общественные организации и движения, а также религиозные объединения.
В сфере правового информирования субъекты политической организации осуществляют разнообразную по форме и содержанию деятельность. Прежде всего, существует развитая сеть общественных организаций, ставящих своей задачей оказание квалифицированной правовой помощи населению. Это разного рода адвокатские организации, юридические фирмы, которые за вознаграждение, а в некоторых случаях и бесплатно, дают консультации и разъяснения по правовым вопросам, устные и письменные справки по действующему законодательству, составляют жалобы, заявления и другие юридические документы, осуществляют представительство в суде, арбитраже, участвуют в качестве защитников по уголовным делам.
Имеются общественные организации, объединения, ставящие своей непосредственной целью проведение правовой пропаганды среди членов организации и оказание необходимой им правовой помощи по защите нарушенного права. Типичный пример такой организации – любая профсоюзная организация. Согласно Федеральному закону о профсоюзах основным направлением деятельности этих общественных организаций является защита конституционных прав членов профсоюзов свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбором рода деятельности и профессии, а также права на вознаграждение за труд без какой‑либо дискриминации. Без согласования с соответствующими профсоюзными органами не могут устанавливаться система оплаты труда, размеры тарифных ставок (окладов), а также нормы труда. В ходе реализации этой задачи профсоюзы разъясняют своим членам действующее законодательство о труде, порядок его применения. Действенным оружием профсоюзов против произвола работодателей, неконституционных законов о труде являются митинги, собрания, шествия, демонстрации, пикетирования, а также такая крайняя мера, как забастовка.
Политический аспект правовому информированию населения придают политические партии. Отражая и формируя политические интересы гражданского общества, каждая партия в программе и иных документах отражает основные положения своей правовой идеологии, свое отношение к действующему законодательству и представления о путях его совершенствования и перехода к новому, идеальному состоянию. Отношение партий к действующему законодательству и правовой политике государства зависит главным образом от степени участия партии в правовой деятельности государства, и прежде всего в законодательном (представительном) органе страны.
Политические партии, которые обладают большинством в законодательном (представительном) органе страны и могут проводить свою правовую идеологию в форме законов, иных нормативно‑правовых актов, имеют своих представителей в исполнительных органах государства, признаются правящими. Деятельность таких партий по правовому информированию населения носит явно проправительственный характер, партия, ее лидеры всемерно одобряют и поддерживают правовую политику государства, действующие законы, а в необходимых случаях организуют шествия, митинги, демонстрации в поддержку тех или иных политико‑правовых мер государства.
В условиях демократических правовых государств, признающих плюрализм идеологий и многопартийность, деятельность субъектов политической организации по правовому информированию населения не всегда может идти в унисон с деятельностью государства, его правовой пропагандой. Имеются оппозиционные партии, претендующие на выражение политико‑правовых интересов той или иной части членов гражданского общества, но по тем или иным причинам не имеющие большинства в законодательном (представительном) органе страны и своих представителей в правительстве.
Например, в оппозиции к нынешней государственной власти в Российской Федерации находится Коммунистическая партия РФ. Призванная формировать политические и правовые взгляды рабочих и иных трудящихся масс, данная партия последовательно выступает против федеральных законов и подзаконных нормативно‑правовых актов, принимаемых федеральными органами государственной власти в целях формирования рыночных отношений и, с точки зрения компартии, ведущих к дальнейшему обнищанию большинства населения и росту социального неравенства. В частности, компартия активно выступает против снижения государственных затрат на образование и иные социальные нужды населения, против приватизации предприятий, введения института частной собственности на землю, ограничения трудовых прав и социальных льгот работников организаций, предприятий, учреждений, которые им предоставлял КЗоТ РСФСР.
Хотя правовая пропаганда оппозиционных партий снижает доверие населения к действующим в обществе законам и иным нормативно‑правовым актам, властным институтам государства, способствует формированию у граждан негативных правовых оценок и усиливает в обществе социальную напряженность, тем не менее, она носит в известной мере конструктивный характер. Оппозиционные партии выступают в качестве одного из действенных гарантов активной деятельности государства по подготовке и принятию эффективно действующих норм права и отмене несовершенных норм, а также норм, не соответствующих принципам и требованиям правового демократического государства. Негативные же последствия правовой пропаганды оппозиционных партий в значительной степени могут быть ослаблены правовой пропагандой, умело проводимой органами государственной власти и поддерживающими ее партиями, общественными организациями, а также оперативной отменой норм права, которые действительно нарушают права и свободы человека и выступают источником социальной напряженности.
Активное и действенное участие в правовом воспитании населения принимают религиозные организации. Известны две формы их участия в правовом воспитании населения.
В настоящее время в большинстве государств религиозные организации отделены от государства и не входят в систему его органов, но активно поддерживают действующую государственную власть, ее нормативно‑правовые установления. Проповедуя неукоснительное следование заветам Бога и установлениям государства, религиозные организации формируют у своих членов установки на правомерное поведение, на необходимость строгого следования действующим законам и иным нормативным предписаниям органов государственной власти.
Вторая форма участия религиозных организаций в правовом воспитании населения встречается в государствах, которые признают ту или иную религию в качестве государственной. В настоящее время эта форма взаимодействия государства и религии широко практикуется в Марокко, Алжире, Иране и других мусульманских государствах. Служители ислама как государственной религии не только активно пропагандируют систему действующих правовых норм, но и осуществляют правоприменительную деятельность, разрешают уголовные и гражданские дела, основываясь на требованиях Корана и иных религиозных источников. Поэтому осуществляемая служителями ислама религиозная и правовая пропаганда оказываются неотделимыми друг от друга, и обоснование религиозных основ права повышает его авторитет среди верующих, им предписывается неукоснительно выполнять установленные Богом любые обязательства, независимо от того, относятся они к богу или к другим людям (исполнять гражданские обязательства, оказывать материальную помощь нищим, соблюдать пост, осуществлять молитву и др.).
Однако религиозные организации не всегда выступают активными сторонниками государства и его права. Возможны ситуации, когда они находятся в оппозиции к властным институтам общества, как это, например, имело место в 1918–1922 гг. в РСФСР, после того как церковь была отделена от государства, а ее имущество конфисковано. Но такие ситуации в истории государства и права весьма редки и всегда они разрешались в пользу государства.
В деятельности по правовому информированию населения принимают участие и другие субъекты политической организации общества: органы местного самоуправления и трудовые коллективы. Таким образом, человеку приходится воспринимать правовую информацию, исходящую от разных субъектов политической организации общества и, самое главное, в разной интерпретации. То, что одобряют одни, могут критиковать другие и наоборот. При этом многообразие оценок права, даваемых субъектами политической организации общества, в значительной степени увеличивается средствами массовой информации (прессой, радио, телевидением), которые в настоящее время выступают основным средством передачи правовой информации гражданам и иным заинтересованным лицам и высказывают собственные оценки действующего законодательства, иных правовых явлений и процессов.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.