Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
Преобладающая часть правовых норм любого государства регулирует отношения, участниками которых выступают физические лица: граждане, иностранцы либо лица без гражданства, т. е. жители, население страны. Но прежде чем вступать в конкретные правоотношения, осуществлять активные действия с целью получения социально значимых результатов, гражданин, иное физическое лицо должны путем толкования действующих норм права уяснить меру своей свободы в соответствующей сфере общественных отношений, закрепленную действующим правом. Поэтому одним из необходимых этапов на пути реализации норм права в конкретных отношениях является стадия усвоения, толкования этих норм гражданами и иными лицами.
Толкование норм права рассматривается в общей теории права преимущественно с точки зрения результатов толкования и их роли в процессах реализации, правоприменения права. При этом основное внимание уделяется методам, используемым в процессе уяснения содержания норм права, и видам официального и неофициального толкования норм права.
В социологии права проблема толкования правовых норм дополняется следующими вопросами: 1) процесс получения гражданином и иным лицом необходимой правовой информации; 2) система источников правовой информированности в современном обществе;
3) факторы, влияющие на правовые оценки гражданином и иными лицами результатов толкования норм права.
Для того чтобы осознанно выбрать оптимальный вариант своего юридически значимого поведения и надлежащим образом сформировать свою волю вступить в конкретное правоотношение, любое лицо должно иметь достоверные сведения как минимум по следующим вопросам:
1) какие варианты поведения действующее право признает правомерными и охраняет от нарушений;
2) какие действия нужно совершить, чтобы реализовать свои права в конкретных отношениях и обеспечить получение ожидаемого результата;
3) что потребуется от управомоченного лица в процессе реализации конкретного правоотношения;
4) какие способы защиты нарушенного права закреплены действующим законодательством;
5) какие санкции могут быть применены к лицу, нарушающему действующие нормы права или не исполняющему свои обязанности в конкретном правоотношении.
В то же время субъект не может отказываться от исполнения своих обязательств в конкретных отношениях, которые вытекают из норм действующего права, но которые этот субъект заранее не предвидел вследствие неточного толкования или незнания той или иной нормы права. Обязанность знания действующего права возлагается на всех граждан и иных лиц. Со времен Древнего Рима действует принцип, согласно которому «никто не вправе ссылаться на незнание закона», «незнание закона не освобождает от ответственности».
Презумпция знания закона означает, что любой субъект, осуществляющий юридически значимые как правомерные, так и противоправные действия, знает совокупность действующих норм права в соответствующей сфере общественных отношений и осознанно избирает тот вариант поведения, который он находит для себя полезным и целесообразным.
Ещё Г. Гегель, рассматривая правовую природу правонарушения, отмечал, что наказание, карающее преступника, есть вместе с тем его в себе сущая воля, наличное бытие его свободы, его право, но есть также право, положенное в самом преступнике, т. е. в его налично сущей воле, в его поступке. Случаи совершения преступления или иного правонарушения по незнанию действующих запретов не освобождают виновное лицо от ответственности, поскольку это лицо не исполнило одну из своих основных юридических обязанностей – не изучило совокупность деяний, которые действующее право запрещает под страхом привлечения к юридической ответственности.
Вследствие того, что система современного права является сложной и достаточно обширной, граждане и иные субъекты правоотношений не в состоянии усвоить всех действующих норм права, да этого от них никто и не требует. Для успешной правовой деятельности субъекту достаточно знания норм, которые регулируют отношения, связанные с его непосредственной предметно‑практической деятельностью. Например, предприниматель должен знать нормы гражданского, налогового права. Для работника, работающего по найму, значительный интерес представляет трудовое право. Для писателя, иной творческой личности основополагающее значение имеют нормы авторского и налогового права.
Одновременно имеются нормы, которые полезно знать всем субъектам конкретных правоотношений. Это, в частности, нормы Конституции Российской Федерации, уголовного права и нормы, устанавливающие административную ответственность. Конституционные нормы устанавливают основы экономического, политического, национального, государственного строя страны, закрепляют конституционные права и свободы граждан и иных субъектов и выступают надежным критерием оценки законов и иных нормативно‑правовых актов. Во всех случаях, когда конкретный закон ограничивает конституционные права и свободы гражданина, иных лиц, они могут обратиться в Конституционный Суд страны (иной компетентный орган) с просьбой отменить неконституционный закон. Нормы, устанавливающие уголовную и административную ответственность, определяют границы правовой свободы во всех сферах общественных отношений, и знание этих норм необходимо любому активно действующему субъекту.
Таким образом, система правовых знаний граждан и иных физических лиц состоит из двух частей: общей и специальной. Общая часть охватывает конституционные и иные нормы, которые надлежит знать любому участнику правоотношений, независимо от его социального положения и рода занятий. Специальная часть правовых знаний физических лиц включает в себя нормы, регулирующие отношения в сфере их непосредственной предметно‑практической деятельности. Многообразие таких сфер обусловливает и существенные расхождения в той совокупности специальных норм, которые надлежит знать каждому активно действующему субъекту.
Необходимые для активной правовой деятельности знания человек получает в процессе своей жизнедеятельности, вступая в конкретные правоотношения, а также путем обучения и самообразования. При этом, как показывают данные социологических исследований, большая часть населения имеет устойчивый интерес к действующему законодательству. Так, опрос жителей Новгородской области, проведенный в 1992 г., показал, что 44,4 % респондентов интересуются действующим законодательством постоянно, 50,6 % проявляют к нему интерес по необходимости и только 5 % респондентов вопросы законодательства не интересуют.
Однако обыденное правосознание имеет сложный, противоречивый характер. По ряду объективных и субъективных причин в обыденном правосознании верные, истинные знания о праве, действующих правовых нормах удивительным образом уживаются с мифологическими знаниями и заблуждениями, источниками которых являются слухи и т. д. Социологические исследования показывают, что коэффициент достоверного знания населением действующих правовых норм, как правило, не поднимается выше 0,55. Наиболее высокий уровень правовых знаний присущ лицам, занятым умственным трудом, а самый низкий – лицам, занятым физическим трудом в сельском хозяйстве. При этом в оценке правовых ситуаций лица, не обладающие высоким уровнем правовых знаний, используют мораль и обычаи, которые в ряде случаев существенно отличаются от требований норм действующего права.
Между тем успех правовой деятельности субъекта, обладание теми материальными или духовными благами, ради которых он вступал в конкретные правоотношения, гарантируют не любые правовые знания, а только достоверные, истинные знания по действующему праву. Лишь опираясь на знания такого рода, субъект может осознанно избирать оптимальные пути удовлетворения своих материальных и духовных потребностей, не нарушая установленных государством правовых запретов.
Совокупность достоверных знаний о действующем праве и способах его реализации в конкретных отношениях, которыми обладают граждане и иные физические лица, понимается как правовая информированность населения.
Высокий уровень правовой информированности граждан зависит не только от них самих, их активности в изучении действующих норм права, но и от ряда объективных обстоятельств. В их числе чаще всего называют: 1) открытость, доступность официальных источников права для всех граждан и иных заинтересованных лиц; 2) четкий и понятный для лиц, не имеющих юридического образования, стиль изложения нормативно‑правовых предписаний; 3) всеобщую грамотность населения; 4) возможность получить квалифицированную юридическую консультацию в компетентных органах государства или общественных юридических учреждениях.
Государство, равно как и гражданское общество, всемерно заинтересованы в том, чтобы все граждане страны обладали высоким уровнем правовой информированности, и считают задачей первостепенной важности создание всех необходимых условий, позволяющих гражданам и иным лицам получать достоверную информацию о действующем праве и порядке его реализации в конкретных правоотношениях. В обеспечении названных условий ведущую роль бесспорно играют государство, его органы.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.