§ 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
Правовое информирование населения составляет важнейшее направление правовой деятельности современного демократического государства. При этом государство пытается решить две взаимосвязанные задачи: 1) создать необходимые условия для беспрепятственного удовлетворения каждым гражданином своей потребности в знаниях действующего права; 2) помочь гражданам сформировать позитивные оценки действующего права, выработать устойчивое чувство уважения к закону, желание неукоснительно следовать правовым предписаниям и не совершать правонарушений.
Особое значение для государства имеет вторая задача. Созданием надлежащих условий для правового информирования широких слоев населения государство еще не обеспечивает реализацию целей нормативно‑правового регулирования. Граждане могут прекрасно знать действующие нормы права, но относиться к ним отрицательно и вместо того чтобы исполнять и соблюдать нормы права, выискивать пути для удовлетворения своих материальных и духовных потребностей неправовыми средствами. Поэтому для государства решающее значение имеет не столько факт верного толкования гражданами и иными лицами действующих правовых норм, сколько последующее за ним решение субъекта действовать активно и правомерно, в строгом соответствии с толкуемыми нормами.
Современные демократические государства, прежде всего, обеспечивают доступность источников права для самых широких слоев населения.
Для того чтобы сделать источники права действительно доступными для широких слоев населения, государство должно, во‑первых, помещать в источниках официального опубликования все законы и большую часть нормативно‑правовых актов государственных органов исполнительной власти, во‑вторых, предоставлять возможность широким слоям населения беспрепятственно знакомиться с этими источниками, в том числе иметь возможность выписывать их или же покупать в книжных магазинах и иных торгующих организациях и, в‑третьих, обеспечивать всеобщую грамотность населения, как минимум, на уровне общего среднего или среднего профессионального образования.
Конституциями современных демократических государств закрепляется обязанность органов законодательной и исполнительной власти публиковать свои нормативно‑правовые акты в общедоступных источниках официального опубликования. Например, согласно ч. 3 ст. 15 Конституции Российской Федерации неопубликованные официально законы не могут применяться. Это же правило распространяется и на любые нормативно‑правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан, которые не были опубликованы официально для всеобщего сведения. И эта конституционная норма реально гарантируется в Российской Федерации системой источников официального опубликования как федеральных нормативно‑правовых актов, так и нормативно‑правовых актов субъектов Российской Федерации. Так, федеральные законы, указы Президента Российской Федерации и нормативно‑правовые акты Правительства Российской Федерации официально публикуются в «Российской газете» и «Собрании законодательства Российской Федерации». Нормативные акты министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, имеющие общеобязательный характер, публикуются в «Российских вестях». Государственные органы каждого субъекта Российской Федерации также издают источники официального опубликования, в которых публикуют большую часть принятых ими нормативно‑правовых актов.
При этом на источники официального опубликования федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, нормативно‑правовых актов государственных органов исполнительной власти может подписаться любой желающий гражданин без какого‑либо ограничения и дополнительных условий.
Современный правотворческий опыт убедительно свидетельствует в пользу четкого и доступного для широких слоев населения стиля изложения нормативно‑правовых актов. При этом «однозначность и максимальная точность информации в правовых документах достигается за счет логической последовательности изложения мысли законодателя, ее смысловой завершенности, единообразия способов формирования предписаний, использования терминов с четким и строго очерченным смыслом, употребления слов и выражений в прямом и непосредственном их значении». Хотя следует признать, что это требование законодательной техники не всегда надлежащим образом реализуется в правотворческой практике, и до сих пор можно найти немало примеров нормативно‑правовых актов, язык которых сложен, с трудом воспринимается не только населением, но и юристами – профессионалами.
В развитых демократических государствах надлежащим образом выполняется и третье условие получения гражданами и иными лицами объективных, истинных знаний о праве. Жители этих стран, как правило, могут получить на бесплатной основе общее среднее или профессиональное среднее образование. Такой уровень образования позволяет обучающимся получить знание основ всех сфер жизни и деятельности современного общества, его истории и культуры, в том числе и основ правоведения. Человек с общим средним или средним профессиональным образованием способен не только правильно уяснить значительную часть интересующих его нормативных предписаний, но и обладает элементарными навыками поиска необходимых ему источников права, подготовки текста письма или иного обращения в компетентные органы государства и некоторыми другими навыками и умениями в области юриспруденции. В то же время человек с таким образованием значительно реже становится жертвой разного рода слухов, ложных сведений, которые может породить правовая психология той части населения, которая является малограмотной и не способной правильно воспринимать и оценивать текущие политические и правовые события, процессы.
Обеспечив доступность правовых источников для широких слоев населения, для всех и каждого, государство в той или иной мере осуществляет деятельность по разъяснению и пропаганде действующих в обществе законов и иных нормативно‑правовых актов. В конечном счёте, государство стремиться помочь гражданам выработать устойчивое чувство уважения к закону, желание неукоснительно следовать правовым предписаниям и не совершать правонарушений, то есть сформировать установки на правомерное поведение.
В числе наиболее традиционных форм правовой пропаганды законов можно назвать:
• ежегодные послания президента страны, в которых, как правило, дается обстоятельная оценка правовой политики государства, состояния правонарушений в стране, обосновываются важнейшие меры по совершенствованию действующего законодательства с целью усиления гарантий конституционных прав и свобод граждан, обеспечения в стране режима законности и правопорядка. Так, в послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию от 30 марта 1999 г. основное значение придавалось правовым вопросам, связанным с укреплением в стране конституционных основ общества и государства, законности и личной безопасности граждан и определялись меры по решению актуальных вопросов правовой сферы;
• выступления в прессе, в ходе пресс‑конференций, которые проводят депутаты представительного (законодательного) органа страны, должностные лица органов исполнительной власти, ответственные работники суда и прокуратуры с целью разъяснения сути действующих законов, правовой политики государства, его деятельности по укреплению в обществе законности и правопорядка;
• популярные работы, комментарии действующих законов и иных нормативно‑правовых актов, подготовленных учеными‑юристами и практическими работниками. Необходимым условием отнесения названных работ и комментариев к формам официальной пропаганды является позитивная оценка их авторами действующих законов, норм права, наличие положений, разъясняющих важность и необходимость правомерного поведения граждан и иных лиц, поддержки ими правовой политики государства.
В идеале деятельность государства и лиц, осуществляющих правовое информирование населения в пользу и в интересах государства, должна носить объективно‑истинный характер. Народ страны, как источник ее государственной власти и суверенитета, вправе знать достоверные сведения о действующем праве, правовой политике государства, о способности принимаемых им законов, нормативно‑правовых актов осуществлять эффективное нормативно‑правовое регулирование общественных отношений, обеспечивать в обществе законность и правопорядок. Однако этот принцип обеспечения правовой информированности государством соблюдается отнюдь не всегда.
Стоящие у власти партии, лица далеко не всегда оказываются способными по объективным и субъективным причинам принимать только эффективно действующие нормативные предписания, отвечающие требованиям равенства, справедливости и свободы и обеспечивающие прогрессивное развитие общества. Законодательство любой страны крайне редко совпадает с желаемым идеалом. Поэтому государственная – официальная – правовая пропаганда неизбежно в той или иной степени содержит элементы правовой демагогии, умышленно приписывая действующему законодательству, правовой политике государства такие качества и свойства, которыми они в действительности не обладают.
К числу основных форм правовой демагогии, на наш взгляд, относятся следующие:
предложение принять в «интересах всего народа» новый закон, который в действительности соответствует интересам узкого круга лиц, лишь какого‑то одного социального слоя общества;
пропаганда научной обоснованности и необходимости реализации закона, иного нормативно‑правового акта, грубо нарушающего конституционные права и свободы граждан, и иных лиц;
чрезмерное, одностороннее восхваление прав человека при полном забвении других юридических и общечеловеческих ценностей;
оправдание законодательных и иных предписаний, устанавливающих чрезвычайные меры, особыми, в действительности не существующими обстоятельствами;
обещание правовых и иных социально‑полезных результатов, которые якобы неизбежно будут получены после принятия соответствующего закона, но которые закон реально обеспечить не может.
Формы правовой пропаганды, равно как и ее интенсивность, во многом зависят от осознания государством важности и необходимости этого вида правовой деятельности, ее значимости в системе мер по укреплению законности и правопорядка в стране. В СССР, например, официальной правовой пропаганде придавалось основополагающее значение, ею должны были заниматься по долгу службы все работники суда, юстиции, правоохранительных органов, а также научные сотрудники и преподаватели юридических вузов и факультетов страны. В Российской Федерации наблюдается иное, прямо противоположное отношение к правовой пропаганде. Деятельность государства в этой сфере осуществляется спонтанно, эпизодически, без должной координации и согласования. Характерно, что Федеральный конституционный закон «О Правительстве Российской Федерации» не называет работу по правовому информированию населения в числе приоритетных направлений деятельности и основных полномочий Правительства Российской Федерации как органа, осуществляющего исполнительную власть. Главную же роль в правовом информировании населения в Российской Федерации пока что играют общественные объединения и средства массовой информации.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.