§ 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
Право, будучи неотъемлемым компонентом общества, его культуры, подлежит обязательному изучению в образовательных учреждениях общего и профессионального образования. При этом государство заинтересовано в том, чтобы обучающиеся изучали право с тех теоретических позиций и идеологических принципов, которое оно само разделяет и воплощает в действующем праве. Одним словом, государство пытается привить своим гражданам уважительное отношение к действующим законам, представить их как особую социальную ценность, поскольку они призваны воплотить в обществе принципы равенства, свободы и справедливости, обеспечить стабильный правопорядок.
Знание основ права, принципов его действия, основополагающих правовых норм и принципов составляет необходимую, но не конечную цель правового обучения, осуществляемого государством в образовательных учреждениях. Правовое воспитание предполагает решение и других, более сложных задач, среди которых: 1) привитие обучающимся навыков самостоятельного применения полученных правовых знаний в практической деятельности, в оценке собственного поведения и поведения других лиц; 2) формирование установок на правомерное поведение, на совершение только правомерных действий, соответствующих требованиям законов и иных нормативно‑правовых актов; 3) формирование прочного и устойчивого неприятия любых правонарушений. Таким образом, подлинное правовое воспитание должно ориентироваться на то, чтобы правовая информация, полученная в процессе обучения, служила созданию системы устойчивых привычек действовать при любых условиях и в любых ситуациях только правомерно, а также вести активную борьбу с любыми правонарушениями.
Решение поставленных подобным образом задач правового обучения и воспитания обеспечивается изучением специальной правовой дисциплины в общеобразовательных учебных заведениях и в учебных заведениях профессионального образования, а также применением специальных воспитательных методик. Например, в Российской Федерации общеобразовательные учебные заведения стремятся разумно сочетать теоретические знания по праву с практике‑ориентированной деятельностью обучающихся во внеурочное время. В частности, старшеклассники активно участвуют в работе советов школ, деятельности иных органов ученического самоуправления, общественных организаций и объединений детей, встречаются с сотрудниками правоохранительных органов, представителями органов местного самоуправления, активно участвуют в мероприятиях по охране природы и общественного порядка.
Сочетание теоретического обучения праву с формированием навыков применения правовых знаний на практике характерно и для правового воспитания, осуществляемого образовательными учреждениями профессионального образования. Система правовых знаний на этом уровне образования ориентирована, прежде всего, на вопросы, которые должен знать любой активно действующий в обществе гражданин, а также получение данных, характеризующих правовой статус будущей профессиональной деятельности обучающегося. Одновременно обучающиеся получают необходимые навыки в процессе подготовки контрольных и курсовых работ, самостоятельной работы с нормативными актами, осуществления юридически значимых действий, участия в работе органов управления образовательным учреждением.
Однако социально‑правовые исследования показывают, что успехи образовательных учреждений в правовом воспитании молодежи пока что более чем скромны. Только у 31,75 % респондентов имеется устойчивый интерес к правовой информации. Действующее право и деятельность правоприменительных органов позитивно оценивают лишь 18,65 % опрошенных. Позитивные правовые установки имеют чуть более 11 % респондентов56.
Следует, однако, отметить, что успех правового обучения и воспитания обучающихся зависит не только от качества образования, профессионализма преподавателей, но и от уровня правовой культуры общества и государства. Непосредственное соприкосновение обучающегося с действующим правом, реальным состоянием законности, его жизненный опыт, позволяющий на деле оценить способность права охранять и защитить права и свободы человека, поставить надежный заслон на пути любых злоупотреблений со стороны должностных лиц и государственных органов, являются мощными правовоспитательными факторами. Поэтому самая активная деятельность государства по правовому воспитанию населения не даст плодотворных результатов, если она не будет подкреплена совершенствованием правовой практики и обеспечением реального действия права.
В СССР в 70–80‑х годах проводилась интенсивная работа по правовому воспитанию населения. В стране действовали многочисленные университеты правовых знаний, где могли обучаться все желающие бесплатно. Во всех учебных заведениях преподавались основы права. Перед населением регулярно выступали работники правоохранительных органов с лекциями на правовые темы. Принадлежащие государству средства массовой информации активно пропагандировали советские законы и необходимость их неукоснительного исполнения. Однако эти меры плохо сочетались с многочисленными нарушениями законности, допускавшимися должностными лицами, с фактическим отлучением большинства граждан от управления делами общества и государства, с углубляющимися диспропорциями в сфере распределения материальных благ.
Несмотря на все усилия государства по правовому воспитанию населения, уровень его правовой культуры не менялся сколько‑нибудь существенно. Сохранялся достаточно высокий уровень преступности. Население не принимало активного участия в борьбе с правонарушениями.
Для того чтобы обеспечить успех правового воспитания граждан, государство должно создавать необходимые условия для проявления политической активности личности, ее участия в делах государства, обеспечивать реальное действие принципов гласности и демократии, вести активную борьбу со всякого рода правонарушениями должностных лиц и государственных органов. Одним из факторов повышения правовой культуры населения является неуклонное повышение материального благосостояния всех слоев общества. Российская Федерация должна извлечь надлежащий урок из печального опыта СССР и отдавать себе отчет в том, что правовое сознание граждан нельзя рассматривать в отрыве от процессов совершенствования конкретно‑исторических условий их жизни и деятельности.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.