§ 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
В теории права не изучается деятельность граждан и иных лиц, осуществляемая в процессе реализации норм частного права. Этот достаточно сложный и многообразный процесс правового регулирования рассматривается лишь в аспекте способов реализации права. При этом выделяют три способа, с помощью которых граждане, юридические и иные лица самостоятельно, без вмешательства государства, реализуют действующие нормы права. Это соблюдение, исполнение и использование.
Под соблюдением понимается такая форма реализации права, при которой граждане, иные лица воздерживаются от совершения запрещенных правом действий. Установленные законом уголовные, административно‑правовые и иные запреты не нарушаются.
Использование представляет собой такую форму реализации права, при которой граждане и иные лица совершают действия, направленные на осуществление предоставленных им прав в виде дозволений или правомочий. Дозволения лицо реализует по собственному желанию и собственными действиями, например сочиняет музыку, пишет литературные произведения. Реализуя правомочие, лицо вступает в конкретные правоотношения с другими лицами, которые обязуются в силу закона или договора совершить в пользу управомоченного лица определенные действия.
Совершение действий, которые обязанная сторона выполняет в пользу управомоченной стороны правоотношения, понимается как исполнение. Специфика этой формы реализации права состоит в том, что лицо совершает действия, прямо предусмотренные нормой права либо договором. Например, покупатель, покупая товары согласно заключенному договору купли‑продажи, обязан оплатить их стоимость.
В отличие от теории права социология рассматривает процесс реализации норм права наиболее полно и всесторонне, поскольку исследует не только способы реализации норм права, но и деятельность, которую осуществляют граждане и иные лица на данной стадии правового регулирования. При этом деятельность по реализации норм права предстает достаточно сложным процессом, состоящим из трех стадий: 1) определения объекта правоотношения и его параметров; 2) поиска лица, способного удовлетворить интерес управомоченной стороны в избранном ею объекте; 3) заключения договора. Следует особо отметить, что фактическое поведение обязанной стороны в правоотношении, направленное на исполнение своей обязанности, образует так называемый производственный процесс и в процесс реализации норм права не входит.
Гражданин, иное лицо после того, как они приняли решение удовлетворить свою потребности в конкретном духовном или материальном благе, вынуждены сделать следующий шаг – осуществить выбор этого блага. Например, семье, решившей приобрести телевизор, предстоит определиться, какую конкретную модель они будут покупать. Желание пойти в театр, музей также опосредуется выбором конкретного объекта. В современных условиях, когда существует множество различных моделей, вариантов одного и того же блага, выбор конкретной модели представляет собой сложную познавательную задачу. Субъект стремится собрать максимально полную информацию об интересующем его благе с помощью рекламных изданий, советов со знакомыми и специалистами, посещения выставок, торговых организаций. В конечном счете субъект должен решить, какая именно модификация интересующего его блага способна удовлетворить его потребность.
Окончательный выбор является совокупным результатом влияния многих социальных факторов, в том числе цены приобретаемого блага и материального положения субъекта, широты рынка сбыта, достоверности знаний о технических и иных возможностях различных модификаций блага. И все же, по мнению экономистов, выбирающий субъект (потребитель) неизменно руководствуется принципом, согласно которому его издержки не должны превышать полученное удовлетворение от приобретенного блага. В любом случае потребитель должен действовать с пользой для себя.
Принцип собственной пользы чаще всего играет решающую роль и на стадии поиска потребителем другого участника правоотношения. В рыночных отношениях такой выбор является настолько сложным и многоплановым, что потребовал разработки маркетинга – специальной экономической науки, занимающейся проблемой удовлетворения спроса на товары, услуги, организации, а также на идеи и иные духовные блага посредством выявления спроса и обмена, ибо поиск достойного участника правоотношения ведет не только потребитель материальных или духовных благ, но и их производитель.
В основе маркетинга лежит достоверная, оперативная информация о потребностях потребителей и деятельности производителей. Потребителя интересует, где, в какой организации может находиться интересующее его материальное или духовное благо, какова его цена, качество, какие дополнительные услуги могут быть предоставлены при приобретении блага, и т. д. Производитель, максимально полно ориентируясь на потребности рынка, его насыщенность товарами и услугами, также стремиться действовать с пользой для себя. Несмотря на противоречивость интересов, потребитель и производитель все же вынуждены завершать выбор другого участника правоотношения, вступив с ним в деловые контакты.
Действенной юридической гарантией выполнения участниками правоотношения возложенных на них обязанностей является договор. Он выступает основной формой закрепления соглашений лиц на создание, изменение или прекращение правоотношений в сфере гражданского и трудового права. Договор находит применение и в области семейного права, в виде брачного договора, заключаемого лицами, вступающими в брак или находящимися в нем.
Хотя и имеется ряд бытовых сделок, в которых процесс заключения договора не образует отдельной стадии, а совпадает с моментом его исполнения (договор купли‑продажи в магазине, киоске, договор перевозки в городском транспорте и др.), все же для наиболее важных, значительных, длящихся правоотношений стадия заключения договоров является важнейшим видом фактической деятельности их участников.
При заключении договора лица стремятся преодолеть противоречия в своих интересах и выработать такие условия, которые бы максимально полно удовлетворяли каждого участника будущего правоотношения. При этом гражданское законодательство разрешает устанавливать условия договора по усмотрению участников правоотношения за исключением случаев, когда содержание соответствующего условия прямо предписано законом или иным нормативно‑правовым актом. Согласно КЗоТ РФ трудовой договор (контракт) также может содержать любые условия, права и обязанности, с одной существенной оговоркой – он не должен ухудшать положение работника по сравнению с действующим законодательством. Не должен противоречить основным началам семейного законодательства и ставить одного из супругов в крайне неблагоприятное положение и брачный договор.
Таким образом, стадия заключения договора участниками частноправовых отношений носит глубоко творческий характер, конкретизирует их права и обязанности, определяет условия и порядок исполнения обязанности и другие существенные для данного правоотношения условия. Социальная сторона этой деятельности характеризуется сложными психологическими процессами, связанными с выработкой условий договора, критическим анализом предложений другого участника правоотношения, а также конкретными действиями, совершаемыми каждым участником с целью побудить своего контрагента заключить договор на предложенных условиях.
С заключением договора в установленной форме (устной или письменной) фактическая деятельность участников по вступлению в правоотношение завершается и переходит в новое качество – совершение действий, направленных на исполнение обязательств в правоотношении. Эти действия лежат в сфере непосредственного производства и выходят за пределы правового регулирования.
Как в ходе исполнения обязанности, так и на стадии получения участником правоотношения необходимого ему материального или духовного блага, между участниками правоотношений могут возникать конфликты, требующие государственного вмешательства. Однако процесс разрешения таких конфликтов порождает новые правоотношения, которые составляют содержание правоприменительной деятельности органов государства и регулируются нормами публичного, а не частного права.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.