§ 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
Ориентированная на правовые ценности политика государства тесно связана с иными направлениями государственной деятельности, особенно в сфере экономической жизни общества. Так, Российскому государству для либерализации и оздоровления общества, искоренения наследия тоталитаризма потребовалось и проведение новой правовой политики, прежде всего проявившейся в преобладании частноправовых моментов в правовом регулировании.
Цель правовой политики состоит в создании эффективного механизма правового регулирования, в цивилизованном использовании юридических средств для наиболее полного обеспечения прав и свобод человека, укрепления законности и правопорядка, формирования правовой государственности и высокой правовой культуры общества и личности46.
Любое направление политики наряду с правовой частью имеет и организационно‑правовую составляющую (наградная политика, поощрительная, демократизация избирательной системы, альтернативная воинская служба и т. д.). Проблема состоит в том, считать ли эти действия частью правовой политики государства. При широком понимании правовой политики организационные меры есть часть правовой политики. Если же трактовать правовую политику узко, то организационные меры не следует включать в нее. Так, П.В. Коробов полагает, что уголовная политика государства осуществляется и организационными, техническими и иными средствами, но эта часть уголовной политики не является правовой политикой47.
Если рассматривать правовую политику широко, как деятельность государства по достижению значимых для права целей, реализации всех своих функций только в соответствии с правовыми ценностями, то всю эту деятельность можно «облачить» в двоякого рода одежды, в зависимости от преобладания тех или иных средств: «чисто» правовую и организационную. Там, где присутствует решение проблем путем обращения к правотворчеству, – это «чисто» правовая политика. Особенность юридических средств проявляется в том, что они четко и точно закреплены в нормах права. Это запреты, наказание, поощрение, договорное регулирование отношений, правовое стимулирование (льготы). Особую важность приобретает оптимальное сочетание различных средств и его соответствие целям правовой политики. Также важно определить, какие политико‑правовые цели могут быть достигнуты с помощью создания и применения норм права, а какие – с помощью иных внеправовых механизмов.
В ряде случаев принимаются властные решения, но без создания норм права, в итоге воздействующие на правовую действительность. Это – организационные, экономические, социологические (прогностические) вспомогательные средства правовой политики. Организационные рычаги правовой политики проявляются в реорганизации судебной системы, изменении требований к занятию адвокатской, нотариальной практикой. Одним из важнейших направлений правовой политики Российского государства является политика информатизации правовой сферы48. Организация доступа к правовой информации – прежде всего обязанность государства, участвующего в создании позитивного права и обеспечивающего его действие.
Экономическое средство правовой политики – повышение оплаты труда судей, законодателей, научных сотрудников правоведческих учреждений. Социологические (прогностические) средства предполагают планирование программ по развитию правовой системы, меры в области совершенствования юридической науки, повышения правового сознания и правовой культуры.
Правовое воспитание – неизменный атрибут правовой политики. Оно играет роль инструмента при проведении разнообразных мер по повышению правового сознания, необходимо на каждом направлении и этапе правовой политики. Учитывая, что правовой нигилизм представляет собой такое состояние общественного сознания, при котором в обществе сочетаются юридическая некомпетентность с негативной оценкой права, а противоправное поведение становится оптимально возможным вариантом поведения (стереотипом), необходим комплекс мер по преодолению синдрома «отторжения права».
Эффективность государственной политики при этом в первую очередь будет зависеть от согласованности мер, от уровня имеющейся правовой культуры всех субъектов политической системы общества, но прежде всего государства и его служащих. Ведь не является секретом недостаточно высокий уровень правового сознания представителей законодательной власти, правоприменителей. Заслуживают одобрения действия государства по повышению осведомленности граждан о действующей системе позитивного права, несмотря на то, что существуют проблемы с правовой информированностью государственных и муниципальных служащих, с качеством официальных публикаций текстов законов. Так, некоторые издательства неверно перепечатывают текст Конституции Российской Федерации, вплоть до того, что сообщают своим читателям о том, что мужчина и женщина имеют «не равные» права. С точки зрения типографской оплошности – не велика беда, но каким уродливым деформациям может подвергнуться правовое сознание доверчивого школьника, изучающего подобный «Основной закон» государства. Поэтому необходим более тщательный контроль за деятельностью всех субъектов в сфере правовой информации и популяризации права.
Повышению навыков правомерного поведения в большей степени способствуют меры поощрения за добросовестную уплату налогов, отсутствие «серой» бухгалтерии на предприятиях и т. п., тогда как постоянное обращение средств массовой информации к разнообразным вариантам обхождения закона не поднимает авторитет закона, а наоборот, ведет к правовому отчуждению. Современное состояние российского общества таково, что без государственной поддержки (в том числе и со стороны научного потенциала) понимание того, что существующий порядок несовершенен, может наступить не так скоро, как требуется.
Отраслевая правовая политика может существовать и в рамках законодательной политики (принятие разного рода нормативных правовых актов, систематизация законодательства), правоприменительной (деятельность органов внутренних дел, судов), юридической (научные исследования в различных областях). Но для достижения эффекта в этих сферах необходимо обеспечивать надлежащую материальную базу, привлекать общественность к участию в деятельности суда присяжных, реформировать систему правоохранительных органов с целью искоренения коррупции, взяточничества.
В условиях демократии государство не должно вмешиваться в жизнь гражданского общества, но оно обязано способствовать тому, чтобы она не препятствовала правовой деятельности государства, граждан и иных субъектов. В частности, от государства требуется проведение такой политики, которая бы свела на нет действие факторов, деформирующих законодательный процесс. Укрепление основ представительной демократии способствует уменьшению влияния частных, узкогрупповых интересов, замене стихийного лоббирования отдельных группировок (прежде всего промышленно‑финансовых, банковских групп, а иногда и отдельных органов государства) на партийно‑политическое опосредование интересов широких социальных слоев. В то же время лоббирование представляет собой один из способов, инструмент взаимодействия представительной власти с иными ветвями власти и общественными организациями. Лоббизм способен мобилизовать ресурсы гражданского общества на поддержку того или иного законопроекта или создать оппозицию ему, тем самым способствуя сплочению общества. В демократически развивающемся обществе посредством лоббирования осуществляется влияние и на управленческие решения, власть побуждается к более активным действиям, обращается внимание на незаслуженно обойденные вниманием проблемы.
Правовая политика общественных организаций может быть представлена как деятельность в связи с изменением и корректировкой государственной правовой политики (народная законодательная инициатива в Италии, лоббирование в правотворческой деятельности и в правоприменительной сфере, реализация форм прямой демократии, акции гражданского неповиновения, означающие неприятие либо действующего права, либо практики его применения, и т. д.). Также важна деятельность по изменению границ вмешательства государства в жизнь гражданского общества (расширение компетенции местного самоуправления, передача функций государства церкви или корпоративным организациям и т. д.).
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.