§ 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
Юридический конфликт – явление, порожденное реальными противоречиями. Но нередко происходят и так называемые ложные конфликты (когда одна сторона искаженно воспринимает цели и позиции другой) и, так сказать, неестественные столкновения, создаваемые искусственно и умышленно. Например, довольно часто конфликты, связанные с национально‑правовыми вопросами, служат лишь прикрытием для противоборства политических и иных сил в ходе борьбы за власть, и иногда ведут к очень тяжелым последствиям – кровопролитию и даже войнам. Конфликты же, не влекущие крайне отрицательных социальных последствий, в основе которых объективно возникающие противоречия, могут продвигать общественный процесс вперед при их разрешении, вести к прогрессивным изменениям. Иначе говоря, в общественной, государственной и личной жизни встречаются конфликты различного типа, они бывают более или менее острыми, стимулирующими движение вперед или, напротив, порождающими тупиковые ситуации.
В исследовании позитивности либо негативности рассматриваемого явления в отечественной литературе, так же как и в зарубежной, сложилось два направления. Сторонники первого направления рассматривают конфликт как постоянный компонент социальных отношений (В.Н. Амелин, Ю.Г. Запрудский, А.Г. Здравомысловидр.). Например, Ю.Г. Запрудский указывает, что конфликты в обществе – обычное дело, о чем свидетельствует их постоянный и повсеместный характер. «Так же как и покой, конфликт может выступать убедительным признаком естественного течения общественной жизни…Конфликт не исчезает, получив определенное разрешение, а лишь переходит в иное состояние, в иную форму движения всегда внутренне конфликтной жизни. Всякое окончание социального конфликта содержит в себе условие будущего конфликта»76. Конфликт есть «нормальное состояние общественной жизни», отмечает А.Г. Здравомыслов, его надо выявлять и развивать, и не надо «вводить людей в заблуждение с помощью мифов о всеобщей гармонии интересов»77.
Сторонники второго направления относятся к конфликту как к нежелательному, негативному явлению, нарушающему нормальное функционирование социальной системы (Н.С. Данакин, Л.Я. Дятченко78А.В. Дмитриев, В.Н. Кудрявцев и др.). В отечественной литературе довольно часто высказывается позиция, дающая отрицательную оценку данному явлению. Приведем точку зрения А.В. Дмитриева и В.Н. Кудрявцева относительно вредности и полезности конфликта: «В действительности конфликт полезен тем, что так или иначе он разрешает противоречие. Но какой ценой? Путем разрушения или серьезного повреждения системы, а то и посредством уничтожения одной из сторон. Лучше, если объективно существующее противоречие не доводить до конфликта, а устранить мирными, цивилизованными средствами. Поэтому о полезности конфликтов, с нашей точки зрения, можно говорить лишь в весьма конкретных случаях и притом в достаточно условном смысле»79. Естественно, было бы лучше, если бы противоречия устранялись иным путем, неконфликтным, но не всегда конфликт является только отрицательным явлением.
Все изменения в конфликте, как положительные, так и отрицательные, происходят одновременно, во взаимосвязи друг с другом. И лишь после его окончания, сделав анализ, можно выделить основное направление конкретного конфликтного процесса. Если конфликт мирный, легализированный, институционализированный, разрешивший противоречие, лежавшее в его основе, без отрицательных общественных последствий, то, скорее всего, в целом он будет являться позитивно‑функциональным.
Раскроем общие функции любого социального конфликта. В конфликтологической литературе нередко объективной функцией конфликта считается разрешение противоречий, породивших противоборство сторон. Но конфликт может и усиливать противоречия, обострять их, загонять в тупик. Конфликт может быть предотвращен, а противоречие, лежащее в его основе, не разрешено. Да и не всегда само разрешение противоречия совпадает с целями участников. Если целью одной из сторон конфликта является, например, устранение противоречия (причем именно в ее пользу), то целью другой стороны вполне может быть сохранение статус‑кво, уклонение от конфликта либо разрешение противоречия без противоборства сторон. В конфликте могут быть даже заинтересованы не сами противоборствующие стороны, а третья сторона, провоцирующая конфликт. Следовательно, в зависимости от различных целей, преследуемых участниками, функции конфликта с их позиций могут быть гораздо более многообразны80. Поэтому выделение разрешения противоречия в общую функцию любого конфликта, в том числе юридического, вряд ли будет правильным.
Конфликт всегда объективно связан с какими‑либо противоречиями, которые его порождают и находят в нем свое выражение. Уже само возникновение конфликта зачастую выявляет породившее его противоречие, т. е. несет о нем определенную информацию, которая расширяется с развитием и изменением противоборства, что представляет информационную функцию конфликта (способность нести информацию об окружающей действительности).
Юридический конфликт отражает правовую действительность, вскрывает юридические противоречия. Он может отражать деформации правовой действительности, указывать на дефекты правовой системы, несовершенство законодательства и судебной практики, выявлять дисбаланс в организации и функционировании государственно‑правовых институтов и т. п. Например, конфликты между исполнительными и законодательными органами могут выявлять такой дисбаланс правовой системы, как несоответствие подзаконных актов законам или, еще того хуже, «подавление» законов подзаконными актами. С помощью конфликта могут выявляться и пробелы в законодательстве, а также несоответствия норм права реальной действительности.
В спокойной обстановке правовая информация не так важна, как в конфликтной. Для скорейшего разрешения конфликта сторона или стороны стараются как можно глубже уяснить правовые нормы, регулирующие данные отношения. Да и не каждый способен получать информацию, скрытую за привычными нормами поведения и деятельности, усваивать нормы путем только наблюдения и лишь через положительные санкции. Выражение «на ошибках учатся» подтверждает, что многие только в процессе конфликтных взаимоотношений узнают свои права, возможности, обязанности.
Конфликт может быть стимулятором, движущей силой общественных и государственных изменений. Способность более быстрыми темпами осуществлять преобразования и изменения выражена в динамической функции конфликта. В спокойной жизненной обстановке годами могут без изменений существовать правовые институты и нормы, а в противоречивой, конфликтной ситуации начинаются более или менее значительные их преобразования.
Юридический конфликт может негативно либо позитивно влиять на процесс изменения правовой действительности. Противоборство может привести к ликвидации, преобразованию и созданию новых государственно‑правовых институтов. Практика последних лет не один раз доказывала, что именно конфликт давал импульс уничтожению какого‑либо правового, государственного учреждения, института и возникновению нового. Так, продолжительный институциональный конфликт (1992–1993 гг.) между законодательной и исполнительной властью (между Съездом, Верховным Советом, с одной стороны, Президентом и правительством – с другой) стимулировал подписание Президентом Российской Федерации 21 сентября 1993 г. Указа «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», что привело к упразднению прежней Конституции страны, ликвидации конституционно избранных законодательных органов. В стране были созданы новые представительные органы, принята новая Конституция, т. е. произошел переворот в государственно‑правовой жизни.
Противоборство может привести к изменению законодательства, к созданию новых правовых норм и обновлению существующих, внесению дополнений и изменений в нормативные акты. Многие юридические конфликты могут разрешаться такими способами управленческого воздействия, как приостановление и отмена акта, что тоже изменяет законодательство.
Таким образом, юридический конфликт может либо нарушать справедливое соотношение позиций либо восстанавливать (полностью или частично) таковое, может выражать справедливое притязание на новый правовой порядок, т. е. быть позитивным явлением и обладать позитивными функциями. Конструктивное отношение к конфликтам предполагает дифференцированный к ним подход, а не только принятие мер для их предотвращения или подавления.
В научной общеконфликтологической литературе предлагаются разнообразные варианты типизации социальных конфликтов по различным основаниям. Общие соображения о типологии конфликтов применимы и к юридическим. В зависимости от состава участников вполне правомерно говорить о межличностных и групповых юридических конфликтах. По сфере возникновения и масштабу проявления они могут подразделяться на локальные, региональные, глобальные, а также внутриорганизационные и внеорганизационные и др. По продолжительности юридические конфликты могут быть краткосрочными, среднесрочными и долгосрочными; по интенсивности – острыми и вялотекущими.
Поскольку проблематика конфликтного поведения имеет множество аспектов, а виды и варианты такого поведения в юридической сфере многообразны, типология юридических конфликтов может проводиться по многочисленным основаниям: по отраслям права, в которых протекает конфликт; по структуре нормы, относящейся к конфликту; по разновидности правоприменительного учреждения;
по характеру связи с механизмом правового регулирования; по формам реализации права; по характеру доминирующих мотивов; по характеру конфликтных действий и т. д.
Типология юридических конфликтов по первому вышеуказанному основанию (по отраслям права) хорошо разработана, по второму и третьему основанию – менее разработана, по остальным – вообще не разработана (эти основания классификации просто предлагаются в качестве возможных).
В отечественной научной литературе есть исследования, специально посвященные конфликтам, происходящим в различных отраслях права (например, немало исследований по трудовым конфликтам, криминальным, уголовно‑процессуальным, гражданским, семейным, экологическим и др.).
Типология юридического конфликта по отраслям права, по структуре нормы, к нему относящейся (уполномочивающей, обязывающей и запрещающей), по разновидности правоприменительного учреждения (по системе государственных правоприменительных и правоохранительных органов) предложена и проанализирована В.Н. Кудрявцевым81. Классифицируя все конфликты в юридической сфере по отраслям права, он выделяет в особую группу международный и межнациональный конфликты, регулируемые нормами международного права, договорами и соглашениями государств, а также конституционным законодательством. Есть много смешанных вариантов конфликтных взаимоотношений, когда задействованы нормы разных отраслей права.
На сегодняшний день не существует единой типологии, полно и однозначно отражающей любой юридический конфликт.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.