§ 2. Этапы прогнозирования
Процесс составления юридических прогнозов, как правило, состоит из семи исследовательских процедур (стадий).
Первая стадия юридического прогнозирования предусматривает подготовку задания на прогноз, т. е. документа, определяющего цели, задачи прогноза, объект исследования, методы прогнозирования, иные существенные вопросы исследования. Иными словами, задание на прогноз выполняет ту же роль, что и программа социально‑правового исследования, и включает следующие элементы:
цели и задачи прогностического исследования. Цели прогнозирования определяют конечные результаты, которые надлежит получить в процессе исследования. Это весьма важный момент. Если цели прогнозирования не будут определены достаточно четко, то вполне возможны ситуации, когда организатор прогноза окажется не удовлетворенным полученными результатами, хотя они полностью соответствуют поставленным целям. Для однозначного понимания целей прогноза разработчики и организаторы конкретизируют их в совокупности исследовательских задач;
описание объекта исследования. Оно дается сообразно поставленным целям и задачам прогнозирования. Называется совокупность правовых и иных явлений, подлежащих изучению. Так, при составлении прогноза эффективности норм права описывается совокупность прогнозируемых норм, определяется круг субъектов права и правоприменительных органов, на которых распространяется действие этих норм, общественных отношений, регулируемых исследуемыми нормами, и т. д. Если предусматривается проведение массового опроса, то в задании на прогноз определяются количественные и качественные параметры такого опроса (социальные слои, группы, подлежащие опросу, регионы, в которых планируется проведение опроса, объем совокупности выборки респондентов и др.);
гипотезы исследования. Обстоятельное описание объекта прогнозирования позволяет сформулировать исследовательские гипотезы о параметрах его будущего состояния, о факторах, которые будут оказывать решающее влияние на переход современного состояния исследуемого в прогнозируемое будущее состояние;
требования, которым должен удовлетворять прогноз. В этом разделе задания на прогноз следует определить промежуток времени, на который разрабатывается прогноз, параметры точности и надежности прогноза, допустимую величину его ошибки.
описание исследовательских процедур. С учетом специфики объекта и предмета исследования, выдвинутых гипотез определяется и перечень исследовательских процедур, которые нужно осуществить, чтобы получить необходимые объективные данные и обеспечить решение задач прогностического исследования. Решается вопрос о специальных методах, методиках исследования, которые целесообразно использовать в процессе исследования;
форму изложения и представления результатов исследования. Этот раздел задания определяет структуру прогноза, целесообразность подготовки поисковой и нормативной частей, либо ограничение исследования только поисковой частью прогноза, тех или иных приложений к прогнозу, призванных обосновать и подтвердить достоверность его выводов и положений.
На основе задания на прогноз составляется развернутый организационно‑технический (координационный) план прогностического исследования, в котором определяются этапы, стадии исследования, исполнители и сроки проведения исследовательских процедур, а также формы представления полученных результатов. В необходимых случаях в плане могут быть указаны материальные, финансовые и другие затраты на проведение исследования.
Задание на прогноз и организационно‑технический план прогностического исследования подлежат рассмотрению и утверждению (согласованию) организатором прогноза. Это позволит избежать необоснованных разногласий при оценке результатов прогноза. Утверждённые задание и организационно‑технический план становятся руководящими документами для разработчиков прогноза в их дальнейшей исследовательской работе.
Вторая стадия юридического прогнозирования предусматривает изучение объекта прогнозирования в реальной жизни, его непосредственном бытии и установление его качественных и количественных характеристик. Прежде чем прогнозировать будущее состояние объекта прогнозирования необходимо основательно разобраться в тем, что он представляет собой в настоящее время, на момент исследования. На этой стадии прогнозирования требуется обстоятельно изучить объект исследования таким, каким он существует в реальной жизни, во всем многообразии его элементов, их связей и соотношений. Например, если объектом прогнозирования выступают нормы права, то нужно обстоятельно выявить их смысл, а также содержание каждого из элементов нормы права – гипотезы, диспозиции и санкции. Кроме того, нужно особо тщательно выявить цели нормативно‑правового акта в целом и цели исследуемых норм права. При изучении таких массовых явлений, как преступность, правомерное поведение граждан и иных лиц, дополнительно потребуется изучение динамики изменений объекта прогнозирования за какой‑либо определенный срок.
Третья стадия юридического прогнозирования предусматривает исследование конкретно‑исторических условий существования и функционирования объекта прогнозирования с целью выявления факторов – социальных или правовых явлений, оказывающих положительное либо негативное воздействие на исследуемый объект и выступающих в качестве причин изменения, развития объекта исследования, его перехода в новое, измененное состояние. Конечный результат этой стадии должен сводиться к максимально полному и всестороннему знанию конкретных связей объекта прогнозирования с другими социально‑правовыми явлениями и процессами и раскрытию механизма воздействия не него других социально‑правовых явлений. Требуется прежде всего установить, под воздействием каких конкретных явлений и процессов объект прогнозирования сформировался и существует в его современном виде, со всеми его позитивными и негативными свойствами, признаками, какие социально‑правовые явления оказывают на объект прогнозирования наиболее интенсивное влияние и будут играть решающую роль в дальнейшем развитии, изменении объекта прогнозирования, его переходе от современного состояния к новому.
Так, при составлении прогноза эффективности нормы права на ближайшие четыре‑пять лет основное внимание надлежит уделить социально‑правовым явлениям и процессам, которые оказывают прямое и наиболее ощутимое воздействие на процессы реализации исследуемой нормы. Это могут быть уровень развития экономики страны, состояние правового сознания и правовой культуры населения, режим законности и состояние правонарушений, эффективность деятельности правоприменительных органов, призванных реализовывать данную норму права, наличие у нормы специального механизма реализации в конкретных отношениях и действенность этого механизма и другие факторы.
Четвертая стадия юридического прогностического исследования сводится к построению математической модели, описывающей систему связей и отношений исследуемого объекта с внешними факторами. При прогнозировании важно не только установить факторы, влияющие на объект прогнозирования, но и суметь выразить это влияние в виде математических моделей, позволяющих определить количественную сторону связи объекта исследования и внешней среды. Основанный на таких знаниях прогноз имеет больше шансов верно предсказать будущее состояние объекта прогнозирования. Так, в составленных советскими юристами в середине 70‑х – начале 80‑х годов прогнозах состояния преступности были применены математические модели, характеризующие зависимость между изменениями социально‑демографической, образовательно‑культурной и профессиональной структур населения и возможными тенденциями преступности. На основе знаний, полученных с помощью математических моделей, представилось возможным определить тенденции развития преступности на ближайшие 10–15 лет.
На пятой стадии прогностического исследования выявляются качественные и количественные характеристики социально‑правовых факторов, воздействующих на объект прогнозирования, а также определяются форма и теснота связи между факторами и исследуемым объектом. На этой стадии осуществляется статистический анализ количественных данных, полученных в ходе прогностического исследования. Решающую роль здесь играют разного рода методы корреляционного анализа, позволяющие не только установить наличие или отсутствие связи между исследуемым фактором и объектом прогнозирования, но и тесноту этой связи, т. е. интенсивность воздействия фактора на объект прогнозирования, его количественные и качественные характеристики.
На шестой стадии юридического прогнозирования проводится концептуальный анализ количественных данных, полученных на предшествующей стадии исследования. Общеизвестно, что статистический корреляционный анализ является хотя и полезным, необходимым познавательным, но все же недостаточным средством прогнозирования. Полученные статистические данные действительно приобретают познавательное значение только после того, как они будут объяснены в рамках общей теории права и специальной отраслевой юридической науки, которая изучает и раскрывает строение, закономерные связи и зависимости объекта прогнозирования. Теоретическая интерпретация статистических данных позволяет, во‑первых, отличить истинные связи и зависимости от ложных, а также установить действительные причины, обусловливающие существование связи и ее количественные и качественные характеристики.
Седьмая стадия, завершающая прогностическое исследование предусматривает составление прогноза либо подготовку научных статей, научных отчетов, иных форм объективации результатов, полученных в ходе исследования.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.