§ 3. Виды юридической деятельности.
Единая по предмету юридическая деятельность является массовидной и многообразной. Она осуществляется различными по социальному и юридическому положению субъектами с различными целями и методами. Особенно ярко своеобразие юридической деятельности проявляется при осуществлении правовой деятельности, направленной на создание новых или совершенствование действующих норм права, конкретизацию норм права применительно к отдельной ситуации, казусу, а также на реализацию норм права в форме использования, исполнения или соблюдения. Поэтому важнейшей в социологии права является проблема типологии юридической деятельности, решение которой способствовало бы максимально полному и глубокому выявлению закономерностей и процессов юридической деятельности и социального действия права.
Один из удачных вариантов типологии юридической деятельности сводится к ее классификации по главным субъектам деятельности – государству, гражданам, общественным объединениям, иным членам гражданского общества. Такая классификация, как представляется, позволяет раскрыть качественное своеобразие юридической деятельности, которое отражено в системе действующего права, в его делении на публичное и частное право.
Деление права на частное и публичное имеет давнюю традицию и восходит к Древнему Риму. Так, по мнению Ульпиана (170–228), публичным правом является все то, что относится к положению государства. В частное право входит все то, что составляет пользу отдельных лиц. В современной юридической литературе к публичному праву относят государственное, административное, финансовое, земельное, природоохранительное, уголовное, уголовно‑процессуальное и гражданское процессуальное право. Систему частного права составляют гражданское, семейное и трудовое право.
Государство как орган управления делами общества обязано признавать, формулировать и охранять его интересы, выступать суверенным и полновластным субъектом юридической деятельности в сфере публичного права. Государственные органы выступают в качестве носителей государственно‑властных (публичных) полномочий, которые реализуются в интересах и во благо общества, государства, тех или иных социальных слоев, групп.
Гражданин выступает равноправным субъектом публичных отношений в процессе формирования представительных органов власти, в ходе референдума, при иных формах проявления непосредственной демократии. В остальных правоотношениях – а их большинство – он занимает подчиненное, зависимое положение.
Государственные органы могут предписывать определенные варианты поведения гражданам и иным субъектам права, требовать от них неукоснительного исполнения и соблюдения действующего законодательства, применять к нарушителям меры государственного принуждения, выносить решения о признании тех или иных субъективных прав граждан. Гражданин вправе обжаловать решения, принимаемые государственными органами, но если они вступили в законную силу, то ему не остается ничего иного, как подчиниться и выполнить такие решения.
В сфере частного права, наоборот, безраздельно господствуют законные личные интересы граждан, их объединений. Именно им, а не государству принадлежит здесь ведущая, солирующая роль. Государство и его органы могут также выступать субъектами гражданско‑правовых, трудовых, сельскохозяйственных отношений. Однако в этом случае государственные органы, равно как и государство, не имеют никаких преимуществ перед остальными субъектами, выступают в качестве юридического лица, имеющего те же права и обязанности, что и иные участники правоотношений. Все отношения в сфере частного права строятся на принципах равноправия субъектов права, возникают, изменяются и прекращаются по их свободному волеизъявлению. Здесь любые, в том числе и государственно‑правовые формы принуждения к вступлению в правоотношения, ограничению правоспособности и дееспособности граждан запрещаются законом под угрозой наступления уголовной, административно‑правовой и иной юридической ответственности.
Таким образом, классификация юридической деятельности по субъектам ее осуществления приводит к ее членению на две большие сферы: 1) юридическую деятельность государства; 2) юридическую деятельность граждан, иных членов гражданского общества. Каждая из выделенных сфер в известных пределах является автономной и характеризуется качественным своеобразием правового режима деятельности, способов ее осуществления и полученными результатами. В то же время названные сферы юридической деятельности не являются однородными и внутри каждой из них также имеются качественно своеобразные, специфические виды деятельности.
Качественное своеобразие отдельных видов юридической деятельности государства наиболее ярко проявляется в его деятельности, осуществляемой на отдельных стадиях действия социального механизма правового регулирования: правотворчества, правового информирования, правоприменения и социально‑правового контроля. Юридическая деятельность государства на каждой из названных стадий, как мы уже убедились при изучении социального механизма правового регулирования, характеризуется специфическими целями и задачами, а также конечными результатами и может быть выделена в относительно самостоятельный вид деятельности.
Таким образом, с учетом избранного основания классификации юридическая деятельность государства может быть подразделена на четыре вида: 1) правотворческую; 2) информационную; 3) правоприменительную; 4) деятельность в сфере социально‑правового контроля.
Граждане и иные лица также активно участвуют в действии социального механизма правового регулирования на всех стадиях – в правотворчестве, правоприменении, социально‑правовом контроле, правовом информировании. Однако классификация их деятельности по названным стадиям будет искусственной. Юридическая деятельность граждан и иных лиц здесь подчинена волевым решениям и действиям государства, его органов и органически согласуется с ними и исходит из них. Поэтому деятельность граждан и иных субъектов гражданского общества, лишенная собственных целей, предстает скорее объектом, чем субъектом юридической деятельности государства и не образует ее отдельного, относительно самостоятельного вида.
Лишь на стадии реализации норм частного права граждане и иные лица выступают самостоятельным и действенным субъектом. Действуя на основании и в соответствии с законами, иными нормативно‑правовыми актами, субъекты частного права самостоятельно определяют свои права и обязанности в сфере производства, обмена, распределения и потребления материальных и духовных благ и исполняют взятые на себя обязательства. Государство здесь, наоборот, лишено ведущей роли и осуществляет лишь функции социально‑правового контроля, надзора за законностью в деятельности граждан и иных участников частноправовых отношений.
Юридическая деятельность граждан по реализации норм частного права образует самостоятельный вид юридической деятельности и подлежит специальному изучению наряду с видами юридической деятельности государства, ибо для социологии права важно не только назвать виды правовой деятельности, но и полно и всесторонне охарактеризовать их. Поэтому дальнейший анализ механизма социального действия права предполагает изучение специфики каждого из видов юридической деятельности государства и гражданского общества по отдельности.
- Москва 2014 г. Аннотация
- Введение
- Раздел I Вопросы теории и истории социологии права. Глава 1 Социология права как наука и учебная дисциплина. § 1. Социальная обусловленность права – основной вопрос социологии права.
- § 2. О предмете и объекте социологии права.
- § 3. Задачи и система социологии права как учебной дисциплины.
- Глава 2 История становления и развития социологического подхода к праву. § 1. История становления социологии права.
- § 2. Институциональная социология права.
- § 3. Прагматическая социология права.
- § 4. Реалистическая социология права.
- § 5. Эмпирическая социология права.
- Глава 3 Становление и развитие социологического подхода к праву в России. § 1. Формирование основ социологического подхода к праву в России (конец XIX – начало XX вв.).
- § 2. Развитие социологического подхода к праву в Советской России (20–80 годы XX в.).
- § 3. Развитие российскими учеными социологического подхода к праву на современном этапе.
- Раздел II Социально‑правовой механизм регулирования общественных отношений. Глава 4 Право как социальный институт. § 1. Понятие права. Его социальные функции.
- § 2. Понятие и формы правового сознания.
- § 3. Юридический механизм правового регулирования.
- Глава 5 Социальный механизм правового регулирования. § 1. Понятие и основные элементы социального механизма правового регулирования.
- § 2. Стадии действия социального механизма правового регулирования.
- Глава 6 Правовая социализация личности. § 1. Детерминация процессов правовой социализации общими, групповыми и частными интересами.
- § 2. Социально‑психологические факторы правового поведения.
- § 3. Правовая социализация личности.
- § 4. Механизм принятия юридически значимого решения.
- Глава 7 Правовая политика современного демократического государства. § 1. Понятие правовой политики государства.
- § 2. Субъекты правовой политики.
- § 3. Основные характеристики правовой политики в демократическом государстве.
- § 4. Принципы правовой политики.
- § 5. Формы правовой политики.
- § 6. Правовая политика в области юридической науки.
- § 7. Приоритеты современной правовой политики в условиях демократического государства.
- Глава 8 Социологическое обеспечение правотворчества. § 1. Законотворчество как вид социального проектирования.
- § 2. Понятие и виды социологического обеспечения правотворчества.
- § 3. Социологическая информация об эффективности действующих норм права.
- § 4. Социологическая информация о потребностях и социально‑правовых интересах.
- § 5. Социологическая информация о социально‑правовом механизме действия проектируемых норм права.
- § 6. Прогнозирование как вид социологического обеспечения правотворчества.
- Глава 9 Юридическая деятельность. § 1. Понятие юридической деятельности.
- § 2. Предмет и пределы юридической деятельности.
- § 3. Виды юридической деятельности.
- Глава 10 Cоциология правовой информированности населения. § 1. Понятие и условия правовой информированности населения.
- § 2. Деятельность государства по правовому информированию населения.
- § 3. Правовое информирование гражданского общества общественными объединениями и иными субъектами политической системы.
- § 4. Участие средств массовой информации в правовом информировании граждан и иных заинтересованных лиц.
- § 5. Правовое обучение и воспитание как одна из задач общего и профессионального образования.
- Глава 11 Социология правоприменения. § 1. Правоприменение как вид социальной деятельности.
- § 2. Субъекты правоприменительной деятельности.
- § 3. Условия правоприменительной деятельности: общие, специальные и индивидуальные.
- § 4. Фактическая деятельность правоприменителей. Социальные критерии ее оценки.
- Глава 12 Социология правоотношений в сфере частного права. § 1. Социальная ценность частноправовых правоотношений.
- § 2. Социальная дееспособность субъектов частного права.
- § 3. Юридическая деятельность по реализации норм частного права в правоотношениях.
- § 4. Социальные условия (среда) деятельности субъектов частного права.
- Глава 13 Юридическая конфликтология. § 1. История становления конфликтологии.
- § 2. Социальная природа юридического конфликта.
- § 3. Функции и типология юридического конфликта. Функциональная направленность конфликта.
- § 4. Динамика (возникновение, изменение и завершение) юридического конфликта.
- § 5. Структура юридического конфликта.
- § 6. Разрешение юридического конфликта.
- § 7. Прогнозирование юридического конфликта и его профилактика.
- Глава 14 Социально‑правовой контроль. § 1. Право и иные социальные нормы.
- § 2. Понятие социального контроля.
- § 3. Виды социально‑правового контроля.
- Раздел III Методология и методы социально‑правовых исследований. Глава 15 Понятие и виды социально‑правовых исследований. § 1. Понятие социально‑правовых исследований.
- § 2. Основные процедуры социально‑правового исследования.
- § 3. Новизна социально‑правового исследования.
- § 4. Основные виды социально‑правовых исследований.
- Глава 16 Программа социально‑правового исследования. § 1. Понятие и структура программы.
- § 2. Определение проблемы, объекта и предмета исследования.
- § 3. Характеристика целей и задач исследования.
- § 4. Интерпретация основных понятий.
- § 5. Предварительный системный анализ объекта исследования.
- § 6. Формулирование гипотез.
- § 7. Процедурная часть программы социально‑правового исследования.
- Глава 17 Методы сбора и обобщения первичной социологической информации.
- § 1. Наблюдение.
- § 2. Документальные источники.
- § 3. Опрос как метод социально‑правового исследования.
- § 4. Эксперимент как метод юридико‑социологического исследования.
- § 5. Обобщение эмпирической информации.
- Глава 18 Исследования эффективности норм права.
- § 1. Основы теории эффективности правовых норм.
- § 2. Методические основы изучения эффективности правовых норм.
- § 3. Прогнозирование эффективности правовых норм.
- Глава 19 Социально‑правовые исследования правосознания. § 1. Исследования уровня правовых знаний населения.
- § 2. Исследования престижа права и закона.
- § 3. Исследования общественного мнения по проблемам права и законодательства.
- § 4. Исследования правосознания юристов.
- Глава 20 Юридическое прогнозирование. § 1. Понятие юридического прогнозирования.
- § 2. Этапы прогнозирования
- § 3. Структура и виды юридических прогнозов.
- § 4. Методы юридического прогнозирования.
- Глава 21 Организация социально‑правового исследования.