logo search
Учебник КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

§ 7. Совершенствование законодательства, регулирующего положения о реорганизации юридических лиц

Существующее в настоящее время российское корпоративное законодательство складывается в систему, заданную Гражданским кодексом Российской Федерации и построенную по принципу «отдельная организационно-правовая форма – особый федеральный закон». Однако в настоящее время назрела необходимость в пересмотре концептуальных идей, заложенных в основание такой системы, причем потребность в этом продиктована запросами практики и экономического оборота. Наиболее пагубно указанный подход отразился на регулировании реорганизационных процедур, в том числе при реструктуризации компаний, поскольку в нынешних условиях реорганизация коммерческих организаций, в результате которой создается юридическое лицо иной (отличной от первоначальной) организационно-правовой формы, не находит правовой базы.

Необходимо унифицировать схожие по своему характеру отношения, возникающие по поводу реорганизации юридических лиц различных организационно-правовых форм. Наиболее принципиальные нормы могут быть отражены в ГК РФ в развитие имеющихся положений о реорганизации.

В настоящее время даже в рамках типа хозяйственных обществ не допускаются смешанные формы реорганизации, в которых участвуют, например, АО и ООО. Целесообразно закрепление в отношении каждой организационно-правовой формы юридических лиц конкретных реорганизационных цепочек, которые бы отражали все возможные формы реорганизации; соответственно, все прочие формы, как недопустимые, были недвусмысленно исключены. Основной принцип применительно к смешанным формам реорганизации заключается в том, что реорганизация коммерческих организаций сопряженная с изменением организационно-правовой формы (в которой участвуют юридические лица различных видов) возможна, если в соответствии с федеральным законом допускается преобразование таких организаций.

Аналогичную норму следует предусмотреть для смешанных реорганизаций, в которых участвуют только некоммерческие организации, хотя и различных видов. Наконец, следует запретить по общему правилу смешанные реорганизации, в которых одновременно участвовали бы как коммерческие, так и некоммерческие организации. Случаи, при которых бы допускались преобразование некоммерческих организаций в коммерческие и наоборот, необходимо исчерпывающим образом закрепить в ГК РФ или специальном законе о реорганизации.

В настоящее время решающее значение в определении имущественных прав и обязанностей юридических лиц, возникающих при реорганизации, имеют передаточный акт или разделительный баланс. Необходимо пересмотреть статус и содержание документов, оформляющих реорганизацию, поскольку они утверждаются одновременно с принятием решения о реорганизации на общем собрании участников (акционеров), а права и обязанности переходят к правопреемникам, образующимся в результате осуществления реорганизации, лишь в момент государственной регистрации вновь созданного юридического лица. Поскольку процесс реорганизации может занимать месяцы и даже годы, к моменту его окончания разделительный баланс или передаточный акт теряют свою достоверность.

Необходимо законодательно закрепить норму, согласно которой с принятием решения о реорганизации соответствующий орган юридического лица, принявший решение о реорганизации, в обязательном порядке должен утвердить общие количественные и качественные параметры передаваемых прав и обязанностей (либо имущественных комплексов или их частей) от реорганизуемого юридического лица ко всем организациям, создаваемым в результате реорганизации. При этом указанные показатели должны фиксироваться в решении о реорганизации, в договоре о реорганизации или в специально утверждаемом приложении.

Действующее законодательство необоснованно закрепляет по существу безусловную защиту прав кредиторов реорганизуемого юридического лица, подчас в ущерб интересам реорганизуемого бизнеса, более того, наделяет кредиторов правом фактического блокирования реорганизации (в форме предъявляемого во внесудебном порядке требования о досрочном исполнении обязательств и возмещении возникающих при этом убытков).

Целесообразно заменить данную норму правом кредиторов реорганизуемого юридического лица потребовать досрочного исполнения или прекращения соответствующих обязательств и возмещения убытков в судебном порядке, при этом суд вправе отказать в удовлетворении таких требований, если реорганизуемая организация или ее правопреемники докажут, что в результате реорганизации опасности ненадлежащего исполнения обязательства не возникнет.

В качестве дополнительных гарантий прав кредиторов возможны следующие меры:

- солидарная ответственность всех правопреемников реорганизованных в форме разделения или выделения юридических лиц, если после осуществления реорганизации одно из юридических лиц оказывается не в состоянии удовлетворить требования своих кредиторов (на уровне закона следует отразить детальную процедуру реализации подобной ответственности);

- обязательное предоставление участниками (акционерами, членами) юридического лица, реорганизуемого в форме преобразования, присоединения и слияния, обеспечения исполнения обязательств, которые перейдут к создаваемому юридическому лицу в порядке универсального правопреемства;

- механизм ответственности менеджеров и членов советов директоров за убытки, причиненные кредиторам, если менеджеры или члены совета директоров участвующих в реорганизации юридических лиц своими действиями или бездействиями привели к сокрытию информации, связанной с фактом реорганизации или наиболее существенных условий ее проведения.

Приложение

Концепция развития корпоративного

законодательства

на период до 2008 года

(одобрена Правительством Российской Федерации

в мае 2006 года)

Введение

В долгосрочной перспективе экономическое развитие и экономический рост зависят от качества институтов – формальных и неформальных правил ведения бизнеса и механизмов, обеспечивающих их соблюдение. Непоследовательность и бессистемность при разработке программ, стимулирующих развитие институтов, явились одной из причин столь длительного трансформационного спада в российской экономике. Эти же факторы сегодня существенно замедляют экономическое развитие.

Создание комфортных условий ведения бизнеса является главным условием для обеспечения высоких темпов роста российской экономики и повышения ее конкурентоспособности. Для этого необходимо развитое и гибкое корпоративное законодательство, четко описывающее «правила игры», и эффективная система правоприменения.

Настоящая Концепция содержит цели и задачи, а также определяет основные направления развития корпоративного законодательства на период до 2008 года.

Реализация Концепции позволит: