logo
Учебник КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

2. Полномочия совета директоров в сфере общего руководства деятельностью общества

Совет директоров играет важную роль в сфере общего руководства деятельностью и во внутренней организации общества. При этом совет директоров наделен следующими полномочиями:

а) Определение приоритетных направлений деятельности общества и осуществление стратегического руководства

К компетенции совета директоров относится определение приоритетных направлений и стратегии деятельности общества (подпункт 1 пункта 1 статьи 65 Закона об АО).

Совет директоров должен (пункты 3.1 и 7.1 главы 1 Кодекса ФКЦБ):

-определять стратегию развития общества;

-ежегодно утверждать финансово-хозяйственный план;

-утверждать процедуры внутреннего контроля.

Совет директоров определяет приоритетные направления деятельности общества с учетом рыночной ситуации, финансового состояния общества и других факторов (пункт 1.1 главы 3 Кодекса ФКЦБ). Стратегические планы и бизнес-планы общества должны пересматриваться и оцениваться с точки зрения их реалистичности не реже одного раза в год. Такая оценка также должна охватывать планы выпуска продукции, маркетинговой деятельности и инвестиций. Наконец, совет директоров должен утверждать единый документ, содержащий запланированные на следующий год финансово-экономические показатели.

Принципы надлежащего корпоративного управления предполагают следующее:

• генеральный директор и правление должны согласовывать с советом директоров совершение сделок, не соответствующих финансово-хозяйственному плану (нестандартных сделок);

• обществу следует определить во внутренних документах подробную процедуру, в соответствии с которой генеральный директор и правление будут согласовывать совершение операций, которые выходят за рамки финансово-хозяйственного плана;

• совет директоров должен быть наделен правом запретить генеральному директору и правлению совершение любых нестандартных операций, причем такой запрет должен быть мотивирован.

Совет директоров не участвует в повседневном управлении обществом, поскольку за это отвечают исполнительные органы.

Корпоративная практика в России169. Согласно результатам проведенного по заказу МФК исследования, наиболее типичными функциями, выполняемыми советами директоров, являются: избрание председателя совета директоров и прекращение его полномочий (79% респондентов), утверждение крупных сделок (71% респондентов), утверждение оперативных планов работы (62% респондентов) и годовых бюджетов (53% респондентов). Кроме того, советы директоров обычно назначают и смещают с должностей председателя коллегиального исполнительного органа (генерального директора), руководителей высшего звена и правления. Тем не менее в четверти опрошенных компаний советы директоров принимают решения об утверждении аудитора, а в 18% компаний они избирают и смещают с должности своих собственных членов (в соответствии с российским законодательством данные полномочия закреплены за общим собранием акционеров). Общества, которые нарушают правила, касающиеся утверждения аудиторов, обычно нарушают и правила, касающиеся назначения и досрочного прекращения полномочий членов совета директоров.

б) Образование исполнительных органов

Совет директоров вправе образовать исполнительные органы общества, при условии, что устав относит принятие решения по этому вопросу к компетенции совета директоров (подпункт 8 пункта 1 статьи 48 Закона об АО). Если в уставе ничего не сказано об этом, то согласно Закону об АО данный вопрос относится к компетенции общего собрания акционеров.

в) Прекращение полномочий исполнительных органов

Полномочия по образованию исполнительных органов предполагают также полномочия по досрочному прекращению полномочий таких органов. Совет директоров не вправе досрочно прекратить полномочия исполнительных органов, если образование таких исполнительных органов отнесено к компетенции общего собрания акционеров.

г) Приостановление полномочий исполнительных органов

Если вопрос об образовании и досрочном прекращении полномочий исполнительных органов относится к компетенции общего собрания акционеров, то совет директоров может быть наделен правом приостановить полномочия генерального директора и управляющего (управляющей организации), которое должно быть закреплено в уставе. Совет директоров не вправе приостанавливать полномочия правления.

д) Образование временных исполнительных органов

Если вопрос об образовании исполнительных органов относится к компетенции общего собрания акционеров и устав предусматривает право совета директоров приостановить полномочия генерального директора и управляющего (управляющей организации), то совет директоров при решении о приостановлении также должен принять решение об образовании временных исполнительных органов, как показано в таблице 10.

Таблица 10. Случаи, когда совет директоров имеет право принять решение об образовании временных исполнительных органов

Временный генеральный директор

(абзацы 3 и 4 пункта 4 статьи 69 Закона об АО)

• если совет директоров осуществил право приостановить полномочия генерального директора, предусмотренное уставом, в силу того что генеральный директор не может исполнять свои обязанности;

• если совет директоров осуществил право приостановить полномочия управляющего (управляющей организации), предусмотренное уставом, в силу того, что управляющая организация или управляющий не могут исполнять свои обязанности.

Временное правление

(абзац 1 пункта 2 статьи 70 Закона об АО)

• если образование исполнительных органов отнесено уставом к компетенции общего собрания акционеров и количество членов правления становится меньше количества, составляющего кворум, который предусмотрен уставом или внутренним документом общества.

При таких обстоятельствах решение об образовании временного исполнительного органа должно сопровождаться решением о проведении внеочередного общего собрания акционеров для избрания нового состава исполнительных органов.

Надлежащая практика. Разумный срок для принятия решения о проведении внеочередного общего собрания - 60 дней с момента назначения временного исполнительного органа.

е) Договоры с исполнительными органами

Председатель совета директоров вправе подписывать договоры между обществом и членами исполнительных органов (абзац 2 пункта 3 статьи 69 Закона об АО). Совет директоров также может уполномочить другое лицо (помимо своего председателя) заключать договоры с членами исполнительных органов

Надлежащая практика170. Хотя в законодательстве не указывается, кто определяет условия договоров с менеджерами высшего звена (в том числе размер выплачиваемого им вознаграждения), рекомендуется, чтобы это делал совет директоров 24.

В соответствии с обычной международной практикой размер вознаграждения, выплачиваемого генеральному директору и менеджерам высшего звена, определяет комитет по вознаграждениям, создаваемый советом директоров. Так, в Кодексе корпоративного управления Германии указывается, что размер вознаграждения, выплачиваемого членам правления, устанавливается советом директоров на основе оценки их работы. Критерии определения размера вознаграждения таковы; задачи, выполняемые членами правления; результаты их работы; экономическая ситуация; оценка результатов деятельности данной компании в сравнении с конкурентами.

ж) Контроль за деятельностью исполнительных органов

Исполнительные органы должны быть подотчетны общему собранию акционеров и совету директоров (пункт 1 статьи 69 Закона об АО).

Исполнительные органы обычно отчитываются перед акционерами в ходе общего собрания. Большинство акционеров, в частности мелкие инвесторы, не могут осуществлять повседневный контроль за деятельностью менеджеров общества (пункт 1.2.1 главы 3 Кодекса ФКЦБ). Эта задача возлагается на совет директоров, который осуществляет контроль за деятельностью исполнительных органов от имени всех акционеров. Чтобы совет директоров мог выполнять контрольные функции, нужно, чтобы устав наделил его необходимыми полномочиями по широкому кругу вопросов, в том числе полномочиями по утверждению процедур внутреннего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью общества.

При образовании и формировании коллегиального исполнительного органа необходимо обеспечить баланс между осуществлением контроля за деятельностью генерального директора и предоставлением ему достаточной самостоятельности при ведении бизнеса. Риски, сопряженные с недостаточным уровнем контроля, хорошо известны: менеджеры могут действовать в своих личных интересах, обманывая акционеров. В то же время излишняя опека также чревата неприятностями. К ним можно отнести чрезмерно усложненную процедуру принятия мелких управленческих решений и политизацию процесса принятия таких решений. Как слабая система контроля, так и чрезмерная опека могут привести к экономической неэффективности и юридическим проблемам. В связи с этим устав и внутренние документы общества следует разрабатывать с учетом такого распределения обязанностей между органами управления общества, которое будет обеспечивать наилучшее соответствие возможностей каждого органа поставленным перед ним задачам. Задачи по управлению текущей деятельностью общества должны, безусловно, быть возложены на профессиональных менеджеров. Задачи по осуществлению контроля должны быть возложены на надзорные органы, такие как общее собрание акционеров и совет директоров.

Например, совет директоров имеет право запросить протокол заседания правления. Совет директоров также решает, может ли генеральный директор или член правления занимать должность в органах управления другого юридического лица, чтобы избежать возникновения конфликта интересов и чтобы это не помешало генеральному директору и членам правления надлежащим образом выполнять свои функции.

Члены совета директоров должны понимать, что именно им необходимо контролировать. В круг ключевых вопросов, которые должны находиться под контролем совета директоров, входят следующие:

• общие результаты деятельности общества, в особенности по сравнению с его конкурентами;

• соблюдение исполнительными органами норм законодательства и положений устава и внутренних документов общества, в том числе касающихся корпоративного управления, управления рисками, внутреннего контроля и этики;

• работа исполнительных органов, как в целом, так и на уровне отдельных должностных лиц;

• разъяснение стратегии общества;

• достижение целей общества в сфере маркетинга и продаж;

• финансовые результаты деятельности общества;

• отношения с основными заинтересованными лицами, в том числе акционерами общества, работниками, поставщиками и клиентами.

з) Назначение корпоративного секретаря

Хотя в Законе об АО ничего не говорится о полномочиях совета директоров по назначению корпоративного секретаря, такие полномочия могут быть предусмотрены в уставе (подпункт 18 пункта 1 статьи 65 Закона об АО).

Назначение корпоративного секретаря и определение условий заключаемого с ним договора, в том числе размера выплачиваемого ему вознаграждения, должно быть отнесено к компетенции совета директоров (пункт 2.1 главы 5 Кодекса ФКЦБ). Кроме того, корпоративный секретарь должен быть подотчетен совету директоров в соответствии с условиями договора, заключаемого с ним.

и) Утверждение внутренних документов

Совет директоров утверждает внутренние документы общества, за исключением тех, утверждение которых отнесено к компетенции общего собрания акционеров или исполнительных органов общества (подпункт 13 пункта 1 статьи 65 Закона об АО).

Надлежащая практика. В Кодексе ФКЦБ рекомендуется, чтобы совет директоров утверждал внутренние документы, касающиеся:

• дивидендной политики (пункт 1.1.1 главы 9 Кодекса ФКЦБ);

• информационной политики (пункт 4.1.1 главы 7 и пункт 2.3.1 главы 3 Кодекса ФКЦБ);

• этических норм (пункт 4.12 главы 3 Кодекса ФКЦБ);

• деятельности контрольно-ревизионной службы (пункт 1.1.1 главы 8 Кодекса ФКЦБ);

• управления рисками (пункт 1.2.2 главы 3 Кодекса ФКЦБ);

• проверки финансово-хозяйственной деятельности общества (пункт 3.1.3 главы 8 Кодекса ФКЦБ);

• деятельности корпоративного секретаря (глава 5 Кодекса ФКЦБ).

к) Создание филиалов и открытие представительств

Создание филиалов и открытие представительств общества отнесено к компетенции совета директоров (подпункт 14 пункта 1 статьи 65 Закона об АО). Точно так же, хотя в Законе об АО ничего не говорится об этом, к компетенции совета директоров должно быть отнесено и прекращение деятельности и закрытие таковых.