§ 4. Первичное публичное размещение (ipo)
Сегодня в России тема IPO стала очень актуальной. Каковы причины и что можно ожидать от этого нового явления для российского финансового рынка?
Прежде всего, необходимо определиться с тем, что понимать под термином (IPO) Initial Public Offering. В классическом понимании IPO – это первичное публичное размещение, когда компания впервые выпускает свои акции на рынок и их покупает широкий круг институциональных и частных инвесторов296. В России понятие IPO иногда трактуют более широко, причисляя к нему и вторичное размещение на рынке значительного пакета акций через механизм публичного размещения297:
- частное размещение среди узкого круга заранее отобранных инвесторов с получением листинга на бирже (placing, private offering);
- размещение компанией, чьи акции уже торгуются на бирже, дополнительного выпуска акций на открытом рынке – так называемое доразмещение или вторичное публичное размещение (followon);
- публичная продажа крупного пакета действующих акционеров – secondary public offering (SPO);
- прямые публичные размещения от эмитента (и силами эмитента) напрямую первичным инвесторам, минуя организованный рынок – direct public offering (DPO).
Таким образом, разновидностей много, но в целях унификации понятий принято описывать их одним термином - IPO, так их объединяет главное – распространение акций среди широкого круга инвесторов, которое происходит публично.
Российские компании обладают такими основными особенностями IPO:
- во-первых, развитие компаний-эмитентов и всего российского финансового рынка подошло к такому уровню, когда стало насущной необходимостью диверсификации источников финансирования, а также увеличение роли долевого финансирования, в т.ч. через публичное размещение своих акций;
- во-вторых, в последнее время самые «громкие» российские IPO проходят на западных площадках, что вызывает некую «цепную реакцию», подвергая интерес российских эмитентов к размещению акций за рубежом; в свою очередь это вызывает обеспокоенность российских регуляторов и бирж, заставляя их активизировать согласованные действия по созданию условий для проведения IPO на рынке.
Что касается истории IPO, то исторические корни процедуры IPO лежат в первых примерах привлечения инвестиционного капитала посредством выхода на фондовый рынок. Как отмечает А. Потемкин, еще в начале XVII в. в Англии и Голландии акционерные компании впервые предложили свои акции на бирже частных инвесторам, банкам и инвестиционным трастам298.
В Европе середина XIX в. также стала временем расцвета фондовых операций, об этом свидетельствует грюндерство - массовая лихорадочная организация промышленных, строительных и торговых акционерных обществ, банков, кредитных и страховых компаний, сопровождавшаяся кредитной экспансией, широкой эмиссией ценных бумаг (акций и облигаций), а также биржевыми спекуляциями. В германии грюндерство особенно расцвело в связи с получением 5-миллиардной контрибуции от Франции после франко-прусской войны 1870-1871 гг. в начале 70-х годов XIX в. грюндерство приняло международный характер. Наиболее интенсивно развертывалось оно в США и России. В 1871-1873 гг. мировая эмиссия ценных бумаг достигла 40 млрд. франков.
Современная история IPO берет свое начало с 70-х годов XX в. после либерализации мирового финансового рынка. С тех пор рынок IPO испытывал взлеты и падения, но наиболее значительным стал его рост в так называемом «бычьем» периоде 1995-2000 гг. в рекордном 1999 г. на волне стремительного развития IT-компаний на мировой рынок IPO вышло около 2000 компаний, которые привлекли примерно 200 млрд. долларов.
В период спада на фондовых рынках в 2001-2003 гг. рынок IPO испытал существенное снижение. В 2003 г. через IPO было привлечено лишь около 50 млрд. долларов. Следует отметить, что активность IPO, сильно зависящая от рыночной конъюнктуры, может замирать полностью. Например, на фондовом рынке Германии после бума 2000 г. в течение почти 2 лет не было ни одного IPO.
Но 2004 г. стал переломным годом для IPO: на рынок вышло более 1200 эмитентов, которые привлекли в общей сложности 133 млрд. долларов.
Подходы компаний разных стран к решению задачи привлечения средств через IPO во многом обусловлены историческими традициями и местом, занимаемым фондовым рынком в экономике страны.
Финансовый рынок России традиционно развивался в основном как долговой. В результате сегодня, по мнению А. Потемкина, фондовый рынок остается малозаметным в масштабах экономики, у компаний не возникает серьезного стремления проводить на нем IPO, и, как следствие, Россия пока не имеет заметного места на мировом рынке IPO299.
Как считают С. Опарин и Ю. Приходина, 2005-ый год можно смело назвать годом IPO российских компаний, парадокс ситуации заключается в том, что наиболее значительный объем размещений пришелся на зарубежные рынки, тогда как доля размещений на внутреннем рынке составила всего около 110 млн. долларов300. Статистика публичных размещений на российском фондовом рынке за последние 10 лет свидетельствует о том, что IPO провели менее 10 российских компаний:
в 2002 г. – компания «РосБизнесКонсалтинг»;
в 2003 г. – компания «Аптека 36,6»;
в 2004 г. – компании «Седьмой континент», «Калина», «Иркут» и «Открытые инвестиции»; всего в 2004 г. было привлечено 302,9 млн. долларов;
в 2005 г. – компании «Лебедянский» и «Хлеб Алтая»301.
Причиной такого низкого показателя публичных размещений является не только неподготовленность самих эмитентов по ряду существенных для IPO критериев, но также и действующее законодательство, содержащее целый ряд пробелов и создающее лишние трудности для возможного выхода эмитентов на рынок публичных размещений.
Анализируя причины такой низкой популярности IPO среди эмитентов, С. Опарин и Ю. Приходина выделяют несколько факторов, препятствующих использованию российскими компаниями указанного способа размещения на российском фондовом рынке302.
Внешние факторы:
- пробелы и недоработки в законодательстве;
- отсутствие единого понимания у участников рынка ценных бумаг при толковании и, соответственно, применении действующего законодательства, регламентирующего вопросы публичного размещения и обращения ценных бумаг;
- низкий уровень доверия инвесторов, вызванный, в том числе громким «делом ЮКОСа».
Внутренние факторы:
- неудовлетворительный уровень информационной прозрачности эмитентов и недостаточный уровень корпоративного управления;
- неподготовленность организационной структуры и структуры активов компаний.
Проведение IРО неразрывно связано с понятием «биржа». В этом смысле, по мнению А. Потемкина, ММВБ обладает уникальным набором аукционных процедур, реализованных в торговой системе, с успехом использующихся при размещениях облигаций и готовых быть задействованными при IРО. К тому же эти технологии могут быть трансформированы под конкретные потребности клиентов. Это, в частности303:
- аукцион по цене отсечения - возможность первичного размещения ценных бумаг (акций и облигаций) при наличии требования единой цены размещения;
- аукцион по цене спроса - возможность размещения ценных бумаг при отсутствии требования единой цены размещения с целью максимального привлечения средств. По этой схеме могут проводиться вторичные размещения акций (SРО), размещения субфедеральных и муниципальных облигаций;
- размещение в режиме адресных заявок - возможность размещения ценных бумаг с контролем круга потенциальных инвесторов при продажах бумаг от эмитента. По этой схеме были проведены размещения РБК и компании «Калина»;
- размещение от андеррайтера в режиме переговорных сделок - возможность размещения ценных бумаг с гарантиями полного размещения для эмитента и контроля круга потенциальных инвесторов.
По этой схеме были проведены размещения компаний «Иркут» и «Аптека 36,6».
Однако процедура IРО включает не только технологии для первичного размещения. Группа ММВБ обладает полным комплексом технологий, необходимых для успешного проведения всех стадий IРО, - от помощи в подготовке документов для IРО, маркетинга и сбора заявок до финальных расчетов и поставки по итогам размещения и начала вторичных торгов.
Рассматривая рынок IРО в более широком макроэкономическом контексте, необходимо отметить несколько важнейших его функций:
1) посредством IРО привлекаются значительные инвестиции, что стимулирует общий экономический рост;
2) массовое проведение IРО способствует переливу капитала в экономике, структурной перестройке, развитию перерабатывающих и наукоемких отраслей;
3) развитие рынка IРО содействует развитию венчурного финансирования, так как создает эффективный способ выхода венчурного инвестора из бизнеса.
Но развитие рынка IРО способствует не только росту экономики в целом. Проведение первичных размещений акций - это важное условие поступательного развития фондового рынка, увеличения числа торгуемых инструментов, повышения его ликвидности и капитализации.
Каковы же дальнейшие пути развития рынка IРО российских компаний? Понимание проблем IРО со стороны российского регулятора позволит в ближайшем будущем снять ряд проблем нормативного характера. Это обеспечит развитие рынка IРО малых и средних компаний, которые не могут себе позволить проводить размещения на зарубежных площадках ввиду высоких затрат.
Вместе с тем, как считает А. Потемкин, очевидно, что инвестиционный потенциал российского рынка будет возрастать постепенно, поэтому размещения акций крупнейших российских компаний в ближайшие годы будут в основном проходить за границей; в ближайшие годы возможны 2-3 крупных размещения в год общим объемом до 3 млрд. долларов, или около 1% от капитализации фондового рынка304.
Итак, что необходимо предпринять для развития российских IРО?
1) Для эффективного развития индустрии первичных размещений важно создать базовые условия. Одно из главных - стабильные и предсказуемые правила отношений бизнеса и власти, эффективность защиты прав собственности.
2) Для развития инструмента IРО важно создание эффективной инфраструктуры российского фондового рынка, особенно в части учета прав на ценные бумаги и расчетов по операциям с ними. И, по мнению А. Потемкина, создание в России Центрального депозитария окажется весьма заметным и решающим шагом в этом направлении.
3) Важно способствовать развитию российских институциональных инвесторов - паевых, страховых и пенсионных фондов, поскольку в них в основном аккумулируются «длинные» деньги, пригодные для инвестирования в IРО. Также необходимо создать адекватные правовые условия, при которых они смогут инвестировать часть своих средств в более рискованные активы, среди которых должны быть и первичные размещения.
4) Ну и, наконец, необходимо завершить формирование благоприятной правовой среды фондового рынка, при которой проведение IРО будет эффективным для эмитентов и привлекательным для инвесторов.
- Глава 1 корпоративное управление: сущность и значение
- § 1. Сущность и значение корпоративных отношений
- § 2. Субъекты корпоративных отношений
- § 3. Механизмы корпоративного управления
- Враждебное поглощение.
- Конкуренция за доверенности от акционеров.
- Банкротство.
- § 4. Последствия несовершенства корпоративного управления
- Глава 2 устав открытого акционерного общества
- § 1. Общие положения
- § 2. Внесение дополнений и изменений в устав акционерного общества
- Глава 3 права акционеров
- § 1. Общие положения
- § 2. Отдельные права акционеров
- 1. Право голоса
- 2. Право обжалования решений общего собрания
- 3. Права акционеров при ликвидации общества
- 4. Право выкупа акций
- 5. Право на получение информации
- 6. Право на получение дивидендов
- 7. Преимущественные права
- 8. Право на предъявление иска от имени общества
- § 3. Права государства как акционера
- § 4. Реестр акционеров
- Глава 4 общее собрание акционеров
- § 1. Общие положения собрания акционеров (компетенция)
- 1.Виды общих собраний
- 2. Компетенция общего собрания
- § 2. Подготовка к проведению общего собрания
- 1. Формирование повестки дня
- 2. Принимаемые решения
- 3. Составление списка акционеров
- 4. Сообщение о проведении собрания
- 5. Предварительное утверждение годового отчета
- § 3. Проведение годового собрания
- § 4. Внеочередное собрание
- 1. Когда проводится внеочередное собрание
- 2. Порядок подготовки
- 3. Проведение собрания путем заочного голосования
- § 5. Решения общего собрания акционеров
- 1. Решения, для принятия которых необходимо большинство голосов
- 2. Решения, для принятия которых необходимо большинство в ¾ голосов
- 3. Решения, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов, предусмотренное уставом
- 4. Решения, которые должны приниматься единогласно
- § 6. Обжалование решений общего собрания акционеров
- Глава 5 совет директоров
- § 1. Избрание членов совета директоров
- 1. Информация о кандидатах
- 2. Избрание членов совета директоров
- 3. Избрание членов совета директоров в случае, когда их количество становится менее количества, составляющего кворум
- 4. Прекращение полномочий членов совета директоров
- § 2. Состав совета директоров
- 1. Количественный состав совета директоров
- 2. Кто может стать членом совета директоров
- 3. Квалификация членов совета директоров
- 4. Категории членов совета директоров
- § 3. Компетенция совета директоров
- 1. Общая характеристика
- 2. Полномочия совета директоров в сфере общего руководства деятельностью общества
- 3. Полномочия совета директоров, связанные с правами акционеров
- 4. Полномочия совета директоров, связанные с управлением активами и уставным капиталом
- 5. Полномочия совета директоров, связанные с раскрытием информации и обеспечением прозрачности
- § 4. Порядок работы совета директоров
- 1. Председатель совета директоров и заседания совета директоров
- 2. Заседания совета директоров
- 3. Первое заседание совета директоров
- 4. График проведения заседаний совета директоров
- 5. Кто имеет право требовать созыва заседания совета директоров
- 6. Уведомление членов совета директоров о заседании совета директоров
- 7. Кворум на заседаниях совета директоров
- 8. Порядок участия членов совета директоров в его заседаниях
- 9. Учет письменных мнений
- 10. Протокол заседания совета директоров
- § 5. Обязанности членов совета директоров
- 1. Обязанность проявлять заботливость
- 2. Обязанность соблюдать лояльность
- 3. Доступ членов совета директоров к информации
- § 6. Ответственность членов совета директоров
- § 7. Защита членов совета директоров от ответственности (страхование ответственности)
- § 8. Оценка деятельности совета директоров и его членов
- § 9. Вознаграждение, выплачиваемое членам совета директоров
- Глава 6 контрольно-ревизионные органы компании
- § 1. Ревизионная комиссия
- § 2. Внутренний аудит
- § 3. Аудитор общества (независимый аудитор)
- 1. Когда необходимо проводить аудиторскую проверку
- 2. Права и обязанности аудитора
- 3. Права и обязанности общества
- 4. Назначение аудитора
- 5. Вознаграждение
- 6. Заключение
- 7. Ответственность аудитора общества
- § 4. Комитет по аудиту
- 1. Функции
- 2. Состав комитета по аудиту
- 3. Заседания
- 4. Доступ к информации и ресурсам
- Глава 7 корпоративный секретарь
- § 1. Функции корпоративного секретаря
- § 2. Назначение и освобождение от должности корпоративного секретаря
- § 3. Опыт зарубежных стран по правовому регулированию института корпоративных секретарей
- Глава 8 уставный капитал
- § 1. Общие положения
- § 2. Увеличение уставного капитала общества
- § 3. Уменьшение уставного капитала общества
- § 4. Консолидация и дробление акций
- § 5. Операции с акционерным капиталом (приобретение компанией акций, размешенных компанией)
- § 6. Совершенствование законодательства, регулирующего положения об уставном капитале
- Глава 9
- § 1. Общие положения о дивидендах
- 2. Распределяемая прибыль
- 3. Право на получение дивидендов
- 4. Виды дивидендов
- 5. Формы выплаты дивидендов
- 6. Принятие решения по дивидендам
- 7. Размер дивидендов
- 8. Важность стабильности выплаты дивидендов
- § 2. Порядок объявления и выплаты дивидендов
- § 3. Ограничения на выплату дивидендов
- § 4. Резервный фонд и прочие фонды
- Глава 10 ценные бумаги акционерного общества
- § 1. Типы ценных бумаг акционерного общества
- 1. Акции и облигации
- 2. Первичные и производные инструменты
- 3. Ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме
- 4. Опционы эмитента
- § 2. Эмиссия и размещение ценных бумаг
- 1. Принятие решения о размещении ценных бумаг
- 2. Принятие решения о выпуске ценных бумаг
- 3. Утверждение проспекта ценных бумаг
- 4. Размещение ценных бумаг
- § 3. Корпоративные облигации
- § 4. Первичное публичное размещение (ipo)
- § 5. Совершенствование законодательных основ размещения ценных бумаг305
- § 6. Привлечение капитала на международных рынках
- Глава 11 крупные сделки
- § 1. Понятие крупной сделки
- § 2. Определение рыночной стоимости имущества при проведении крупной сделки
- § 3. Порядок одобрения крупной сделки
- § 4. Раскрытие информации о крупных сделках
- § 5. Оспаривание крупных сделок
- § 6. Совершенствование законодательства о крупных сделках
- Глава 12 сделки с крупным пакетом акций
- § 1. Общие положения
- § 2. Приобретение более 30 процентов акций открытого акционерного общества
- Подачу добровольного предложения о приобретении крупного пакета акций.
- Подачу обязательного предложения о приобретении крупного пакета акций.
- 3. Подачу конкурирующего предложения.
- 4. Выкуп акций по требованию акционеров в случае, если Инвестор приобрел долю в 95 %.
- 5. Принудительное приобретение акций по требованию Инвестора, приобретшего 95% акций.
- § 3. Аффилированные лица
- § 4. Защита от поглощения компании
- 1. Основные способы недружественного поглощения
- 2. Предварительные защитные мероприятия
- 3. Защита после инициации поглощения
- 4. Обеспечение интересов акционеров при перераспределении корпоративного контроля
- Глава 13 заинтересованность при совершении обществом сделки
- § 1. Типы заинтересованности / заинтересованные сделки
- § 2. Понятие сделки, в совершении которой имеется заинтересованность
- § 3. Одобрение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность – российская и международная практика
- § 4. Раскрытие информации по сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность – российская и международная практика
- § 5. Оспаривание сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
- § 6. Совершенствование законодательства
- Глава 14 отношения между основным и дочерним обществами
- Глава 15 реорганизация акционерного общества
- § 1. Понятие и основные формы реорганизации
- § 2. Правопреемство в процессе реорганизации акционерного общества
- § 3. Присоединение
- § 4. Слияние
- § 5. Разделение и выделение
- § 6. Процедура преобразования акционерного общества
- § 7. Совершенствование законодательства, регулирующего положения о реорганизации юридических лиц
- Цели и задачи развития корпоративного законодательства
- Состояние корпоративного законодательства в Российской Федерации и проблемы, требующие законодательного регулирования
- Основные направления реформирования корпоративного законодательства
- I. Корпоративные конфликты, их предотвращение и урегулирование Разрешение корпоративных споров
- Государственная регистрация юридических лиц
- Совершенствование системы учета ценных бумаг
- II. Корпоративное управление Структура органов управления компании и распределение компетенции между ними
- Ответственность лиц, входящих в органы управления
- Конфликты интересов, их предотвращение и урегулирование
- Распределение прибыли
- Сделки с особым порядком заключения (крупные сделки, сделки с заинтересованностью)
- III. Организационно-правовые формы юридических лиц Коммерческие организации
- Некоммерческие организации
- IV. Развитие законодательства в сфере реорганизации и функционирования интегрированных бизнес-структур Реорганизация юридических лиц
- Особенности регулирования интегрированных бизнес-структур
- Налоговое регулирование группы связанных лиц
- Регулирование аффилированных лиц
- Содержание корпоративное право в системе корпоративного управления
- Приложение
- Корпоративное право в системе корпоративного управления
- 103031, Москва, а/я 10.
- 167982, Г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70.