logo
Учебник КОРПОРАТИВНОЕ ПРАВО

§ 4. Слияние

Как российское законодательство, так и предпринимательская практика знали такую форму прекращения акционерных обществ без ликвидации дел и имущества, как соединение (слияние). В 1798 г. путем слияния нескольких компаний была создана Российско-Американская Компания387. В данном случае Компания была образована путем объединения нескольких конкурирующих компаний.

В дореволюционный период слиянию уделяли внимание Венедиктов А.В., Цитович П., Герценберг В.Э. и Перетерский И.С., Тарасов И.Т., Шершеневич Г.Ф. и другие авторы388.

Несмотря на практически полное исчезновение из числа юридических лиц акционерных обществ, в советский период времени этот вопрос продолжали исследовать ученые, но уже на примере законодательства других стран389.

В частности, М.И. Кулагин, исследуя вопрос о реорганизации юридических лиц, отмечал, что «это одна из форм, в которую облекается процесс централизации производства и капитала в экономике буржуазных стран»390.

М.И. Кулагин писал о том, что волна слияний захватывает не только мелкие и средние, но и крупные гигантские компании. Причем сливались не только компании, действующие в одной сфере экономики или осуществляющие взаимодополняющую деятельность, но и компании, работающие совершенно в различных сферах экономики391.

Такие же процессы наблюдаются в настоящее время и в России.

Регламентации слияния посвящена статья 16 Закона об акционерных обществах. При слиянии прекращается существование двух или более сливающихся акционерных обществ с одновременным образованием нового акционерного общества.

Таким образом, при слиянии обществ все имущественные права и обязанности каждого общества, участвовавшего в слиянии, переходят к акционерному обществу, которое возникает в результате слияния. Общества, участвовавшие в слиянии, прекращают свое существование в качестве юридических лиц, и сведения о них исключаются из государственного реестра.

В результате слияния возникает новое акционерное общество, подлежащее государственной регистрации в установленном порядке. Факт государственной регистрации такого общества влечет наделение нового акционерного общества правами юридического лица, и с этого момента к нему переходят права и обязанности обществ, участвовавших в слиянии.

Слияние может быть только добровольным (в принудительном порядке осуществляются разделение и выделение), однако воля сливающихся обществ в некоторых случаях не может быть реализована по решению государственного антимонопольного органа. П. 1 ст. 17 Закона о конкуренции устанавливает, что при принятии решения о реорганизации в форме слияния или присоединения коммерческих организаций, сумма активов которых по последнему балансу превышает 200 тысяч МРОТ, необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа, который в течение 30 дней с даты направления ходатайства о даче согласия на слияние сообщает о своем решении. Соответственно при отсутствии такого согласия реорганизация является недействительной, следовательно, новое АО может быть ликвидировано в принудительном порядке.

Антимонопольный орган может не допустить слияния, если это повлечет возникновение либо усиление доминирующего положения АО и (или) ограничение конкуренции.

Если сумма активов сливающихся АО превышает 100 тысяч МРОТ, то в соответствии с п. 5 ст. 17 Закона о конкуренции антимонопольный орган должен быть уведомлен о реорганизации в формах слияния и присоединения в течение 45 дней после государственной регистрации нового АО; при этом п. 6 ст. 17 Закона о конкуренции устанавливает, что в ситуациях, когда действия, названные в п. 5 ст. 17, привели либо могут привести к ограничению конкуренции, МАП предписывает определенным субъектам осуществить действия, направленные на обеспечение конкуренции.

Пункт 1 статьи 16 Закона об акционерных обществах, вслед за п. 1 ст. 58 ГК РФ, дает определение слияния как возникновение нового общества путем передачи ему всех прав и обязанностей двух или нескольких обществ с прекращением последних. Таким образом, общим правопреемником реорганизующихся юридических лиц становится одно новое АО.

Порядок осуществления слияния состоит в следующем.

Первый этап - разработка следующих документов:

1) договора о слиянии (в нем определяются порядок, условия реорганизации, в том числе сроки осуществления необходимых мероприятий, а также порядок конвертации акций каждого из сливающихся обществ в акции нового АО). Пункт 2 статьи 16 Закона об АО устанавливает нормы, не предусмотренные ранее гражданским законодательством, действующим на территории Российской Федерации. Требования о заключении договора о слиянии обществ и требования, предъявляемые к содержанию данного договора, следует считать императивными. Перечень вопросов, выносимых советом директоров (наблюдательным советом) на решение общего собрания акционеров каждого общества, участвующего в слиянии, изложенный в комментируемой норме, целесообразно рассматривать как минимально необходимый для формирования повестки дня соответствующих общих собраний акционеров. Причем следует иметь в виду, что ФЗ от 07.08.2001 г. дополнил указанный перечень вопросом об утверждении устава общества, создаваемого в результате слияния. Кроме того, этот перечень вопросов может быть при необходимости расширен с учетом компетенции совета директоров (наблюдательного совета) и исключительной компетенции общего собрания акционеров.

Нужно обратить внимание на то, что п. 2 ст. 16 Закона об АО в новой редакции (ФЗ от 07.08.2001 г.) более не допускает существовавшей ранее возможности конвертации акций каждого из обществ, участвующих в слиянии, в иные, помимо акций, ценные бумаги общества, создаваемого в результате слияния.

2) устава общества, образующегося в результате реорганизации. В прежней редакции Закона к ведению совместного общего собрания акционеров обществ, участвующих в слиянии, относились утверждение устава и выборы совета директоров (наблюдательного совета) вновь возникающего общества. С вступлением в силу ФЗ от 07.08.2001 г. на таком совместном собрании рассматриваются вопросы образования органов вновь возникающего общества. Изменения сводятся к следующему392. Во-первых, утверждение устава вновь создаваемого в результате слияния общества теперь происходит на общих собраниях акционеров каждого из обществ, участвующих в слиянии. Во-вторых, формулировка «образование органов» является более широкой по своему содержанию, чем «выборы совета директоров (наблюдательного совета)». Новая редакция данной нормы допускает возможность, с одной стороны, не образовывать совет директоров в акционерном обществе, когда этого императивно не требует Закон об АО, а с другой - формировать на совместном общем собрании исполнительные органы общества, создаваемого в результате слияния.

Порядок проведения совместного общего собрания акционеров обществ, участвующих в слиянии, может определяться в пределах правил, регулирующих порядок проведения внеочередного общего собрания, установленных в ст. 55 Закона об АО (см. комментарий к ней). Положения уставов каждого из обществ, участвующих в слиянии, регулирующие особенности проведения таких собраний, отличные от Закона об АО, по нашему мнению, в данном случае применяться не должны.

Если полномочия единоличного исполнительного органа создаваемого общества решено передать коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему), то на совместном общем собрании акционеров обществ, участвующих в слиянии, утверждается управляющая организация или управляющий. Условия договора с соответствующим субъектом, по общему правилу, утверждаются советом директоров (наблюдательным советом) общества. В уставе создаваемого общества можно предусмотреть и иной порядок утверждения условий такого договора.

После вступления в силу решения о единоличном исполнительном органе создаваемого путем слияния общества указанный орган обязан организовать совершение необходимых действий, связанных с государственной регистрацией нового общества (о государственной регистрации см. ст. 13 Закона об АО и комментарий к ней).

3) передаточного акта. Требования к содержанию передаточного акта установлены п. 1 ст. 59 ГК РФ. Данный документ должен включать весь комплекс обязательств реорганизуемого общества (в т.ч. и такие, по которым не наступил срок исполнения, а также оспариваемые обязательства) с указанием лица, которому передаются соответствующие права и обязанности. Передаточные акты утверждают участники обществ, участвующих в слиянии, или орган, принявший решение о слиянии обществ.

Второй этап - вынесение советом директоров каждого из сливающихся обществ на решение общего собрания каждого общества следующих вопросов:

-о проведении реорганизации в форме слияния;

-об утверждении названных выше документов.

По мнению Телюкиной М.В., эти решения могут быть приняты не на одном, а на разных собраниях акционеров, т.е., например, передаточный акт может быть разработан через определенное время после принятия решения о реорганизации, при этом возможно изменение общим собранием положений этого документа.

Третий этап - образование органов создающегося общества, оно осуществляется на совместном общем собрании сливающихся обществ. П. 3 статьи 16 Закона об АО устанавливает, что договором о слиянии может быть установлен определенный порядок голосования на этом общем собрании, при отсутствии в договоре этих условий применяется общий порядок голосования, установленный ст. 59 Закона (одна акция - один голос).

П. 4 статьи 16 Закона об АО устанавливает, что акции сливающихся обществ подлежат погашению, однако порядок погашения статьей не определен. Акции сливающихся обществ конвертируются в акции нового АО в соответствии с договором о слиянии. Особенности эмиссии ценных бумаг при реорганизации в форме слияния установлены п. 8.4 Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг эмиссии, утвержденных Постановлением ФКЦБ РФ от 18.06.2003 г. N 03-30/ПС.

П. 5 16 Закона об АО статьи закрепляет общее положение об универсальном правопреемстве - все права и обязанности реорганизованных обществ (независимо от наступления срока исполнения) переходят к новому АО на основании передаточного акта (очевидно, передаточный акт должен составляться для каждого общества). Отметим, что и при отсутствии в передаточном акте указания на какое-либо обязательство права и обязанности по нему все равно переходят к новому АО в силу ч. 3 п. 6 ст. 15 Закона и соответствующих положений ГК РФ, а вот при отсутствии передаточного акта регистрация нового АО может быть признана недействительной.

Министерство финансов РФ может определять, какие бухгалтерские документы должны быть приложены к передаточному акту.

Реорганизация юридических лиц в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица, а юридические лица, реорганизованные в форме слияния, считаются прекратившими свою деятельность.