II. Корпоративное управление Структура органов управления компании и распределение компетенции между ними
Создание условий для формирования эффективной структуры и оптимальной работы органов управления хозяйственных обществ является важным направлением совершенствования корпоративного законодательства, которому не уделялось достаточного внимания. Между тем в рамках корпоративной реформы, обсуждаемой в Европейском сообществе, ведутся интенсивные дискуссии о моделях распределения компетенции между органами управления хозяйственных обществ, о структуре и функциях советов директоров, о необходимости совершенствования и гармонизации корпоративного законодательства в этом направлении.
В частности, в настоящее время активно обсуждаются вопросы, связанные с плюсами и минусами разделения функций стратегического управления и контроля за деятельностью акционерного общества. В государствах - членах Европейского сообщества намечается тенденция к более жесткому разделению данных функций и закреплению функции контроля за специальным органом – Наблюдательным советом. В ряде стран, в частности во Франции, Италии, Финляндии законодательно закрепляется возможность выбора модели распределения компетенции между органами управления компании – однозвенной или двухзвенной структурой совета директоров, подобный подход Европейская комиссия предлагает установить в европейском праве компаний. При двухзвенной структуре совета директоров функции стратегического управления и функции контроля жестко распределены между двумя органами управления: наблюдательным советом и коллегиальным органом, выполняющим функции управления. При однозвенной структуре совета директоров эти функции объединены в одном органе.
Опыт стран, реализовавших в корпоративном законодательстве возможность выбора подобных моделей управления, показывает, что значительное количество крупных публичных корпораций, а также многонациональные компании предпочли структурное разделение функций управления и контроля.
Закрепленная российским корпоративным законодательством модель распределения компетенции между органами управления акционерного общества является излишне жесткой и не позволяет российским компаниям настраивать систему управления, наилучшим образом с учетом специфики, структуры капитала и стратегии развития компании.
Для того чтобы предоставить российским компаниям ту же гибкость при построении системы управления, какую имеют возможность использовать большинство крупных европейских корпораций, целесообразно на законодательном уровне закрепить право выбора модели управления, либо предусматривающей возможность распределения функций контроля и стратегического управления между двумя коллегиальными органами управления, либо - объединение этих функций в одном органе.
Для кредитных организаций, профессиональных участников рынка ценных бумаг и страховых компаний могут устанавливаться специальные требования к структуре органов управления.
Повышению эффективности работы органов управления акционерных обществ будет способствовать большая гибкость в распределении полномочий между общим собранием акционеров, советом директоров и исполнительным органом. Целесообразно на законодательном уровне более детально определить функции и полномочия органов управления в обществах с ограниченной ответственностью.
Необходимо также более детально регламентировать правовой статус временного исполнительного органа, срок его полномочий, права, обязанности и ответственность.
Предлагается предусмотреть в законе «Об акционерных обществах», что голоса выбывших членов совета директоров не должны учитываться при подсчете кворума, а также указать, в каких случаях член совета директоров может считаться выбывшим. Целесообразно предоставить обществу возможность включать в свой устав процедуру избрания «запасных» директоров, которые смогут автоматически занимать место выбывших директоров, если фактический количественный состав совета директоров станет ниже установленного законом минимума, либо наделить общество правом предусмотреть в уставе возможность доизбрания отдельных членов совета директоров по определенной процедуре. При этом такое доизбрание не должно нарушать права акционеров, гарантированные кумулятивным голосованием.
Одновременно было бы разумно увеличить предельный срок полномочий совета директоров, установив в законе, что этот срок устанавливается уставом, но не должен превышать трех лет. В то же время следует сохранить возможность досрочного переизбрания совета директоров в любой момент.
Требуют существенного изменения законодательные нормы, регулирующие понятие и функции независимых директоров в российском законодательстве. Критерии независимости директора в действующем российском законодательстве сформулированы таким образом, что эта независимость часто оказывается лишь формальной. Представляется целесообразным нормы, касающиеся независимости члена совета директоров, и требования к наличию независимых директоров в составе совета директоров публичных компаний определить в Кодексе корпоративного поведения, либо в документах бирж, регламентирующих правила листинга ценных бумаг корпорации. На законодательном уровне необходимо регламентировать особенности процедуры избрания независимых директоров.
Более содержательным представляется законодательное закрепление категории «внешних» или «неисполнительных» директоров (не являющихся менеджерами или работниками компании) и «внутренних» или «исполнительных» директоров. У «внешних» директоров меньше риск конфликта интересов при принятии управленческих решений, а «внутренние» директора лучше информированы и глубже понимают специфику бизнеса своей компании.
В отношении членов советов директоров кредитных организаций, страховых и инвестиционных компаний могут быть предусмотрены дополнительные специальные требования с учетом существующего международного опыта,
Представляется целесообразным значительное ужесточение требований в отношении протоколирования и документирования деятельности органов управления юридических лиц. В акционерных обществах обязанность документирования заседаний общих собраний и заседаний совета директоров (наблюдательного совета и правления) может быть возложена на специально уполномоченное лицо - корпоративного секретаря.
Важную роль в системе управления корпорацией играют органы внутреннего контроля. Они необходимы как акционерам, так и членам совета директоров компании для контроля за действиями менеджеров. Российское законодательство, в отличие от законодательства ряда зарубежных стран (например, США, Великобритании, Германии и др.), предусматривает обязательное наличие в акционерных обществах такого самостоятельного органа внутреннего контроля, как ревизионная комиссия, избираемая акционерами. С учетом функциональной нагрузки ревизионной комиссии следует установить, что члены этого органа должны обладать достаточной компетенцией, чтобы иметь возможность осуществлять проверку финансово-хозяйственной деятельности общества. Кроме того, для публичных компаний целесообразно установить, что члены ревизионной комиссии (или, по крайней мере, их большинство) должны быть лицами, не вовлеченными в деятельность компании на постоянной основе на основании трудового или гражданско-правового договора, и должны избираться кумулятивным голосованием.
Следует также установить ответственность членов ревизионной комиссии перед обществом, что в настоящее время не предусмотрено. Если неисполнение или ненадлежащее исполнение ревизионной комиссией своих обязанностей повлекло негативные последствия для общества, например, убытки, то общество должно иметь возможность привлечь членов ревизионной комиссии к ответственности (по аналогии с ответственностью директоров и менеджеров общества). Объем, характер и порядок возложения такой ответственности должен определяться законом и детализироваться документами самого общества – уставом, регламентом деятельности ревизионной комиссии и т.п.
Другой возможный подход может заключаться в повышении значимости постоянно действующих и подотчетных совету директоров служб внутреннего контроля (по крайней мере, в публичных компаниях) с регламентацией функций, полномочий, ответственности лиц, входящих в данные органы и отменой обязательности формирования ревизионной комиссии.
- Глава 1 корпоративное управление: сущность и значение
- § 1. Сущность и значение корпоративных отношений
- § 2. Субъекты корпоративных отношений
- § 3. Механизмы корпоративного управления
- Враждебное поглощение.
- Конкуренция за доверенности от акционеров.
- Банкротство.
- § 4. Последствия несовершенства корпоративного управления
- Глава 2 устав открытого акционерного общества
- § 1. Общие положения
- § 2. Внесение дополнений и изменений в устав акционерного общества
- Глава 3 права акционеров
- § 1. Общие положения
- § 2. Отдельные права акционеров
- 1. Право голоса
- 2. Право обжалования решений общего собрания
- 3. Права акционеров при ликвидации общества
- 4. Право выкупа акций
- 5. Право на получение информации
- 6. Право на получение дивидендов
- 7. Преимущественные права
- 8. Право на предъявление иска от имени общества
- § 3. Права государства как акционера
- § 4. Реестр акционеров
- Глава 4 общее собрание акционеров
- § 1. Общие положения собрания акционеров (компетенция)
- 1.Виды общих собраний
- 2. Компетенция общего собрания
- § 2. Подготовка к проведению общего собрания
- 1. Формирование повестки дня
- 2. Принимаемые решения
- 3. Составление списка акционеров
- 4. Сообщение о проведении собрания
- 5. Предварительное утверждение годового отчета
- § 3. Проведение годового собрания
- § 4. Внеочередное собрание
- 1. Когда проводится внеочередное собрание
- 2. Порядок подготовки
- 3. Проведение собрания путем заочного голосования
- § 5. Решения общего собрания акционеров
- 1. Решения, для принятия которых необходимо большинство голосов
- 2. Решения, для принятия которых необходимо большинство в ¾ голосов
- 3. Решения, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов, предусмотренное уставом
- 4. Решения, которые должны приниматься единогласно
- § 6. Обжалование решений общего собрания акционеров
- Глава 5 совет директоров
- § 1. Избрание членов совета директоров
- 1. Информация о кандидатах
- 2. Избрание членов совета директоров
- 3. Избрание членов совета директоров в случае, когда их количество становится менее количества, составляющего кворум
- 4. Прекращение полномочий членов совета директоров
- § 2. Состав совета директоров
- 1. Количественный состав совета директоров
- 2. Кто может стать членом совета директоров
- 3. Квалификация членов совета директоров
- 4. Категории членов совета директоров
- § 3. Компетенция совета директоров
- 1. Общая характеристика
- 2. Полномочия совета директоров в сфере общего руководства деятельностью общества
- 3. Полномочия совета директоров, связанные с правами акционеров
- 4. Полномочия совета директоров, связанные с управлением активами и уставным капиталом
- 5. Полномочия совета директоров, связанные с раскрытием информации и обеспечением прозрачности
- § 4. Порядок работы совета директоров
- 1. Председатель совета директоров и заседания совета директоров
- 2. Заседания совета директоров
- 3. Первое заседание совета директоров
- 4. График проведения заседаний совета директоров
- 5. Кто имеет право требовать созыва заседания совета директоров
- 6. Уведомление членов совета директоров о заседании совета директоров
- 7. Кворум на заседаниях совета директоров
- 8. Порядок участия членов совета директоров в его заседаниях
- 9. Учет письменных мнений
- 10. Протокол заседания совета директоров
- § 5. Обязанности членов совета директоров
- 1. Обязанность проявлять заботливость
- 2. Обязанность соблюдать лояльность
- 3. Доступ членов совета директоров к информации
- § 6. Ответственность членов совета директоров
- § 7. Защита членов совета директоров от ответственности (страхование ответственности)
- § 8. Оценка деятельности совета директоров и его членов
- § 9. Вознаграждение, выплачиваемое членам совета директоров
- Глава 6 контрольно-ревизионные органы компании
- § 1. Ревизионная комиссия
- § 2. Внутренний аудит
- § 3. Аудитор общества (независимый аудитор)
- 1. Когда необходимо проводить аудиторскую проверку
- 2. Права и обязанности аудитора
- 3. Права и обязанности общества
- 4. Назначение аудитора
- 5. Вознаграждение
- 6. Заключение
- 7. Ответственность аудитора общества
- § 4. Комитет по аудиту
- 1. Функции
- 2. Состав комитета по аудиту
- 3. Заседания
- 4. Доступ к информации и ресурсам
- Глава 7 корпоративный секретарь
- § 1. Функции корпоративного секретаря
- § 2. Назначение и освобождение от должности корпоративного секретаря
- § 3. Опыт зарубежных стран по правовому регулированию института корпоративных секретарей
- Глава 8 уставный капитал
- § 1. Общие положения
- § 2. Увеличение уставного капитала общества
- § 3. Уменьшение уставного капитала общества
- § 4. Консолидация и дробление акций
- § 5. Операции с акционерным капиталом (приобретение компанией акций, размешенных компанией)
- § 6. Совершенствование законодательства, регулирующего положения об уставном капитале
- Глава 9
- § 1. Общие положения о дивидендах
- 2. Распределяемая прибыль
- 3. Право на получение дивидендов
- 4. Виды дивидендов
- 5. Формы выплаты дивидендов
- 6. Принятие решения по дивидендам
- 7. Размер дивидендов
- 8. Важность стабильности выплаты дивидендов
- § 2. Порядок объявления и выплаты дивидендов
- § 3. Ограничения на выплату дивидендов
- § 4. Резервный фонд и прочие фонды
- Глава 10 ценные бумаги акционерного общества
- § 1. Типы ценных бумаг акционерного общества
- 1. Акции и облигации
- 2. Первичные и производные инструменты
- 3. Ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме
- 4. Опционы эмитента
- § 2. Эмиссия и размещение ценных бумаг
- 1. Принятие решения о размещении ценных бумаг
- 2. Принятие решения о выпуске ценных бумаг
- 3. Утверждение проспекта ценных бумаг
- 4. Размещение ценных бумаг
- § 3. Корпоративные облигации
- § 4. Первичное публичное размещение (ipo)
- § 5. Совершенствование законодательных основ размещения ценных бумаг305
- § 6. Привлечение капитала на международных рынках
- Глава 11 крупные сделки
- § 1. Понятие крупной сделки
- § 2. Определение рыночной стоимости имущества при проведении крупной сделки
- § 3. Порядок одобрения крупной сделки
- § 4. Раскрытие информации о крупных сделках
- § 5. Оспаривание крупных сделок
- § 6. Совершенствование законодательства о крупных сделках
- Глава 12 сделки с крупным пакетом акций
- § 1. Общие положения
- § 2. Приобретение более 30 процентов акций открытого акционерного общества
- Подачу добровольного предложения о приобретении крупного пакета акций.
- Подачу обязательного предложения о приобретении крупного пакета акций.
- 3. Подачу конкурирующего предложения.
- 4. Выкуп акций по требованию акционеров в случае, если Инвестор приобрел долю в 95 %.
- 5. Принудительное приобретение акций по требованию Инвестора, приобретшего 95% акций.
- § 3. Аффилированные лица
- § 4. Защита от поглощения компании
- 1. Основные способы недружественного поглощения
- 2. Предварительные защитные мероприятия
- 3. Защита после инициации поглощения
- 4. Обеспечение интересов акционеров при перераспределении корпоративного контроля
- Глава 13 заинтересованность при совершении обществом сделки
- § 1. Типы заинтересованности / заинтересованные сделки
- § 2. Понятие сделки, в совершении которой имеется заинтересованность
- § 3. Одобрение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность – российская и международная практика
- § 4. Раскрытие информации по сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность – российская и международная практика
- § 5. Оспаривание сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
- § 6. Совершенствование законодательства
- Глава 14 отношения между основным и дочерним обществами
- Глава 15 реорганизация акционерного общества
- § 1. Понятие и основные формы реорганизации
- § 2. Правопреемство в процессе реорганизации акционерного общества
- § 3. Присоединение
- § 4. Слияние
- § 5. Разделение и выделение
- § 6. Процедура преобразования акционерного общества
- § 7. Совершенствование законодательства, регулирующего положения о реорганизации юридических лиц
- Цели и задачи развития корпоративного законодательства
- Состояние корпоративного законодательства в Российской Федерации и проблемы, требующие законодательного регулирования
- Основные направления реформирования корпоративного законодательства
- I. Корпоративные конфликты, их предотвращение и урегулирование Разрешение корпоративных споров
- Государственная регистрация юридических лиц
- Совершенствование системы учета ценных бумаг
- II. Корпоративное управление Структура органов управления компании и распределение компетенции между ними
- Ответственность лиц, входящих в органы управления
- Конфликты интересов, их предотвращение и урегулирование
- Распределение прибыли
- Сделки с особым порядком заключения (крупные сделки, сделки с заинтересованностью)
- III. Организационно-правовые формы юридических лиц Коммерческие организации
- Некоммерческие организации
- IV. Развитие законодательства в сфере реорганизации и функционирования интегрированных бизнес-структур Реорганизация юридических лиц
- Особенности регулирования интегрированных бизнес-структур
- Налоговое регулирование группы связанных лиц
- Регулирование аффилированных лиц
- Содержание корпоративное право в системе корпоративного управления
- Приложение
- Корпоративное право в системе корпоративного управления
- 103031, Москва, а/я 10.
- 167982, Г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70.