41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
Для выполнения оборонных функций посредством вооруженной защиты независимости, территориальной целостности и неприкосновенности Законом Украины «О Вооруженных силах Украины» 6 декабря 1991 года созданы собственные Вооруженные силы1.
Вооруженные Силы Украины строятся и осуществляют свою деятельность на основе таких принципов:
— разумной и оборонной достаточности;
— демократии и гуманизма;
— верховенства закона;
— единоначалия и коллегиального принятия решений;
— общей военной обязанности граждан Украины;
— добровольного вступления на кадровую воинскую службу;
— соблюдения воинской дисциплины;
— гласности в деятельности Вооруженных сил Украины и сохранения государственной и военной дисциплины;
1Відомості Верховної Ради України. — 2000. — М» 49. — Ст. 420.
801
>>>802>>>
— внепартийности;
— гарантированной социально-правовой защиты военнослужащих.
Принцип разумной и оборонной достаточности — это значит, что на Вооруженные силы надо расходовать ровно столько, сколько нужно (не больше и не меньше), чтобы поддерживать оптимальное состояние оборонного потенциала.
Принцип «разумной достаточности» должен быть использован Верховной Радой Украины при утверждении военного бюджета: на Вооруженные силы нужно расходовать не больше, чем это обусловливается нашей политикой, но и не меньше.
Принцип «оборонной достаточности» означает, что Вооруженные силы Украины должны иметь достаточный оборонный потенциал для отражения военной агрессии любого государства. Согласно с этим принципом, оборонный компонент Вооруженных сил рассчитывается, исходя из политических (внешнеполитических) аспектов и множества объектов государства, подлежащих обороне, а также их характеристик. Можно назвать некоторые из этих объектов: государственная граница, пункты государственного управления, экономические, прежде всего энергетические объекты, военные объекты и тому подобное. По-видимому, размер оборонного компонента Вооруженных сил должен строиться пропорционально размеру территории, численности населения и степени развития страны.
Принцип демократии и гуманизма. В деятельности армии и флота должно учитываться то, что самой высокой общественной ценностью является человек. Защита его жизни, интересов, создание необходимых условий в армии для развития, дальнейшего усовершенствования личности являются главнейшим.
Принцип верховенства закона. Ничто в Вооруженных силах Украины не имеет такой силы, как сила закона. Выполнение Конституции и законов Украины, уставов Вооруженных сил Украины и приказов командиров является обязанностью каждого военнослужащего. Нарушение законов Украины влечет за собою дисциплинарную и уголовную ответственность.
Принцип единоначалия и коллегиального принятия решений означает, что каждый командир, как единоначальник, прежде чем принять определенное решение, должен учитывать мнение, позицию коллегиального органа (военного совета, собрания офицеров, солдат). Коллегиальность в принятии решений была, начиная с Запорожского войска, доброй традицией украинской армии. Единоначалие обеспечивает четкость и оперативность управления войсками, полную ответственность командира за боевую готовность части, корабля.
Принцип общей военной обязанности граждан Украины. Военная срочная служба в Вооруженных силах Украины является
802
>>>803>>>
конституционной обязанностью каждого гражданина нашего государства (мужского пола). Исключение представляют лишь те граждане, которые имеют основания для освобождения от военной службы. Комплектование армии и флота в Украине проводится по смешанному принципу: по контракту (служба офицеров, прапорщиков, старшин) и на основе призыва юношей на срочную военную службу. Этот принцип комплектования армии существует в большинстве государств мира. Лишь в США, Англии и Японии войска комплектуются исключительно на основе контракта, ибо названные страны имеют для этого соответствующие социально-экономические условия. Однако наемная армия имеет как преимущества, так и существенные недостатки.
Принцип добровольного вступления на кадровую военную службу. Зачисление на кадровую военную службу (по контракту) проводится лишь на добровольной основе, когда гражданин изъявляет желание заключить соответствующее соглашение.
Принцип соблюдения воинской дисциплины. Воинская дисциплина — это строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных законодательством Украины и уставами Вооруженных сил Украины. Воинская дисциплина обязывает:
— переносить трудности военной службы, не жалеть своей крови и самой жизни при выполнении военной обязанности;
— быть внимательным и строго хранить военную и государственную тайну;
— быть честным и правдивым;
— беречь доверенное оружие, военную технику, военное и общественное имущество;
— проявлять уважение к командирам (начальникам) и старшим;
— придерживаться правил воинской вежливости и отдания чести;
— не допускать самому и удерживать других от нарушений общественного порядка;
— помогать командиру (начальнику) в установлении воинской дисциплины и порядка.
Принцип гласности в деятельности Вооруженных сил Украины и сохранения государственной и военной тайны. Общие вопросы учебно-боевой деятельности армии и флота должны освещаться в средствах массовой информации. Такими вопросами, в соответствии с международными соглашениями, считаются: предупреждение населения страны, мировой общественности о военных учениях и маневрах, сообщение об изменениях в военном руководстве и пр. Но гласность не является основанием для разглашения государственной и военной тайны, не должна приводить к снижению национальной безопасности государства. По-
803
>>>804>>>
этому разглашение информации относительно государственных и военных тайн влечет за собою юридическую ответственность.
Принцип внепартийности. Этот принцип был впервые воплощен в концепции национальных Вооруженных сил Украины. Он означает, что военнослужащие не могут быть членами политических партий, организаций, движений. Армия и флот находятся вне политики и выполняют свои функции согласно законам Украины.
Принцип гарантированной социально-правовой защиты военнослужащих означает, что им гарантируются права, свободы, социальная защита, а также в случае необходимости — правовая защита со стороны государства, согласно действующему законодательству.
Вооруженные силы Украины служат основой военной организации государства. Государственной программой строительства и развития Вооруженных сил Украины предусмотрено иметь в их составе четыре вида Вооруженных сил: Сухопутные войска, Военно-воздушные силы, Войска противовоздушной обороны, Военно-Морские силы. Кроме этого в Вооруженных силах Украины имеются специальные Железнодорожные войска, а также органы управления тыла, соединения, части, военно-учебные учреждения, учреждения, предприятия, не относящиеся к видам Вооруженных сил.
Каждый вид Вооруженных сил Украины имеет свой род войск, который характеризуется определенным назначением, боевыми возможностями, военной техникой, оружием, кадровым составом и тому подобное.
С целью дальнейшего укрепления законности, правопорядка и воинской дисциплины в Вооруженных силах Украины, обеспечения конституционных прав военнослужащих, Верховной Радой Украины 7 марта 2002 года был принят Закон Украины «О Военной службе правопорядка в Вооруженных силах Украины»1. Военная служба правопорядка создается на базе соответствующих структурных подразделений и служб Министерства обороны Украины и состоит из органов управления, подразделений службы правопорядка, учебного центра службы правопорядка. Решение об организации соответствующих подразделений службы правопорядка принимает Министр обороны Украины. Общее руководство Службой правопорядка осуществляет Министр обороны Украины через начальника Генерального штаба Вооруженных сил Украины.
Непосредственное руководство Службой правопорядка осуществляет Главное управление Службы правопорядка Вооруженных сил Украины.
Начальники управлений, отделов Службы правопорядка, их заместители и руководители подразделений (командир дисцип-
1Офіційний вісник України. — 2000. — № 14. — Ст. 708.
804
>>>805>>>
линарного батальона, дознания, патрульно-постовой службы и др.) назначаются на должности начальником Генерального штаба Вооруженных сил Украины по представлению начальника Главного управления Службы правопорядка.
Служба правопорядка в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, указами и распоряжениями Президента Украины и др. соответствующими им нормативно-правовыми актами.
Деятельность Службы правопорядка строится на принципах законности, уважения личности, ее прав и свобод, социальной справедливости, централизованного руководства и единоначалия, взаимодействия с общественностью.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856