36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
Важные вопросы организации управления телевидением и радиовещанием регулируются Законом Украины «О телевидении и радиовещании»1.
Статья 2 этого Закона закрепляет основные принципы деятельности телерадиоорганизаций. Так, телерадиоорганизации Украины в своей деятельности реализуют принципы объективности, достоверности информации, компетентности, гарантирования права каждого гражданина на доступ к информации, свободное высказывание своих взглядов и мыслей, обеспечение идеологического и политического плюрализма, соблюдение телерадиосот-рудниками профессиональной этики и общечеловеческих норм морали. Телерадиоорганизации не имеют права в своих программах разглашать данные, составляющие государственную тайну или другую тайну, которая охраняется законодательством, призывать к насильственному изменению или свержению существующего государственного и общественного порядка, нарушению территориальной целостности Украины, вести пропаганду войны, насилия и жестокости, разжигание рассовой, национальной, религиозной вражды, распространять порнографию или другую информацию, подрывающую общественную мораль или подстрекающую к правонарушениям, унижающую честь и достоинство человека.
Статья 4 этого Закона определяет полномочия государственных органов относительно телевидения и радиовещания в Украине. Так, Верховная Рада Украины определяет государственную политику относительно телевидения и радиовещания, законодательные основы ее реализации, гарантии социальной и правовой защиты сотрудников этой отрасли.
Кабинет Министров Украины обеспечивает реализацию государственной политики относительно телевидения и радиовеща-
1 Протелебачення і радіомовлення: ЗаконУкраїни від 21 грудня 1993 p.// Відомості Верховної Ради України. — 1994. — № 10. — Ст. 43.
697
>>>698>>>
ния, координирует деятельность министерств и других центральных органов исполнительной власти в этой сфере.
С целью реализации и соблюдения законодательства в области телевидения и радиовещания и других нормативных актов создается Национальный совет по вопросам телевидения и радиовещания (далее — Национальный совет).
Национальный совет является конституционным, постоянно действующим вневедомственным государственным органом, подотчетным Верховной Раде Украины и Президенту Украины1.
Состав Национального совета утверждается Верховной Радой Украины на срок избрания Верховной Рады Украины текущего созыва и Президента Украины в количестве 8 лиц: по представлению четырех кандидатур Председателем Верховной Рады Украины и четырех — Президентом Украины.
Члены Национального совета избирают из своего состава председателя и его заместителей.
Председатель Национального совета и его заместители работают на профессиональной основе, остальные члены Национального совета — на общественных началах.
Председатель Национального совета и его заместители не могут занимать какие-либо должности в других государственных и негосударственных организациях, учреждениях и предприятиях, получать разовые вознаграждения за выполнение работ (кроме гонораров за творческую деятельность и преподавательскую работу), заниматься предпринимательской деятельностью в области телевидения и радиовещания, прекращают членство в политических партиях.
Члены Национального совета и сотрудники его аппарата не могут быть учредителями телерадиоорганизаций или принимать участие в коммерческой деятельности.
Основными функциями Национального совета являются:
а) координация разработки единой концепции развития и телерадио информационного пространства Украины и участие в ее осуществлении;
б) контроль за соблюдением телерадиоорганизациями законодательства в области телевидения и радиовещания Украины и условий лицензии;
в) выдача телерадиоорганизациям на конкурсной основе лицензий на право использования каналов вещания и времени вещания;
г) контроль за рациональным использованием ресурса частот;
1 ПроНаціональну раду України з питань телебачення і радіомовлення: Закон України від 23 вересня 1997 р..// Відомості Верховної Ради України. — 1997. — № 48. — Ст. 296; 1998. — № 45. — Ст. 272; 1999. — № 41. — Ст. 373; 2000. — № 32. — Ст. 257.
698
>>>699>>>
д) определение правил формирования и сохранения временного архива телерадиопередач.
Для выполнения своих функций Национальный совет имеет право:
— признать лицензию утратившей действие, если телерадио-организация не начала деятельность на протяжении года со дня ее получения;
— получать от всех телерадиоорганизаций документы, сведения и объяснения относительно их деятельности;
— осуществлять в пределах своей компетенции проверку деятельности телерадиоорганизаций относительно условий и порядка использования каналов вещания.
В случае нарушения телерадиоорганизацией действующего законодательства, условий лицензии Национальный совет принимает такие меры:
— предупреждение;
— наложение штрафных санкций;
— временное прекращение действия лицензии или ее аннулирование.
Национальный совет подает Верховной Раде Украины ежегодный отчет о своей деятельности и публикует его в средствах массовой информации.
Вмешательство государственных органов, органов местного, регионального самоуправления, их должностных лиц, объединений граждан, отдельных граждан в творческую деятельность телерадиоорганизаций, а также цензура, как контроль за идеологическим содержанием передач, запрещаются; контролируется лишь содержание информации, которая охраняется законом (ст. 6 Закона «О телевидении и радиовещании»).
С целью координации деятельности местных телерадиоорганизаций и обеспечения выполнения законодательства Украины в области телевидения и радиовещания, нормативных актов Национального совета в Автономной Республике Крым, областях Украины, городах Киеве и Севастополе создаются представительства Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания.
Представительства Национального совета в областях (регионах) возглавляет представитель Национального совета в области (регионе).
Представитель Национального совета представляет интересы Национального совета в области (регионе).
Представители Национального совета в областях (регионах) назначаются на должность на конкурсной основе решением Национального совета по представлению его Председателя путем тайного голосования по списку в порядке, установленном Национальным советом, сроком на три года с дальнейшим продлением контракта.
699
>>>700>>>
Представитель Национального совета в области (регионе) является государственным служащим и не может занимать любую другую оплачиваемую должность, быть учредителем (соучредителем) телерадиоорганизаций, выполнять другую оплачиваемую работу, кроме научной, преподавательской и творческой.
Представитель Национального совета в области (регионе) может быть гражданином Украины, иметь высшее образование, владеть государственным языком Украины и быть специалистом в сфере телерадиоинформационных отношений.
Положение о представительствах (представителе) в области (регионе) принимается Национальным советом.
Структуру национального телевидения и радиовещания Украины составляют государственные и негосударственные телерадио-организации, основанные юридическими и физическими лицами согласно действующему законодательству Украины.
Основу национального телевидения и радиовещания Украины составляют государственные телерадиоорганизаций, которые содержатся на средства государственного бюджета и обеспечивают телерадиотрансляцию на всю территорию или на весь соответствующий регион Украины и на зарубежную аудиторию.
В своей деятельности государственные телерадиоорганизаций руководствуются Конституцией, законами Украины и другими актами законодательства Украины, реализуют основные задачи, определенные Законом «О телевидении и радиовещании», и ежегодно отчитываются перед Национальным советом.
Государственным телерадиоорганизациям предоставляется приоритетное право на пользование государственными телевизионной и радиосетями.
Ежегодные поступления на счета государственных телерадиоорганизаций от рекламы и спонсоров не должны превышать 25 процентов их бюджета.
Основными задачами государственных телерадиоорганизаций является:
а) оперативное информирование телезрителей и радиослушателей об общественно-политических и прочих событиях в Украине и за границей, распространение официальных сообщений, разъяснение решений органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
б) создание и распространение экономических, публицистиче-
ских, культурно-образовательных, учебных, развлекательных, спортивных программ, а также программ для детей и юношества;
в) содействие укреплению международных связей Украины, возрастанию ее авторитета в мире.
Порядок учреждения телерадиоорганизаций и лицензирование их деятельности регулируется разделом вторым Закона Украины «О телевидении и радиовещании».
700
>>>701>>>
Право на учреждение телерадиоорганизаций в Украине принадлежит гражданам Украины, не ограниченным в гражданской дееспособности, Верховной Раде Украины, Президенту Украины и другим юридическим лицам Украины.
В Украине запрещается создание телерадиоорганизаций иностранными юридическими и физическими лицами и лицами без гражданства и деятельность этих организаций. Запрещается создание и деятельность телерадиоорганизаций с иностранными инвестициями, в уставном фонде которых более чем 30 процентов иностранных инвестиций.
Иностранное инвестирование телерадиоорганизаций Украины осуществляется под контролем и по согласию Национального совета.
Государственная регистрация телерадиоорганизаций осуществляется в порядке, установленном действующим законодательством Украины о предприятиях.
Для регистрации учредитель подает в соответствующий орган заявление, решение учредителей о создании телерадиоорганизаций, ее устав и прочие документы, предусмотренные действующим законодательством Украины.
Каждая телерадиоорганизация вносится в Государственный реестр телерадиоорганизаций Украины, который ведется Национальным советом.
Для получения лицензии на право пользования каналами вещания — телерадиоорганизация, ее учредитель или уполномоченный им орган подает заявление в Национальный совет.
Прекращение деятельности телерадиоорганизаций проводится по решению учредителя (соучредителей) или суда, о чем он сообщает в десятидневный срок в Национальный совет для внесения соответствующих изменений в Государственный реестр.
Учитывая роль Национальной телекомпании Украины в обеспечении государственной информационной политики, возрождении и развитии национально-культурных традиций Украинского народа и общегосударственное и международное значение результатов ее деятельности, Указом Президента Украины от 2 февраля 2002 г. Национальной телекомпании Украины присвоен статус национального учреждения1.
В соответствии со статьей 2 Указа Президента Украины от 2 февраля 2002 г. № 91 «О присвоении Национальной телекомпании Украины статуса национального учреждения» Кабинет Министров Украины Постановлением от 4 июня 2002 г. утвердил Устав Национальной телекомпании Украины2.
По Уставу Национальная телекомпания Украины (далее — Телекомпания) является государственной телеорганизацией, которая
1 Офіційний вісник України. — 2002. — № 6. — Ст.238.
2 Там же.— 2002. — № 23. — Ст.1121.
701
>>>702>>>
осуществляет вещание на общенациональных телевизионных каналах. Телекомпания образована в соответствии с Постановлением Кабинета Министров Украины от 20 февраля 1995 г. № 129 и подотчетна Президенту Украины и Верховной Раде Украины.
Деятельность Телекомпании по вопросам распространения официальной информации о важнейших событиях и общественных экономических процессах в государстве координируется Гос-комтелерадио Украины.
Контроль за соблюдением Телекомпанией требований законодательства в сфере телевидения и радиовещания и лицензионных условий осуществляет Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания.
Телекомпания в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, Законами Украины «О телевидении и радиовещании», «Об информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления средствами массовой информации», «О предприятиях в Украине», другими законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, нормативными актами Гос-комтелерадио и Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, принятыми в пределах их компетенции, другими актами законодательства, а также Уставом.
Главной целью деятельности Телекомпании является обеспечение прав граждан на свободу мысли и слова, на получение полной, достоверной и оперативной информации, открытое и свободное обсуждение общественных вопросов, а также разработка и реализация программной политики, которая отвечает национальным интересам Украины, создание конкурентоспособной информационной продукции и обеспечение вхождения Украины в мировое информационное пространство.
Деятельность Телекомпании ведется на принципах компетентности, объективности и достоверности информации, гарантирования права каждого гражданина на доступ к ней, свободное высказывание своих взглядов и мыслей, обеспечения идеологического и политического плюрализма, соблюдения ее работниками профессиональной этики и общечеловеческих норм морали.
Телекомпания осуществляет свою деятельность путем получения, сбора, обработки, подготовки, создания, использования, сохранения информации и осуществления телетрансляции на общенациональных каналах вещания на всю территорию Украины и зарубежные страны.
Согласно цели и принципам деятельности основными задачами Телекомпании является:
1) оперативное информирование телезрителей об общественно-политических, других событиях в Украине и за границей, о чрезвычайных ситуациях, представляющих угрозу жизни или здоровью населения;
702
>>>703>>>
2) распространение официальных сообщений о важнейших событиях политической и экономической жизни, общественных процессах в Украине и за границей;
3) освещение деятельности Президента Украины, в частности церемонии принятия присяги народу Украины на торжественном заседании Верховной Рады Украины; транслирование обращений Президента Украины с посланиями к народу и с ежегодными и внеочередными посланиями к Верховной Раде Украины о внутреннем и внешнем положении Украины,-экстренных выступлений Главы государства, информирование об участии Президента Украины в официальных мероприятиях, которые проводятся в государстве, ведении переговоров и заключении международных договоров Украины; репортажи об официальных визитах Президента Украины в другие страны, приемах делегаций и должностных лиц из других государств, об участии Президента Украины в пленарных заседаниях Верховной Рады Украины, заседаниях Кабинета Министров Украины, рабочих совещаниях с представителями органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также об изданных Президентом Украины указах и распоряжениях, его рабочих поездках по стране и др.;
4) транслирование открытия первого заседания сессии Верховной Рады Украины нового созыва, освещение пленарных заседаний Верховной Рады Украины, информирование о принятых ею законодательных актах и прочих решениях, заявлениях, официальных сообщениях Верховной Рады Украины, а также транслирование экстренных официальных выступлений Председателя Верховной Рады Украины по вопросам государственной жизни, выступлений народных депутатов по вопросам их депутатской деятельности, освещение других вопросов деятельности Верховной Рады Украины в порядке и формах, определенных Постановлением Верховной Рады Украины на каждую текущую сессию;
5) освещение в установленном порядке открытия первого заседания новосформированного Кабинета Министров Украины, других заседаний Кабинета Министров Украины, на которых рассматриваются вопросы, относящиеся к его конституционным полномочиям, а также информирование о принятых постановлениях, распоряжениях и заявлениях Кабинета Министров Украины и выступлениях Премьер-министра Украины; освещение хода совещаний по социально-экономическим и региональным вопросам, визитов официальных правительственных делегаций Украины за границу, пребывания в Украине официальных иностранных правительственных делегаций, проведения общегосударственных и международных мероприятий, организация которых возлагается на Кабинет Министров Украины;
703
>>>704>>>
6) освещение деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, судов общей юрисдикции и Конституционного Суда, важных фактов деятельности органов местного самоуправления;
7) предоставление в установленном законодательством порядке эфирного времени для ведения предвыборной агитации;
8) создание и распространение экономических, публицистических, культурно-образовательных, медико-гигиенических, художественных, учебных, развлекательных, спортивных программ, а также программ для детей и юношества;
9) содействие укреплению международных связей Украины, возрастанию ее авторитета в мире.
Для выполнения своих основных задач и функций Телекомпания имеет право:
1) использовать в установленном порядке общенациональные каналы вещания;
2) получать в первоочередном порядке услуги связи по обеспечению Телевещания, имеющиеся технические средства вещания и передачи сигналов;
3) по согласованию с органами государственной власти, органами местного самоуправления, органами управления политических партий и других объединений граждан аккредити-ровать при них (при их пресс-службах) свои творческие группы, отдельных работников;
4) планировать свою деятельность, определять собственную программную политику, а также стратегию, условия и основные направления развития Телекомпании соответственно конъюнктуре рынка продукции, товаров, работ и услуг, а также — экономической ситуации;
5) создавать собственные программы, передачи, фильмы и другую информационную продукцию с принадлежащими ей авторскими правами, разрешать их транслирование (ретранслирование) другим юридическим и физическим лицам в Украине и за границей, в установленном порядке использовать программы, передачи, фильмы и другую продукцию телеорганизаций, а также объекты права интеллектуальной собственности;
6) воссоздавать и тиражировать созданные Телекомпанией программы, передачи, фильмы, записи музыкальных и литературно-драматических произведений, культурно-массовых и спортивных мероприятий, организовывать производство, прокат и продажу кассет с записями аудиовизуальной и другой информационной продукции;
7) организовывать и проводить фестивали и конкурсы, в том числе с определением лучших оригинальных культурно-образовательных передач;
704
>>>705>>>
8) создавать в установленном порядке свои филиалы, представительства, корреспондентские пункты и прочие структурные подразделения как на территории Украины, так и за границей;
9) выступать учредителем (соучредителем) средств массовой информации, издавать газеты, журналы, информационные бюллетени, книги, видеогазеты, создавать телепрограммы на заказ, согласно законодательству проводить рекламную деятельность и оказывать платные услуги по договорным ценам, а в случаях, предусмотренных законодательством, — по фиксированным ценам;
10) привлекать к работе в установленном порядке ведущих украинских и иностранных специалистов, определять формы и размеры оплаты их работы и услуг, образовывать творческие коллективы, в том числе временные;
11) основывать для развития своей материально-технической базы предприятия и организации, которые обеспечивают производство телепередач, программ, фильмов и другой аудиовизуальной продукции и доведение их к потребителям, создавать (приобретать, строить) технические средства распространения телепрограмм (передатчики, спутники, кабельные, радиолинейные сети связи и прочие средства);
12) получать в порядке, предусмотренном законодательством, от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций независимо от формы собственности необходимую информацию для проведения своей уставной деятельности;
13) осуществлять согласно законодательству внешнеэкономическую деятельность, принимать участие в работе международных организаций по вопросам деятельности телевидения и радиовещания.
"Телекомпания обязана:
1) распространять объективную информацию, с уважением относиться к национальному достоинству, своеобразию и культуре всех народов;
2) выполнять в установленном порядке государственные заказы;
3) придерживаться требований государственных стандартов и технических параметров телевещания, а также стандартов и норм технического качества телепрограмм;
4) не создавать препятствий в передаче и приеме программ других телерадиоорганизаций, функционировании линий связи;
5) придерживаться требований законодательства относительно государственной языковой политики, рекламной деятельности, спонсорства и порядка иностранного инвестирования,
705
>>>706>>>
а также лицензионных условий и антимонопольных ограничений;
6) сохранять в тайне согласно законодательству сведения о лице,
передавшем информацию или другие материалы при условии неразглашения его имени, не разглашать информацию о частной жизни гражданина без его согласия, за исключением случаев, если эта информация является общественно необходимой;
7) не распространять материалы, нарушающие презумпцию невиновности подсудимого или упреждающие решения суда;
8) не разглашать в своих программах сведения, составляющие государственную тайну или другую тайну, которая охраняется законодательством, не допускать транслирования программ и передач, содержащих призывы к насильственному изменению или свержению существующего государственного и общественного порядка, нарушению территориальной целостности Украины, пропагандирующих войну, насилие и жестокость, разжигающих расовую, национальную и религиозную вражду, распространяющих порнографию, другую информацию, которая подрывает общественную мораль или подстрекает к правонарушениям, унижает честь и достоинство человека;
9) придерживаться установленной квоты демонстрирования фильмов, передач, программ национального производства, не допускать демонстрирования на каналах вещания фильмов, которые имеют ограничение зрительской аудитории, вне установленного для этого времени и без обязательного предупреждения об этих ограничениях в программах телепередач и перед началом демонстрирования этих фильмов;
10) обеспечивать ведение социального телевещания, адаптировать с этой целью программы и передачи для зрителей с недостатками слуха;
11) обеспечивать свободный доступ к расписанию вещания Телекомпании и бесплатное его использование для физических и юридических лиц, которые имеют в этом производственную потребность.
Телекомпания осуществляет другие функции и полномочия, предусмотренные законодательством в сфере телевидения и радиовещания.
Управление Телекомпанией осуществляет ее президент, который назначается на должность и освобождается от должности в установленном порядке.
Президент Телекомпании самостоятельно решает все другие вопросы деятельности Телекомпании (за исключением тех, что отнесены ее Уставом к компетенции общего собрания трудового коллектива), если другое не предусмотрено законодательством.
706
>>>707>>>
Общий контроль за деятельностью Телекомпании осуществляет Наблюдательный совет, состав которого утверждается Кабинетом Министров Украины.
Наблюдательный совет Телекомпании в своей деятельности руководствуется Конституцией и законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, а также Уставом.
Наблюдательный совет Телекомпании в соответствии с возложенными на него задачами:
1) разрабатывает предложения относительно определения основных направлений развития Телекомпании;
2) оказывает содействие в выполнении Телекомпанией ее уставных задач, в частности относительно оперативного информирования телезрителей об общегосударственных, международных общественно-политических и культурных мероприятия, о чрезвычайных событиях и ситуациях, распространение официальных сообщений, разъяснение решений органов законодательной, исполнительной и судебной власти;
3) анализирует деятельность Телекомпании, готовит и представляет на рассмотрение Кабинета Министров Украины предложения относительно усовершенствования нормативно-правового регулирования вопросов деятельности Телекомпании, выполнения ею государственного заказа на информационные услуги;
4) оказывает содействие налаживанию сотрудничества Телекомпании с органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, предприятиями, учреждениями, организациями Украины и иностранных государств;
5) заслушивает информацию руководства Телекомпании по вопросам выполнения ею уставных задач и принимает соответствующие решения;
6) оказывает содействие кадровому обеспечению Телекомпании;
7) контролирует, в пределах своей компетенции, осуществление Телекомпанией функций по управлению имуществом;
8) оказывает содействие стабильному финансовому обеспечению ■деятельности Телекомпании и контролирует, в пределах своих полномочий, использование ею бюджетных средств;
9) получает в установленном порядке от президента Телекомпании, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций информацию и материалы, связанные с обеспечением деятельности Телекомпании;
10) выполняет другие функции согласно законодательству с целью содействия деятельности Телекомпании.
Наблюдательный совет Телекомпании организует свою деятельность в соответствии с регламентом, который утверждает ее председатель.
707
>>>708>>>
Полномочия трудового коллектива Телекомпании реализуются общим собранием (конференцией) и через выборный орган, который представляет интересы трудового коллектива — совет трудового коллектива.
Общие собрания (конференции) трудового коллектива Телекомпании проводятся не реже одного раза в год. Решения общего собрания (конференции) трудового коллектива принимаются простым большинством присутствующих путем открытого голосования.
Члены совета трудового коллектива Телекомпании избираются тайным голосованием на общем собрании (конференции) трудового коллектива сроком на три года не менее чем двумя третями присутствующих на собрании. Количественный состав совета трудового коллектива определяется общим собранием (конференцией).
Трудовой коллектив Телекомпании:
— рассматривает и одобряет проект коллективного договора и уполномочивает совет трудового коллектива Телекомпании на его подписание;
— заслушивает информацию о выполнении коллективного договора;
— принимает участие в материальном и моральном стимулировании высокопроизводительной работы работников Телекомпании;
— принимает участие в решении вопросов, касающихся социального развития Телекомпании;
— рассматривает другие вопросы согласно законодательству.
Ликвидация и реорганизация (слияние, присоединение, деление, выделение, преобразование) Телекомпании осуществляются в порядке, установленном законодательством.
О прекращении деятельности Телекомпании в установленном порядке сообщается в Национальный совет Украины по вопросам телевидения и радиовещания для внесения соответствующих изменений в Государственный реестр телерадиоорганиза-ций Украины.
Ликвидация Телекомпании осуществляется ликвидационной комиссией, которая образуется Кабинетом Министров Украины. Порядок и сроки проведения ликвидации определяются согласно законодательству.
Ликвидация Телекомпании считается завершенной, а Телекомпания прекратившей свою деятельность с момента внесения соответствующей записи об этом в Единый государственный реестр предприятий и организаций Украины.
18 июля 1993 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О системе Общественного телевидения и радиовещания Украины»1.
1 Відомості Верховної Ради України. — 1997. — № 45. — Ст.284.
708
>>>709>>>
По этому Закону система Общественного телевидения и радиовещания Украины (далее — Общественное телерадиовещание) создается с целью всестороннего удовлетворения потребностей общества в оперативной информации, обеспечения плюралистического характера вещания, учитывая национальные традиции, морально-этические принципы Украинского народа.
Общественное телерадиовещание — это телерадиоорганизация со статусом единой общенациональной неделимой и неприбыльной системы массовой коммуникации, которая является объектом права собственности Украинского народа и действует в соответствии с единой программной концепцией. Общественное телерадиовещание основывается на широком представительстве разных слоев общества, которые через своих представителей в Общественном совете обеспечивают реализацию программной концепции и осуществляют контроль за финансово-хозяйственной деятельностью телерадиоорганизации. Программная концепция деятельности Общественного телерадиовещания периодически пересматривается с учетом тенденций общественного развития и удовлетворения права граждан свободно получать, использовать и распространять информацию.
Общественное телерадиовещание создается на основании решения Верховной Рады Украины в порядке, определенном Верховной Радой Украины согласно законодательству.
Верховная Рада Украины утверждает устав Общественного телерадиовещания, численность и состав Общественного совета, часть состава Квалификационного совета в соответствии с частью второй статьи 5 Закона «О системе Общественного телевидения и радиовещания Украины», а также программную концепцию Общественного телерадиовещания.
Надзор за деятельностью Общественного телерадиовещания осуществляет Общественный совет — коллегиальный вневедомственный орган, который координирует развитие и обеспечивает реализацию программной концепции общественного вещания, определяет основы кадровой политики и структуру управления, контролирует использование каналов вещания и финансово-хозяйственную деятельность телерадиоорганизации, утверждает кандидатуры на должности председателя и членов Административного совета, рассматривает и утверждает отчеты Административного совета Общественного телерадиовещания.
Общественный совет защищает ценности, положенные в основу политических, правовых и социальных структур демократического общества.
Общественный совет не может вмешиваться в повседневную хозяйственную деятельность и осуществлять контроль за содержанием передач Общественного телерадиовещания.
Общественный совет действует на основе устава Общественного телерадиовещания, утвержденного Верховной Радой Украины.
709
>>>710>>>
В состав Общественного совета входят по одному представителю от политических партий, которые имеют своих депутатов в Верховной Раде Украины, от зарегистрированных Министерством юстиции Украины творческих союзов и общественных объединений, которые обладают статусом всеукраинских, и перечень которых определяет Верховная Рада Украины, а также по одному представителю от Президента Украины, Кабинета Министров Украины, Национального банка Украины, Генеральной прокуратуры Украины, Национального совета Украины по вопросам телевидения и радиовещания, Антимонопольного комитета Украины, Государственного агентства Украины по авторским и смежным правам при Кабинете Министров Украины.
Принципы формирования Общественного совета определяются уставом Общественного телерадиовещания.
Численность и состав Общественного совета утверждаются Верховной Радой Украины любого очередного созыва на протяжении первого года ее каденции.
Квалификационный совет является постоянно действующим общественным органом, который формируется из высококвалифицированных специалистов и научных работников в области телевидения, радиовещания и информационных коммуникаций, осуществляет конкурсный отбор кандидатур на должности председателя и членов Административного совета и подает их на утверждение Общественному совету.
В состав Квалификационного совета входят по три представителя от Президента Украины и Верховной Рады Украины.
Срок полномочий Квалификационного совета не ограничен. Ротация или переназначение членов Квалификационного совета может осуществляться по инициативе Президента Украины и Верховной Рады Украины не более одного раза за время их каденций.
Заседания Квалификационного совета созывают в случае необходимости по решению Общественного совета.
Квалификационный совет действует на основании Положения о нем, утвержденного Общественным советом.
Административный совет является постоянно действующим распорядительным органом Общественного телерадиовещания, полномочия и функции которого определяются уставом Общественного телерадиовещания.
Общественное телерадиовещание финансируется за счет абонентской платы за пользование теле- и радиоприемниками, государственного заказа, проведения кампаний по собиранию средств, издания специализированных газет и журналов, распространения собственных аудио- и видеозаписей, продажи собственной теле- и радиопродукции другим организациям и из иных источников финансирования согласно законодательству Украины.
Общественный совет Общественного телерадиовещания может основывать общественный фонд для привлечения и аккумулиро-
710
>>>711>>>
вания средств на некоммерческой основе, необходимых для обеспечения деятельности телерадиоорганизаций.
Государственный заказ на программы Общественного телерадиовещания не может превышать 20 процентов общего объема вещания. Государственный заказ для Общественного телерадиовещания согласовывается с Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания.
Рекламная деятельность на каналах Общественного телерадиовещания запрещается, за исключением специально указанных в программе коммерческих презентаций, время трансляции которых не должно превышать трех процентов вещания в сутки.
Общественное телерадиовещание имеет приоритет в получении лицензии на право пользования каналами вещания.
Соответственно статье 34 Конституции Украины, Закона Украины «О системе Общественного телевидения и радиовещания Украины» и статей 1 и 13 Закона Украины «О телевидении и радиовещании Украины» Верховная Рада Украины 21 июля 1997 г. приняла Постановление «О создании телерадиоорганизаций Общественного вещания Украины»1.
Этим Постановлением телерадиоорганизаций Общественного вещания Украины (акционерное общество) «Общественное Украинское радио и телевидение (ОУРТ)» присвоен статус телерадиоорганизаций общественного вещания Украины как неотъемлемой составной части системы Общественного телевидения и радиовещания и выделены ей для телерадиовещания общенациональные каналы УТ-2 и УТ-3.
Также утверждены Программная концепция Общественного телерадиовещания и Положение о телерадиоорганизаций Общественного вещания Украины «Общественное Украинское радио и телевидение (ОУРТ)», которое имеет силу Устава.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856