38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
Физическая культура — составная часть общей культуры общества, направленная на укрепление здоровья, развитие физических, нравственно-волевых и интеллектуальных способностей человека с целью гармонического формирования его личности. Физическая культура является важным средством повышения социальной и трудовой активности людей, удовлетворения их моральных, эстетических и творческих запросов, жизненно важных потребностей взаимного общения, развития дружеских отношений между народами и фактором укрепления мира.
Спорт является органической частью физической культуры, в особенности сферой выявления и унифицированного сравнения достижений людей в определенных видах физических упражнений, технической, интеллектуальной и другой подготовки путем состязательной деятельности. Социальная ценность спорта определяется его действующим стимулирующим влиянием на распространение физической культуры среди разных слоев населения.
24 декабря 1993 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О физической культуре и спорте»1. Этот Закон опре-
1 Відомості Верховної Ради України. — 1994. — № 14. — Ст.80.
743
>>>744>>>
деляет общие правовые, социальные, экономические и организационные основы физической культуры и спорта в Украине, участие государственных органов, должностных лиц, а также предприятий, учреждений, организаций независимо от форм собственности в укреплении здоровья граждан, достижении высокого уровня трудоспособности и долголетия средствами физической культуры и спорта.
Государство регулирует отношения в сфере физической культуры и спорта путем формирования государственной политики в этой сфере, создания соответствующих государственных органов, финансового, материально-технического, кадрового, информационного, нормативно-правового и иного обеспечения развития физической культуры и спорта, а также признания широкого самодеятельного статуса физкультурно-спортивного движения в Украине и комплексного взаимодействия государственных органов с общественными организациями физкультурно-спортивной направленности.
Государство признает и всесторонне поддерживает олимпийское движение в Украине.
Государство оказывает необходимую помощь, льготы и гарантии отдельным категориям граждан, в том числе инвалидам, для реализации ими своих прав в сфере физической культуры и спорта. Государство обеспечивает приоритетное развитие физической культуры и спорта на селе, создает необходимые условия для занятий физической культурой и спортом сельских работников и членов их семей.
Государство гарантирует предоставление в порядке, предусмотренном Кабинетом Министров Украины, бесплатных и льготных физкультурно-оздоровительных услуг детям, в том числе: детям-сиротам и детям, которые остались без заботы родителей, детям, пострадавшим вследствие Чернобыльской катастрофы, детям из многодетных и малообеспеченных семей, детям-инвалидам.
Государство обеспечивает в пределах, определенных Кабинетом Министров Украины, предоставление бесплатных и льготных физкультурно-оздоровительных услуг детям дошкольного возраста, ученикам общеобразовательных и профессиональных учебно-воспитательных учреждений, ветеранам войны и лицам, приравненным к ним, а также устанавливает льготы при оказании таких услуг другим категориям граждан.
Государство создает условия для правовой защиты интересов граждан в сфере физической культуры и спорта, развивает физ-культурно-спортивную индустрию и инфраструктуру, поощряет стремление граждан укреплять свое здоровье, вести здоровый образ жизни.
Вместе с тем физкультурное движение в Украине опирается на разностороннюю деятельность общественных организаций физкультурно-спортивной направленности.
744
>>>745>>>
Первичным звеном самодеятельной организации физкультурного движения являются коллективы физкультуры на предприятиях, в учреждениях, организациях, объединяющих на основах добровольности граждан по их интересам в физкультурно-спортив-ном движении.
Общественные организации физкультурно-спортивной направленности (добровольные спортивные общества, спортивные федерации, клубы и т. п.) реализуют свои задачи на всех уровнях и направлениях физкультурно-спортивной деятельности во взаимодействии с государственными органами, профсоюзами, другими объединениями граждан, субъектами предпринимательства, соответствующими международными организациями.
Сферами внедрения физической культуры являются производственная, учебно-воспитательная, социально-бытовая сферы.
Государство создает необходимые условия для подготовки научных и преподавательских кадров, развития научных исследований в области физической культуры и стимулирует внедрение их в общественную практику.
Основными направлениями внедрения физической культуры являются физкультурно-оздоровительная деятельность, физическое воспитание и развитие массового физкультурно-спортивно-го движения.
Государственная программа развития физической культуры и спорта в Украине разрабатывается центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту и утверждается Кабинетом Министров Украины.
Государственная программа предусматривает требования относительно организации поддержки и укрепления здоровья определенных категорий граждан, требования к учебным программам относительно физического воспитания, системы программно-оценочных нормативов и требования относительно физического развития и подготовленности разных групп населения, основные направления развития массового самодеятельного спорта и спорта высших достижений, а также основные начала организационного, материально-технического, кадрового, информационного, нормативно-правового и иного ее обеспечения.
Кабинет Министров Украины утверждает систему программно-оценочных нормативов и требований относительно физического развития и подготовленности разных возрастных групп населения. Органы здравоохранения за счет выделенных им средств определяют уровень физического развития населения.
Государственная программа должна предусматривать отдельный раздел относительно развития физической культуры и спорта в сельской местности.
Государственная программа разрабатывается с участием общественных организаций физкультурно-спортивной направлен-
745
>>>746>>>
ности, общественных организаций инвалидов на основе научных исследований в области физической культуры и спорта и в других областях науки.
На основе государственной программы развития физической культуры и спорта Кабинет Министров Украины предусматривает соответствующий раздел в программах экономического и социального развития Украины.
Верховная Рада Украины определяет государственную политику и осуществляет законодательное регулирование отношений в сфере физической культуры и спорта, а также осуществляет контроль за реализацией государственной программы развития физической культуры и спорта в Украине и за выполнением законодательства о физической культуре и спорте.
Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту обеспечивает реализацию государственной политики в области физической культуры и спорта, несет ответственность за ее выполнение.
Совет министров Автономной Республики Крым, местные органы исполнительной власти, органы местного самоуправления создают в своем составе соответствующие органы по физической культуре и спорту.
Финансирование государственной программы развития физической культуры и спорта осуществляется за счет государственного бюджета, бюджетов местного самоуправления и предусматривается в них отдельной статьей.
Государственное финансирование физкультурно-воспитатель-ной деятельности и спорта высших достижений осуществляется отдельно.
Распределение государственных средств осуществляется центральными и местными органами исполнительной власти по физической культуре и спорту с учетом предложений соответствующих общественных организаций.
На развитие физкультуры и спорта предприятия, учреждения и организации направляют средства в порядке, определенном законодательством .
В сельской местности затраты на содержание всех учреждений физкультурно-спортивного назначения, в том числе детско-юношеских спортивных школ, а также проведения физкультур-но-спортивных мероприятий обеспечивается, в основном, из государственного бюджета и бюджетов местного самоуправления.
Материально-техническую базу физической культуры и спорта составляют все виды физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений, физкультурно-спортивного снаряжения и оборудования, другое имущество, предназначенное для занятий физической культурой и спортом.
Нормативы минимальной обеспеченности основными физкультурно-оздоровительными и спортивными сооружениями жи-
746
>>>747>>>
лых районов, а также предприятий, учреждений и организации всех форм собственности определяются центральными органами исполнительной власти по физической культуре и спорту, архитектуре и строительству.
Строительство в жилых районах физкультурно-оздоровительных и спортивных объектов осуществляется согласно установленным нормативам за счет средств, которые направляются на жилищное строительство, и средств организаций-застройщиков жилья.
Селу предоставляется преимущество (из расчета на душу населения) в сооружении объектов физической культуры и спорта, обеспечивается соответствующий уровень обслуживания средствами физической культуры и спорта по научно обоснованным нормативам. Строительство, реконструкция и содержание объектов физической культуры и спорта в сельской местности осуществляется за счет государственного и местного бюджетов.
Не допускается:
— строительство новых и реконструкция имеющихся дошкольных воспитательных, общеобразовательных и профессиональных учебно-воспитательных, высших учебных заведений без предусмотренных нормативами физкультурно-спортивных сооружений и функциональных помещений;
— перепрофилирование и ликвидация действующих физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений без создания равноценных сооружений.
Органы исполнительной власти по физической культуре и спорту и соответствующие органы местного самоуправления осуществляют контроль за эффективностью использования спортивных сооружений независимо от форм собственности.
Органы исполнительной власти по физической культуре и спорту, по вопросам образования и здравоохранения, другие государственные органы и органы местного самоуправления, общественные организации физкультурно-спортивной направленности в соответствии с их компетенцией издают акты, регулирующие деятельность в сфере физической культуры и спорта. Нормативные акты центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту, изданные в соответствии с его компе-тенциией, являются обязательными для других центральных и местных органов исполнительной власти, а также предприятий, учреждений и организаций.
Государство оказывает содействие ведению широкой пропаганды физической культуры и спорта как фактора укрепления здоровья, физического и духовного закаливания человека. Пропаганда здорового образа жизни ведется государственными и другими средствами массовой информации путем популяризации оздоровительного значения физической культуры, спорта высших
747
>>>748>>>
достижений, достижений Украины на международных спортивных аренах, олимпийских идеалов и т. п.
Государство стимулирует развитие физкультуры и спорта путем расширения материально-технической базы, предоставления льгот относительно налогообложения и кредитования, а также морального и материального поощрения спортсменов, специалистов в этой области, других субъектов физкультурно-спортивнои деятельности.
В пределах, определенных законодательством, не облагаются налогами средства предприятий, учреждений, организаций, направленные на физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Субъектам предпринимательской деятельности, которые занимаются производством товаров физкультурно-спортивного назначения и спортивного оборудования, может предоставляться льготный режим кредитования и налогообложения.
Органами исполнительной власти, местного самоуправления устанавливаются льготные тарифы на коммунальные услуги и энергоснабжение для физкультурно-оздоровительных и спортивных сооружений или им оказывается финансовая поддержка для компенсации затрат на их оплату.
Общественные организации физкультурно-оздоровительной и спортивной направленности могут пользоваться материальной, в том числе финансовой, поддержкой государства.
Государство оказывает содействие развитию общественной активности и привлекает общественные организации к управлению в области физической культуры и спорта.
Органы исполнительной власти, соответствующие органы местного самоуправления в пределах своей компетенции могут делегировать общественным организациям физкультурно-спортивнои направленности отдельные полномочия относительно развития видов спорта (подготовки спортсменов к участию в соревнованиях, организации спортивных мероприятий и т. п.), осуществляют контроль за реализацией таких полномочий.
В своей деятельности общественные организации физкультурно-спортивнои направленности и их объединения руководствуются Законом Украины «О физической культуре и спорте», Законом Украины «Об объединении граждан», другими законодательными актами Украины.
Спортивная федерация (ассоциация, союз, объединение и т. п.) — общественная организация физкультурно-спортивнои направленности, которая создается для развития соответствующего вида спорта (версии) и руководствуется в своей деятельности Конституцией Украины, законами, другими нормативно-правовыми актами Украины и своим уставом.
748
>>>749>>>
Порядок, особенности создания и деятельности спортивной федерации определяются Законом Украины «О физической культуре и спорте» и Законом Украины «Об объединении граждан».
Спортивная федерация может иметь местный или всеукраинс-кий статус. Вступление спортивной федерации в соответствующую международную спортивную организацию не является основанием для ее перерегистрации как международного объединения граждан. В уставе спортивной федерации отмечается, какой вид спорта (версию) она развивает. Возраст членов спортивной федерации определяется в ее уставе в зависимости от специфики вида спорта (версии).
Кабинет Министров Украины по представлению центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту определяет перечень видов спорта (версии), в соответствии со спецификой которых спортивная федерация имеет право получать всеукраинский статус, независимо от наличия местных ячеек в большинстве областей Украины, в Автономной Республике Крым, в городах Киеве и Севастополе.
Спортивной федерации присваивается статус национальной спортивной федерации согласно соответствующему Закону Украины «О физической культуре и спорте».
Олимпийское движение в Украине координируется Национальным Олимпийским комитетом Украины, который является независимой, неправительственной, общественной организацией.
В своей деятельности Национальный Олимпийский комитет Украины руководствуется законодательством Украины, олимпийской хартией и собственным уставом.
Национальный Олимпийский комитет Украины имеет исключительное право представлять Украину на Олимпийских играх, в Международном Олимпийском комитете, международных олимпийских брганизациях.
Национальный Олимпийский комитет Украины имеет свою национальную олимпийскую символику и исключительное право ее использования.
Государство оказывает содействие развитию материально-технической базы Национального Олимпийского комитета, оказывает ему финансовую и организационную помощь относительно участия членов сборных команд в Олимпийских и Параолим-пийских играх, оказывает содействие в установлении международных связей.
Закон «О физической культуре и спорте» закрепляет условия присвоения статуса национальной спортивной федерации.
Статус национальной спортивной федерации присваивается только одной спортивной федерации в определенном виде спорта при следующих условиях:
— ее регистрация как всеукраинской общественной организации;
749
>>>750>>>
— соответствие ее уставных документов уставным и регламентным требованиям соответствующей международной спортивной организации;
— проведении ею спортивных соревнований и физкультурных мероприятий;
— наличии в ее составе высококвалифицированных спортсменов, тренеров, судей и специалистов;
— наличии в ее структуре легализованных в установленном порядке местных ячеек (федераций, ассоциаций, союзов, объединений и т. п.) и их взаимодействии с местным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту относительно развития соответствующего вида спорта (версии) в соответствии с заключенным двусторонним договором.
Ходатайство о присвоении спортивной федерации статуса национальной возбуждается ее руководящим органом путем подачи заявления центральному органу исполнительной власти по физической культуре и спорту.
Заявление о присвоении спортивной федерации статуса национальной рассматривается коллегией центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту в месячный срок со дня поступления документов.
Вопрос о присвоении статуса национальной спортивной федерации рассматривается в порядке, установленном коллегией центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту с участием представителей этой спортивной федерации.
По результатам рассмотрения заявления коллегия центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту принимает решение о присвоении статуса национальной спортивной федерации или отказе в присвоении этого статуса, о чем заявителю сообщается письменно в 10-дневный срок.
В случае принятия решения о присвоении спортивной федерации статуса национальной она заносится в Реестр национальных спортивных федераций и ей в 10-дневный срок выдается соответствующее свидетельство.
Об изменениях в уставных документах и руководящих органах национальная спортивная федерация сообщает в 10-дневный срок центральному органу исполнительной власти по физической культуре и спорту.
О присвоении спортивной федерации статуса национальной центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту сообщает в печатных средствах массовой информации.
Спортивная федерация лишается статуса национальной по решению коллегии центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту в случае потери физкультурно-спортивной направленности в своей деятельности, невыполнения
750
>>>751>>>
договорных обязательств в пределах полномочий, делегированных ей центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту.
Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту может лишить спортивную федерацию статуса национальной:
— за действия и решения, нарушающие законодательство Украины — на основании решения суда;
— за нарушение устава, регламента соответствующей международной спортивной организации — на основании официального сообщения.
Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту в 10-дневный срок письменно сообщает об этом спортивной федерации, отменяет запись в Реестре национальных спортивных федераций и направляет сообщение в соответствующую международную спортивную организацию.
Свидетельство о присвоении спортивной федерации статуса национальной теряет силу согласно законодательству.
Спортивной федерации, получившей статус национальной, государство в лице центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту предоставляет:
— определенные полномочия относительно развития соответствующего вида спорта (версии) в соответствии с заключенным двусторонним договором;
— исключительное право представлять соответствующий вид спорта (версию) в соответствующих международных спортивных организациях и на международных спортивных соревнованиях;
— исключительное право на организацию и проведение официальных международных соревнований на территории Украины и национальных соревнований.
Национальная спортивная федерация может получать от государства материальную и финансовую помощь на деятельность, предусмотренную ее уставом.
Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту:
— осуществляет контроль за использованием средств, выделенных национальной спортивной федерации из государственного бюджета, и за выполнением предоставленных ей полномочий;
— утверждает по представлению национальной спортивной федерации условия и порядок организации проведения всех украинских спортивных соревнований.
Решения центрального органа исполнительной власти по физической культуре и спорту, изданные в пределах полномочий, являются обязательными для исполнения национальной спортивной федерацией.
751
>>>752>>>
Центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту проводит консультации с зональной спортивной федерацией относительно международных контрактов и договоров, заключающихся от имени Украины, относительно соответствующего вида спорта (версии).
Национальная спортивная федерация:
— согласовывает с центральным органом исполнительной власти по физической культуре и спорту и другими органами исполнительной власти и органами местного самоуправления вопросы по проведению на территории Украины международных спортивных соревнований;
— информирует центральный орган исполнительной власти по физической культуре и спорту о намерениях проведения всех спортивных мероприятий и о рейтинге спортсменов по итогам соревнований.
С целью создания условий для реализации государственной политики в сфере физической культуры и спорта высших достижений, подготовки и участия спортсменов Украины в XXVI летних (1996) и XVIII зимних (1998) Олимпийских играх, Указом Президента Украины от 22 июня 1994 г. «О государственной поддержке развития физической культуры и спорта в Украине» была утверждена Государственная программа развития физической культуры и спорта в Украине.
1 сентября 1998 г. Указом Президента Украины была утверждена Целевая комплексная программа «Физическое воспитание — здоровье нации».
С целью создания правовой базы для становления туризма как высокорентабельной области экономики и важного средства культурного развития граждан, обеспечения занятости населения, увеличения валютных поступлений, защиты законных прав и интересов туристов и субъектов туристической деятельности, определения их обязанностей и ответственности, 15 сентября 1995 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины «О туризме»1. Этот Закон определил общие правовые, организационные, воспитательные и социально-экономические основы реализации государственной политики Украины в области туризма. Действие этого Закона распространяется на предприятия, учреждения, организации независимо от форм собственности, физических лиц, деятельность которых связана с оказанием туристических услуг, а также на граждан, их получающих.
Согласно ст. 3 Закона Украины «О туризме», государство провозглашает туризм одним из приоритетных направлений развития национальной культуры и экономики и создает благоприятные условия для туристической деятельности.
1 Відомості Верховної Ради України. — 1995. — № 31. — Ст.241.
752
>>>753>>>
Государственная политика в области туризма определяется Верховной Радой Украины.
Основными направлениями государственной политики в области туризма являются:
— привлечение граждан к рациональному использованию свободного времени, проведению содержательного досуга, ознакомлению с историко-культурным наследием, природной средой, организация оздоровления населения;
— обеспечение рационального использования и сохранения туристических ресурсов, становление туризма как высокорентабельной области экономики Украины, создание эффективной системы туристической деятельности для обеспечения потребностей внутреннего и иностранного туризма;
— создание и совершенствование нормативно-правовой базы в области туризма согласно действующему законодательству Украины, международным нормам и правилам;
— защита прав и интересов государства в области туризма;
— создание благоприятного для развития туризма налогового, валютного, таможенного, пограничного и иных видов контроля;
— создание экономических условий, стимулирующих развитие туризма в Украине;
— внедрение льготных условий для организации туристической и экскурсионной работы среди детей, подростков, молодежи, инвалидов и малообеспеченных слоев населения;
— поощрение национальных и иностранных инвестиций в развитие туристической индустрии;
— установление порядка стандартизации, сертификации и лицензирования в области туризма;
— внедрение системы статистической отчетности субъектов туристической деятельности;
— определение порядка управления государственной собственностью в области туризма;
— создание равных возможностей на рынке туристических услуг для субъектов предпринимательства независимо от форм собственности, содействие развитию конкуренции, обеспечение соблюдения в этой области антимонопольного законодательства;
— обеспечение безопасности туристов, защита их прав, интересов и имущества;
— поддержка развития туризма в регионах, определение статуса отдельных туристических центров, создание условий для приоритетного развития туристической индустрии;
— организация и развитие системы научного обеспечения туризма, подготовки, переподготовки и повышения квалификации туристических кадров;
753
>>>754>>>
— развитие сотрудничества с зарубежными странами и международными организациями, участие в международных программах развития туризма, разработка и заключение международных двусторонних и многосторонних договоров в области туризма и определение механизма их реализации.
С целью стимулирования развития туризма в Украине, поддержки отечественных субъектов туристической деятельности, создания современной туристической индустрии и учитывая международную практику привлечения общественных организаций к участию в развитии туристической сферы, Президент Украины 2 марта 2001 г. издал Указ «О поддержке развития туризма в Украине».
Этим Указом поддержано предложение Туристической ассоциации Украины относительно ее активного участия в решении вопросов развития туристической отрасли, в частности:
— проведении мониторинга основных направлений развития туризма;
— разработке стандартов в сфере туристических услуг, проведении сертификации и аттестации туристических предприятий, осуществлении контроля за исполнением ими условий и правил приема и обслуживания туристов;
— подготовке проектов законодательных и других нормативно-правовых актов по вопросам туризма;
— обеспечении защиты прав субъектов туристической деятельности и туристов;
— диверсификации туристической деятельности с целью создания дополнительных рабочих мест, содействии занятости населения;
— организации подготовки и переподготовки кадров для предприятий туристической индустрии;
— расширении и укреплении международного сотрудничества в области туризма, содействии выхода отечественных субъектов туристической деятельности на мировой рынок туристических услуг;
— организации информационной, рекламной и выставочной деятельности по вопросам туризма;
— отличии юридических и физических лиц, сделавших значительный взнос в развитие туристической отрасли.
Кабинету Министров Украины, Совету министров Автономной Республики Крым, местным государственным администрациям этим Указом предложено:
— оказывать содействие развитию рынка туристических услуг, создавать равные возможности на нем для всех субъектов предпринимательства независимо от формы собственности;
— оказывать поддержку Туристической ассоциации Украины, другим общественным организациям в осуществлении ими деятельности относительно развития туризма.
754
>>>755>>>
Государственному комитету по телевидению и радиовещанию Украины, Государственной туристической администрации Украины рекомендовано систематически освещать вопрос развития туристической отрасли, организовывать выпуск высококачественного информационно-справочного материала.
Во исполнение Указа Президента Украины от 10 августа 1999 г. № 973 «Об основных направлениях развития туризма в Украине до 2010 года» Кабинет Министров Украины утвердил Государственную программу развития туризма на 2002—2010 годы1(далее — Программа).
Эта Программа призвана стимулировать эффективное использование имеющихся рекреационных ресурсов, повысить уровень межотраслевого сотрудничества, стимулировать развитие рыночных отношений в туристической сфере, определить перспективы дальнейшего развития туризма на основе анализа его современного состояния.
Программой предполагается осуществление комплекса мероприятий по совершенствованию системы управления туристической отраслью, разработке соответствующих нормативно-правовых актов, накоплению на предприятиях туристической отрасли необходимых для осуществления структурных преобразований материальных и финансовых ресурсов, укреплению существующей материальной базы, совершенствованию системы статистики в этой области, созданию условий для реализации инвестиционных проектов. Кроме того, во время выполнения Программы будет проводиться работа по привлечению средств иностранных и отечественных инвесторов для развития туристической инфраструктуры, удовлетворению потребностей отрасли в высококвалифицированных кадрах, наращиванию объемов оказания туристических услуг за счет расширения въездного и внутреннего туризма, осуществлению мероприятий государственной поддержки рекламно-информационной деятельности, разработке инновационных проектов и проведения научных исследований по вопросам туризма.
На современном этапе развитие системы управления туристической отраслью должно охватывать такие вопросы, как совершенствование структуры управления, реализация государственной политики в этой сфере путем координации деятельности центральных и местных органов исполнительной власти и субъектов предпринимательства. Важное значение имеет совершенствование государственной статистики по вопросам туризма с учетом международных стандартов и опыта других стран.
Одним из важнейших направлений государственной политики в туристической отрасли является повышение эффективности информационно-коммуникационной инфраструктуры, создание поло-
1 Офіційний вісник України. — 2002. — № 18. — Ст.935.
755
>>>756>>>
жительного образа Украины как туристического государства и активизация продвижения национального туристического продукта как на внутреннем, так и на международном рынке туристических услуг благодаря организационной и финансовой поддержке предприятий и организаций туристической отрасли со стороны центральных и местных органов исполнительной власти.
Становление и развитие инновационной деятельности и научное обеспечение туризма будет оказывать содействие созданию новых оригинальных туристических проектов, комплексному использованию и сохранению окружающей природной среды и культурного наследия, патриотическому воспитанию, пропаганде здорового образа жизни, укреплению международного авторитета Украины как туристического государства.
Развитие туристической сферы, обеспечивающей создание новых рабочих мест, в особенности в регионах с низкой занятостью населения, предопределяет необходимость усовершенствования системы подготовки кадров для туризма, дополнение Классификатора профессий ДК003-95 профессиями в этой области, ежегодного увеличения объема подготовки высококвалифицированных специалистов, в соответствии с реальными потребностями, разработку и внедрение современных образовательных технологий.
Мероприятия Программы реализуются за счет средств государственного и местных бюджетов, субъектов предпринимательства всех форм собственности, общественных организаций, целевых кредитов банков, международной технической помощи, инвестиционных средств, других источников, не запрещенных законодательством.
Координацию деятельности центральных и местных органов исполнительной власти, связанной с выполнением Программы, осуществляет Гостурадминистрация, которая каждый год подает Кабинету Министров Украины отчет о состоянии ее выполнения.
Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации разрабатывают региональные программы развития туризма с учетом задач Программы и осуществления мероприятий к привлечению для их финансирования средств местных бюджетов и из других источников, не запрещенных законодательством.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856