logo search
Lekcii_po_TGP

3) Общность языка, религии, традиций, обрядов, обычаев и единой занимаемой территории.

Именно борьба за выживание в сложных природных условиях повлекла за собой дальнейшее интеллектуальное развитие человека, благодаря которому стало возможным разделение труда и усовершенствование его средств.

От охоты на диких животных и собирательства природных продуктов произрастания первобытные люди перешли соответственно к животноводству и земледелию. При этом они изобретали и использовали различные средства труда, а также орудия (сооружения) нападения и защиты. В этой связи появился еще один вид деятельности человека – ремесло, с развитием которого увеличивалась и производительность труда.

В результате возникла проблема распределения излишне произведенного продукта человеческой деятельности. С одной стороны, его распределение происходило посредством обмена (торговли), с другой, появилась реальная возможность сначала на добровольной основе, а затем и принудительного его изъятия на содержание объективно формировавшегося аппарата управления (защиты и насилия).

По мере соблюдения запрета инцеста (запрета на внутриродовые брачно-семейные отношения), увеличения населения родовых общин, необходимости отражения нападения со стороны себе подобных происходило объединения людей в более крупные, чем род (родовая община) социальные образования – племена.

Основным социальным элементом второго периода развития первобытного общества было человеческое племя.

Племя – одна из форм объединения первобытных людей, основанное на единой территории, общности языка, религии, культуры и социальных норм, а также имеющее единые органы управления.

Институтами социального управления были сходы взрослого населения племени, совет старейшин племени, вождь племени.

Племя (фратрия) – более сложное, в отличие от родовой общины, социальное объединение людей первобытного общества. Оно включало в себя существовавшие еще родовые общины, а также вновь образованные патриархальные семьи, совет старейшин (совет племени), военных или гражданских вождей.

Совет старейшин появляется на более поздней стадии развития первобытного общества, когда человеческая популяция разрасталась, а роды объединялись во фратрии и племена. Этот орган социального управления первобытного общества формировался из числа лиц, предлагаемых в совет родовыми общинами и семьями.

Вместе с тем формировался объем (перечень) вопросов, общих для всех соседствующих общин (семей, родов). В частности, совет старейшин: