3) Вид на жительство (ст. 10).3
Нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства режима пребывания (проживания) в Российской Федерации, выразившееся в нарушении установленных правил въезда в Российскую Федерацию либо в отсутствии документов, подтверждающих право на пребывание (проживание) в Российской Федерации, либо в утрате таких документов при неподаче заявления об их утрате в соответствующий орган, либо в несоблюдении установленного порядка регистрации либо передвижения или порядка выбора места жительства, в уклонении от выезда из Российской Федерации по истечении определенного срока пребывания, а равно в несоблюдении правил транзитного проезда через территорию Российской Федерации, влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ст. 18.8).
Нарушение должностным лицом организации (независимо от формы собственности), принимающей в Российской Федерации иностранного гражданина или лицо без гражданства, обеспечивающей их обслуживание или выполняющей обязанности, связанные с соблюдением условий пребывания в Российской Федерации и транзитного проезда через территорию Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства, установленного порядка их регистрации, оформления документов на право их пребывания, проживания, передвижения, изменения места жительства в Российской Федерации и выезда за ее пределы, влечет наложение административного штрафа в размере от пяти до пятидесяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 18.9).1
Граждане, иностранные граждане и лица без гражданства наряду с правами и свободами, предусмотренными Конституцией РФ, обязаны также выполнять требования действующего российского законодательства.2В противном случае каждый из них будет претерпевать для себя неблагоприятные правовые последствия, поскольку соответствующие органы публичной власти привлекут их к юридической ответственности за нарушения законодательства. Именно в этом смысле данные субъекты права являются подвластными, которые в совокупности представляют собой народ,1нацию,2население3государства.
Государственная власть воздействует на население, которое проживает, находится на его территории.4
Территориягосударства представляет собой часть земной поверхности, включающую:
1) сушу (землю);5
2) внутренние (все водные объекты на территории Российской Федерации, за исключением территориального моря России) и территориальные воды (прибрежные морские воды шириной 12 морских миль (англ. един. длины, 1,852 км. x12 = 22,2 км.) от линии наибольшего отлива);6
3) прилежащую зону (морской пояс, который расположен за пределами территориального моря, прилегает к нему и внешняя граница которого находится на расстоянии 24 морских миль, отмеряемых от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря);1
4) недра (часть земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;2
5) воздушное пространство над ними3в пределах установленных границ.
В соответствии со статьей 1 ФЗ РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О государственной границе Российской Федерации» государственная граница России есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета Российской Федерации. Государственной границей Российской Федерации является граница РСФСР, закрепленная действующими международными договорами и законодательными актами бывшего СССР; границы Российской Федерации с сопредельными государствами, не оформленные в международно-правовом отношении, подлежат их договорному закреплению.1
Государственная граница РФ устанавливается и изменяется в соответствии с международными договорами и федеральными законами. Прохождение государственной границы РФ устанавливается: а) на суше – по характерным точкам, линиям рельефа или ясно видимым ориентирам; б) на море – по внешней границе территориального моря Российской Федерации; в) на судоходных реках – по середине главного фарватера2или тальвегу3реки; на несудоходных реках, ручьях – по их середине или по середине главного рукава реки; на озерах и иных водоемах – по равноотстоящей, срединной, прямой или другой линии, соединяющей выходы государственной границы к берегам озера или иного водоема. Государственная граница, проходящая по реке, ручью, озеру или иному водоему, не перемещается как при изменении очертания их берегов или уровня воды, так и при отклонении русла реки, ручья в ту или иную сторону; г) на водохранилищах гидроузлов и иных искусственных водоемах – в соответствии с линией – государственной границы, проходившей на местности до ее затопления; д) на мостах, плотинах и других сооружениях, проходящих через реки, ручьи, озера и иные водоемы, – по середине этих сооружений или по их технологической оси независимо от прохождения государственной границы на воде (ст. 5). Государственная граница на местности обозначается ясно видимыми пограничными знаками (ст. 6).4
Установление государственных границ осуществляется посредством
делимитации (определение государственной границы по соглашению между сопредельными государствами, зафиксированное в договоре и графически изображенное на прилагаемых к договору картах) и
демаркации (установление линии государственной границы на местности путем сооружения пограничных знаков на основании документов о делимитации границ, определяются смешанными комиссиями, которые образуются договаривающимися сторонами).1
Нарушение правил пересечения Государственной границы Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на граждан РФ в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда, на иностранных граждан или лиц без гражданства в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового (ст. 18.1).
Нарушение установленных в территориальном море и во внутренних морских водах Российской Федерации правил пребывания на воде (на льду) российских маломерных самоходных и несамоходных (надводных и подводных) судов (средств) или средств передвижения по льду влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 18.3).
Неповиновение законному распоряжению или требованию военнослужащего в связи с исполнением им обязанностей по охране Государственной границы Российской Федерации влечет наложение административного штрафа в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток (ст. 18.7).2
Наряду с территорией государства и государственной границей есть также таможенные границы и таможенная территория государства.
Таможенная граница,
с одной стороны, совпадает с государственной границей РФ,
с другой, включает в себя также находящиеся в исключительной экономической зоне (морской район, находящийся за пределами территориального моря и прилегающий к нему, на расстоянии 200 морских миль от исходных линий, от которых отмеряется ширина территориального моря)3и на континентальном шельфе (морское дно и недра подводных районов, находящиеся за пределами территориального моря на всем протяжении естественного продолжения ее сухопутной территории до внешней границы подводной окраины материка, глубиной от 100 до 2000 м.)1Российской Федерации искусственные острова, установки и сооружения, над которыми Россия осуществляет юрисдикцию. Таможенной территорией РФ является вся единая территория России.2
Несоблюдение установленных запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории России влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от ста до двухсот минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от одной тысячи до трех тысяч минимальных размеров оплаты труда (ст. 16.3). Перемещение товаров и (или) транспортных средств через границы зоны таможенного контроля без разрешения таможенного органа влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц – от пятидесяти до ста минимальных размеров оплаты труда (ст. 16.5).3
Весьма важным признаком (свойством) государства является его суверенитет. По мнению профессора Корельского Виктор Михайлович, «понятие «государственный суверенитет» появилось в конце средних веков,4 когда потребовалось отделить государственную власть от церковной и придать ей исключительное, монопольное значение. Ныне суверенитет, – отмечает далее автор, – обязательный признак государства. Страна, его не имеющая, – это колония1 либо доминион2».3
Государственный суверенитет – это верховенство государственной власти внутри страны, т.е. самостоятельность в своей деятельности, ее полноправие в жизни общества в пределах своей территории и независимость во взаимоотношениях с другими государствами.
Верховенство государственной власти (внутренний суверенитет) означает,
во-первых, что никакая другая власть (власть каких-либо социальных групп) не вправе выполнять государственные функции,
во-вторых, только лица, стоящие у власти, формируют свою систему органов государства, наделяют их полномочиями, принимают нормативные правовые акты, устанавливают в обществе правовой порядок (основан на принципе верховенства внутригосударственного права).
Независимость государственной власти (внешний суверенитет) означает, что государство в лице своих управомоченных органов самостоятельно осуществляет свою внешнюю политику, политику по отношению к другим государствам, по своей воле вступает в какие-либо международные организации и выходит из них, заключает международные договоры, решает вопросы войны и мира и осуществляет защиту своей территории (основан на принципе верховенства международного права).
Еще одним весьма важным признаком (свойством), без которого государство существовать не может, является его бюджет, представляющий собой форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления. Структура бюджета государства состоит из доходной и расходной частей.
Доходы бюджета– это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в распоряжение органов публичной (государственной) власти. Доходы государственного бюджета образуются за счет налоговых и неналоговых финансовых платежей, а также за счет безвозмездных перечислений.1
Под налогомпонимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства.2К налоговым финансовым платежам, к примеру, относятся: 1) федеральные налоги: а) налог на добавленную стоимость, б) налог на доходы физических лиц, в) единый социальный налог, г) налог на прибыль организаций, д) налог на добычу полезных ископаемых, ж) водный налог; 2) региональные налоги: а) налог на имущество организаций, б) налог на игорный бизнес, в) транспортный налог; 3) местные налоги: а) земельный налог, б) налог на имущество физических лиц.3
К неналоговым доходамбюджета государства, например, относятся: доходы от аренды и иного использования государственного имущества, лицензионные и консульские сборы,4таможенные пошлины5и сборы, патентные пошлины, плата за негативное воздействие на окружающую среду, платежи за предоставление информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество и сделок с ним, средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного государству, и иные суммы принудительного изъятия.1
Налогоплательщиками и плательщиками сборов являются организации (юридические лица) и физические лица, на которых возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.2
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере,3наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года (ст. 198).
Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере,4наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового (ст. 199).1
Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров2(работ,3услуг4), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога (ст. 38 НК РФ).
По мнению профессора Черданцева Александра Федоровича, «объектами налогообложения прежде всего являются доходы и расходы населения и объекты собственности: земля и иное недвижимое имущество (дома, фабрики, заводы и т.п.) и движимое имущество. Объектом налогообложения в истории, – полагает автор, – были: человек (подушный налог), налог на дымовые трубы, на окна, на отдельные деревья, животных и проч. Целевые налоги на строительство и ремонт дорог, косвенные налоги (акцизы) на товары (соль, водку, табак, предметы роскоши и т.д.). Налоги могут быть как натуральными, так и денежными. Римский император Веспасиан (9-79 гг.), – пишет далее А.Ф. Черданцев, – установил налоги на общественные туалеты. В ответ на осуждение своих действий со стороны сына Тита Веспасиан, ответил: «Деньги не пахнут». Государство, – отмечает А.Ф. Черданцев, – конечно, не удовлетворяется натуральными и денежными сборами с населения. Оно зачастую устанавливает и некоторые повинности, обязанности подданных или граждан в пользу государства: повинности гужевые, трудовые, военные».1
Расходы бюджета государства – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение его задач и функций. Эта часть бюджета делится на расходы по содержанию государственного аппарата (органов государственной власти и управления) и выполнения им соответствующих функций, а также на расходы, связанные с обязательствами государства перед другими субъектами (социальные, экономические, международные обязательства).
При нецелевом использовании бюджетных средств, в зависимости от величины их размера, возникает либо административная,2либо уголовная ответственность.3
Экономические отношения в государстве регулируются посредством многих правовых форм (нормативных правовых актов, сделок, договоров, обязательств и др.), а одним из основных материальных средств их обеспечения является денежная единица. В России – это рубль (ч. 1 ст. 75 Конституции РФ). Денежная эмиссия4осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются. Это положение ч. 1 ст. 75 Конституции РФ следует рассматривать в соотношении с п. «ж» ст. 71 Конституции РФ, которым денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации. Как представляется, понятие денежной эмиссии включает не только выпуск денежных знаков, но и установление объема находящихся в обороте денег. Рубль является законным платежным средством, обязательным к приему по нарицательной стоимости на всей территории Российской Федерации. Поскольку рубль – официальная денежная единица, все расчеты и платежи в государстве проводятся только либо в рублях, либо с применением рубля в качестве единого денежного эквивалента. Именно таким образом оценивается стоимость товаров и услуг, взимаются налоги и сборы, проводятся расчеты при составлении бюджетов Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления. Об истории отечественного рубля и копейки смотрите приложение 3.
Лица, которые изготавливают в целях сбыта или сбывают поддельные банковские билеты Центрального банка Российской Федерации, металлическую монету, государственные или иные ценные бумаги, – наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового (ст. 186 УК РФ).
Другими существенными признаками (свойствами) государства являются государственные язык и символика.
Язык,важнейшее средство человеческого общения. Он неразрывно связан с мышлением; является социальным средством хранения и передачи информации, одним из средств управления человеческим поведением. Язык сформировался одновременно с возникновением общества в процессе совместной трудовой деятельности первобытных людей. Возникновение членораздельной речи явилось мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания. Язык реализуется и существует в речи.1Государственный язык – это средство межличностного общения, который используется в деятельности органов публичной власти, в том числе в обучении, судопроизводстве, официальном документообороте, при опубликовании источников права и т.д.2
В соответствии со статьей 68 Конституции РФ, статьей 3 Закона РФ от 25 октября 1991 г. № 1807-1 «О языках народов Российской Федерации» государственным языком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык. При этом также закреплено, что алфавит государственного языка строится на графической основе кириллицы.1
В соответствии со статьей 70 Конституции РФ официальными символами России являются ее флаг, герб и гимн.
Государственный флаг2Российской Федерации представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней – белого, средней – синего и нижней – красного цвета.3Его описание и порядок официального использования установлен Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 года № 1-ФКЗ «О государственном флаге Российской Федерации» (приложение 4).4Трехцветный флаг был введен в России в 1699 г. Петром 1. В 1893 г. этот флаг стал государственным флагом России.5
Государственный герб6Российской Федерации представляет собой четырехугольный, с закругленными нижними углами, заостренный в оконечности красный геральдический щит с золотым двуглавым орлом, поднявшим вверх распущенные крылья. Орел увенчан двумя малыми коронами и – над ними – одной большой короной, соединенными лентой. В правой лапе орла – скипетр (греч. жезл), в левой – держава (золотой шар с короной или крестом). На груди орла, в красном щите, – серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне, поражающий серебряным копьем черного опрокинутого навзничь и попранного конем дракона. Описание герба и порядок его официального использования установлен Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 года № 2-ФКЗ «О государственном гербе Российской Федерации» (приложение 5).1
По мнению исследователя В.К. Романовского, на территории Руси в 12-13 вв. символ двуглавого орла помещался на декоративной плитке. Затем его изображение не использовалось почти три столетия. Только в конце 15 в. (1497) этот символ был помещен на государственной печати Ивана III, великого князя владимирского и московского, государя всея Руси. Печать была двусторонней. На одной ее стороне изображен всадник, поражающий копьем дракона, на другой — двуглавый орел.2
Государственный гимн3Российской Федерации представляет собой музыкально – поэтическое произведение, исполняемое в случаях, предусмотренных Федеральным конституционным законом от 25 декабря 2000 г. № 3-ФКЗ «О государственном гимне Российской Федерации». Государственный гимн Российской Федерации должен исполняться в точном соответствии с утвержденной музыкальной редакцией (музыка композитора Александрова Александра Васильевича, 1883-1946) и текстом (слова русского писателя Михалкова Сергея Владимировича, 1913) (приложение 6).1
Незаконные действия по отношению к государственным символам Российской Федерации, выразившиеся в их использовании в нарушение установленных правил, влекут наложение административного штрафа на граждан в размере от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 17.10).2Надругательство над Государственным гербом Российской Федерации или Государственным флагом Российской Федерации наказывается ограничением свободы на срок до двух лет либо арестом на срок от трех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до одного года (ст. 329 УК РФ).3
- Учебная дисциплина: Теория государства и права
- 1.2 Соотношение теории государства и права с другими науками
- 2. Объект, предмет4 и структура теории государства и права
- 2.1. Объект теории государства и рпава
- 2.2. Понятие предмета теории государств а и права
- 2.3 Структура курса теории государства и права
- 3. Методология и виды методов теории государства и права
- 3.1 Понятие методологи1 теории государства и права
- 3.2 Виды методов теории государства и права
- 3) Логические приемы познания
- Частнонаучные (специальные, правовые, юридические) методы научного познания
- 1) Специально неюридические методы:
- 2) Специально юридические методы:
- Принципы6 научного познания
- Тема: Происхождение государства
- Характеристика первого периода развития первобытного общества
- Характеристика второго периода развития первобытного общества
- 3) Общность языка, религии, традиций, обрядов, обычаев и единой занимаемой территории.
- 1) Согласовывал действия семей, родовых общин в проведении сельскохозяйственных работ и пастьбы домашнего скота;
- 2) Рассматривал вопросы организации обороны и защиты от нападения со стороны других племен;
- 3) Обсуждал санитарно-гигиенические вопросы и разрешал споры между родами и семьями.
- 1) Новгородские славяне — у озера Ильмень и по Волхову;
- Кривичи
- Дреговичи
- Древляне
- 2. Предпосылки происхождения государства
- 3. Теории происхождения государства
- Тема: Понятие и признаки (свойства) государства
- 1. Понятие государства
- 2. Признаки (свойства) государства
- 3.1. Понятие государства
- 4) Организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью (немецкий мыслитель Роберт фон Моль, первая половина 19 века);5
- 2) «Машина для поддержания господства одного класса над другим» (Владимир Ильич Ульянов (Ленин);6
- 3.2. Признаки (свойства) государства
- 1) Силовые ресурсы (армия, полиция, службы безопасности, суды, пенитенциарные учреждения и принадлежащие им специальные средства, техника и вооружение);
- 1) Демократическая, правовая идеология, базирующаяся и de jure и de facto на признании силы авторитета, верховенства права, закона;
- 2) Недемократическая, неправовая, базирующаяся на признании de jure демократических принципов, а de facto авторитета силы, беззакония, произвола.
- 1) Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
- 2) Разрешение на временное проживание;2
- 3) Вид на жительство (ст. 10).3
- Тема № 4: Типология государства
- 1. Понятие типологии государства
- 2. Классификация типов государств
- 1. Понятие типологии государства
- 2. Классификация типов государств
- Тема № 5. Форма государства
- 5.2. Политический (государственный) режим
- 5.3. Форма правления государства
- 1) Организацию высших органов государства, их структур, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
- 2) Взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
- 3) Компетенцию этих органов.1
- 1) Вся государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит одному лицу – монарху;
- 2) Вся полнота государственной власти передается по наследству;
- 3) Монарх пожизненно управляет страной, и нет правовых оснований его добровольного смещения;
- 4) Отсутствует какая-либо ответственность монарха перед населением.
- 1) Высшие и местные органы представительной власти формируются посредством выборов депутатов избирателями (населением);
- 5.4. Форма государственного (территориального) устройства
- 1) Двухуровневой системой органов публичной власти – федеральные и субъектов федерации (региональные) представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти;
- 6) В зависимости от статуса субъекта федерации –
- 5.5. Формы межгосударственного устройства
- Виды форм межгосударственного устройства:
- Классификация мо по кругу участников
- 1) Государства объединяются с определенными целями – экономическими, политическими, военными для решения международных задач и реализации своих интересов;
- 2) Основой объединения государств является международный договор, заключаемый на добровольной основе;
- 3) Для координации и решения общих задач могут создаваться соответствующие органы конфедерации;
- 4) Государства имеют право свободного выхода из состава конфедерации.
- Тема № 6. Механизм (аппарат) государства
- 1) Органы государственной власти и их компетенция;
- 2) Ресурсы власти (правовые, экономические, информационные, силовые и др.);
- 3) Функции государства.
- Представительные (законодательные) органы публичной власти
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- Комитеты и комиссии Совета федерации
- Временные комиссии
- Государственная Дума фс рф
- Аппарат Государственной Думы
- 1) Комитет по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению;
- В Новосибирске представительный орган Совет депутатов. Его структура:
- Перечень структурных подразделений администрации новосибирской области
- 2. Понятие и классификация государственных органов
- 3. Государственная служба и государственные служащие
- 1. Государственная гражданская служба подразделяется:
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Тема № 6: Функции государства
- 8.2. Внутренние функции государства
- Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда
- Статья 39 Конституция рф
- 3. Внешние функции государства
- 4. Формы и методы осуществления функций государства
- Тема №8: Политическая система общества
- 1) Институциональная (организационная) подсистема, включающая субъектов политических отношений;
- 2) Нормативная или регулятивная подсистема, включающая –
- 4) Коммуникативная подсистема, включает в себя формы взаимодействия между субъектами политического процесса.2
- 9.2. Институциональная структура политической системы общества
- 1. Государство является основным элементом политической системы общества, поскольку непосредственно организует и осуществляет публичную власть в обществе.
- Основными целями политической партии являются:
- Общественное объединение обязано:
- 9.3. Государство в политической системе общества
- Тема 10. Гражданское общество и правовое государство
- 1. Понятие и структура гражданского общества
- Структура гражданского общества
- 2. Правовое государство и его принципы
- Тема №10: Происхождение права. Право древнего мира
- Источниками социальных норм первобытного общества были:
- 1. Церемонии, ритуалы, обряды – это
- 2. Мифы –
- 3. Обычаи – это
- Религиозные обычаи – это
- Способы формирования источников права древнего государства:
- 1. Древневосточное право,
- Источники индусского права:
- Структурными элементами Вед являются:
- Законы Ману
- Античное право.
- В нормах античного права закреплялись:
- Источники права Древнего Рима:
- Древнерусское право.
- В нормах древнерусского права закреплялись:
- Источники древнерусского права:
- Рецепция осуществлялась из следующих источников римского права:
- 4. Княжеские церковные уставы:
- 5. Русская Правда.
- 1. Понятие и структура правовой системы
- 2. Виды правовых семей
- § 3. Правовые системы традиционного типа
- 1. Теории правопонимания
- В Древней Греции
- В Древнем Риме
- 2.4 Историческая школа права
- 2.2 Учение о позитивном праве
- А. Классический позитивизм.
- Б. Чистая теория права (нормативистская теория права)
- В. Аналитическая юриспруденция (неопозитивизм)
- А. Классический позитивизм.
- Б. Чистая теория права (нормативистская теория права)
- В. Аналитическая юриспруденция (неопозитивизм)
- 2.3 Соцологическая школа права
- 2.7 Психологическая теория права
- 2.8 Классовая ( экномическая) теория права
- 3.1 Правопонимание в истории россии до 1917 года
- 3.2 Правопонимание советского времени
- 61. Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции
- 62. Современное правопонимание: основные концепции
- 1. Право состоит из нормативных установок.
- 2. Право выражает идеи справедливости и свободы.
- 4. Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства.
- 5. Праву присуща специфическая форма выражения — законодательство.
- Понятие права, его свойства (признаки) и принципы
- Тема Источники (формы) права
- Виды источников (форм) права
- 1. Правовой обычай– это исторически сформировавшееся в сознании людей правило поведения, которое вошло в привычку в результате многократного его применения и санкционировано государством.
- Глава 34. Порядок обращения и производство
- Раздел II Конвенции именуется "Европейский Суд по правам человека" и включает статьи с 19 по 51.
- Официальный адрес Европейского Суда по правам человека:
- 3. Нормативный договор – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (международные договоры, федеративный договор)
- 4. Нормативный правовой акт.
- 2. Понятие и классификация нормативных правовых актов.
- Документ
- Решение
- Предписание
- Свойства нормативного правового акта
- 3. Закон: понятие, виды.
- 4. Подзаконный нормативный правовой акт: понятие, виды
- Процесс
- Процесс и деятельность
- Правотворческая деятельность:
- Правотворческий процесс:
- Принципы правотворчества - это
- Виды (формы) правотворчества:
- 3. Правотворчество органов муниципальных образований – разработка, рассмотрение, принятие и вступление в юридическую силу нормативных правовых актов органов муниципальных образований.
- Стадии законодательного процесса
- Стадии законотворческого процесса:
- 2. Разработка текста и оформление законопроекта – это
- 3. Рассмотрение и принятие закона – это обсуждение законопроекта и его принятие законодательным органом государственной власти.
- 4. Опубликование и вступление закона в юридическую силу - это издание закона в официальных источниках информации и его действие во времени, в пространстве и по субъектам права.
- Раздел III. Законодательная процедура
- Глава 12. Порядок внесения законопроектов в государственную думу и их предварительное рассмотрение
- Глава 13. Порядок рассмотрения законопроектов государственной думой
- Глава 14. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных советом федерации
- Глава 15. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных президентом российской федерации
- Глава 16. Рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений конституции российской федерации
- Российская федерация федеральный закон
- О порядке опубликования и вступления в силу
- Федеральных конституционных законов, федеральных
- Законов, актов палат федерального собрания
- I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных
- II. Государственная регистрация нормативных правовых
- Новосибирская область устав новосибирской области
- Новосибирский областной совет депутатов четвертого созыва
- Документ опубликован не был. Спс «Консультант Плюс»
- Положение о порядке подготовки правовых актов главы администрации новосибирской области
- 1. Общие положения
- 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении
- 3. Полномочия по изданию правовых актов
- 4. Основные принципы разработки правовых актов
- 5. Стадии подготовки правовых актов
- 6. Подготовка проектов правовых актов
- 7. Структура правового акта
- 8. Содержание правового акта
- 9. Согласование проектов правовых актов
- 10. Экспертиза проектов правовых актов
- 11. Подписание и регистрация правовых актов
- Тема №15: Нормы права
- Свойства (признаки) нормы права
- 1. Норма права всегда есть результат интеллектуальной деятельности субъекта правотворчества.
- 3. Норма права формально определена, то есть:
- 4. Юридическая норма – правило поведения общего характера.
- 5. Норма права обязательна для всех субъектов, подпадающих под ее действие.
- 6. Норма права обеспечена государственным принуждением в случае ее нарушения,невыполнения, ненадлежащего выполнения, несоблюдения.
- Виды (классификация) норм права
- 1. В зависимости от предназначения норм права в правовом регулировании:
- 2. По предмету правового регулирования (видам общественных отношений):
- Диспозиция –
- Отсылочная диспозиция –
- Часть 2 статьи 463 Гражданского кодекса рф (последствия неисполнения обязанности передать товар):
- Бланкетная диспозиция –
- Санкция –
- Альтернативная санкция –
- Структура системы права
- 1. Юридическая норма –
- 2. Институт права или правовой институт:
- Примеры институтов права или правовых институтов.
- 4. Отрасль права:
- 1) Профилирующие (фундаментальные) отрасли –
- 2) Специальные отрасли –
- 3) Комплексные отрасли –
- 5. Объемные структурные образования системы права –
- Публичное право – совокупность норм права, регулирующих отношения междуорганами публичной власти (должностными лицами органов публичной власти) и иными субъектами права.
- Частное право – совокупность норм права, регулирующих отношения между субъектами права, имеющими равный объем взаимных права и обязанностей.
- Система права в Российской Федерации включает в себя:
- 2. Предмет и метод правового регулирования
- В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
- Метод правового регулирования
- К элементам метода правового регулирования
- Два основных вида методов правового регулирования:
- Императивный метод
- Диспозитивный метод
- Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов
- 1. Система законов:
- 2. Система подзаконных нормативных правовых актов:
- 2. Предметная (отраслевая) труктура системы нормативных правовых актов включает в себя акты по видам общественных отношений:
- Классификатор правовых актов
- 3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов включает в себя
- 2. Систематизация нормативных актов
- Виды систематизации нормативных правовых актов:
- Кодификация — это
- Инкорпорация – это
- Инкорпорация — это
- Консолидация — это
- Консолидация — это
- 3. Действие нормативных правовых актов:
- 3.1. Действие нормативных правовых актов во времени определяется:
- 1. Сроки вступления нормативного правового акта в юридическую силу:
- 2. Условия утраты юридической силы нормативного правового акта:
- 3. Условия обратной юридической силы нормативного правового акта
- Условия:
- Часть 2 статьи 10 Уголовного кодекса рф (обратная сила уголовного закона),
- 3.2. Действие нормативных правовых актов в пространстве
- 3.3. Действие нормативных правовых актов по субъектам права определяется:
- Вопросы:
- К признакам правовых отношений в.К. Бабаев относит то, что:
- Особенности правового отношения
- Классификация (виды) правовых отношений
- 2. Структура правового отношения: субъекты, содержание и объекты правовых отношений На примере договора купли – продажи
- Понятие субъектов правовых отношений
- Виды субъектов правовых отношений
- Виды субъектов правовых отношений:
- Физическое лицо
- Состав правосубъектности физического лица:
- Правоспособность физического лица
- Виды правоспособности физического лица
- 2) Отраслевая правоспособность – способность физического лица иметь права и обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами, регламентирующие отношения определенного рода (вида)
- Права и обязанности сторон в земельном праве
- Земельный кодекс российской федерации
- Права и обязанности субъектов в лесном праве
- Лесной кодекс российской федерации
- Права и обязанности лиц в водном праве
- Водный кодекс российской федерации
- Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование
- Права и обязанности сторон в воздушном праве
- Права и обязанности субъектов в жилищном праве
- Правила пользования жилыми помещениями
- Права и обязанности субъектов в административном праве
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
- 4) Ограниченная правоспособность – ограничение прав и обязанностей физического лица на основании требований закона
- 1. Никто не может быть ограничен в правоспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Правоспособность физических лиц может быть ограничена
- При этом не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями
- 53 (Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц),
- Статья 56 Конституции рф
- 2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
- 3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.
- Перечень
- Виды дееспособности физического лица
- 2) Частичная (относительная) дееспособность физического лица (ст. 26 гк рф)
- 3) Ограниченная дееспособность физического лица (ст. 22 гк рф)
- Понятие юридического лица
- § 1. Основные положения
- Классификация (виды) юридических лиц:
- 1) По цели создания юридического лица:
- 2) По отношению к публичной власти:
- 3) По организационной правовой форме своей деятельности:
- 3) По организационной правовой форме своей деятельности:
- 4) В зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении этого юридического лица или его имущества, юридические лица делятся на:
- Правовые свойства юридического лица
- Понятие и виды субъектов международного права
- Содержание субъективного юридического права
- Содержание субъективной юридической обязанности:
- Г) объекты правовых отношений
- Подраздел 3. Объекты гражданских прав
- Глава 7. Ценные бумаги
- Глава 8. Нематериальные блага и их защита
- Объекты, свободный товарооборот которых ограничен в правовых отношениях
- Указ президента российской федерации о государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации
- Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации
- 1. Введение
- 2. Классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации
- 2.1.12. Предприятия по изготовлению государственных знаков.
- 2.1.24. Объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.
- 2.1.31. Объекты физической культуры и спорта, используемые для подготовки сборных команд страны.
- 2.1.35. Предприятия, занятые разработкой и производством шифротехники.
- 2.1.38. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и организации, осуществляющие их содержание.
- 2.1.42. Крематории и кладбища.
- 2.1.44. Метрополитен.
- 5. Способы приватизации и льготы, предоставляемые при приватизации
- Юридические факты Понятие юридических фактов
- Виды юридических фактов
- По характеру наступающих юридических последствий:
- Правообразующие юридические факты
- Правоизменяющие юридические факты
- Правопрекращающие юридические факты
- По связи с волей участников правоотношений
- Действия
- Юридический акт
- Юридический поступок
- События
- Относительные события
- Абсолютные события
- Фактический (юридический) состав
- Тема №19: Реализация норм права
- 1. Понятие и формы (способы) реализации норм права
- 2. Применение норм права Понятие реализации норм права
- Формы (способы) реализации норм права
- Исполнение норм права –
- Использование норм права –
- Соблюдение норм права –
- 2. Применение норм права
- Применение норм права необходимо
- Стадии (этапы) применения норм права:
- Б) определить количество и объем юридически значимых для дела фактов.
- Требование относимости юридических фактов
- Требование допустимости юридических фактов
- Требование полноты юридических фактов
- Требование доказанности юридических фактов
- 2) Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела
- 3) Принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление
- Акт применения норм права – это
- А) вводная часть
- Б) описательная часть (констатирующая часть)
- В) мотивировочная часть
- Г) резолютивная часть
- А) вводная часть решения суда по гражданскому делу должна содержать:
- Тема №20: Толкование норм права
- 1. Понятие, необходимость и значение толкования норм права
- Структура процесса толкования норм права
- Необходимость толкования норм права обусловлена рядом причин:
- Значение толкования норм права:
- 2. Способы толкования норм права
- Виды способов толкования норм права:
- 1. Филологический способ толкования норм права – это совокупность
- 2. Логически способ уяснения
- Выводы по аналогии нормы права
- Выводы от противного (основан на логическом законе противоречия)
- Логическое доведение смыслового содержания нормы права до абсурда
- 2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.
- 4. Крупным размером в статьях настоящей главы признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.
- 3. Систематический способ
- Правила систематического толкования:
- Б) если определение понятия термина содержится в нормах конкретного правового института, то он имеет такое же значение ко всем нормам этого института.
- 4. Историко-политический способ толкования норм права – это
- Ограничительное толкование норм права
- 4. Виды толкования норм права по субъектам
- Официальное толкование норм права – это
- Нормативное толкование –
- Нормативное толкование норм права подразделяется на:
- Неофициальное толкование норм права
- Виды (формы) социального сознания:
- 3. Понятие, структура и виды правовой культуры.
- Социальная культура –
- Структура социальной культуры.
- Виды (формы) социальной культуры:
- Поведение человека – это
- Правомерное поведение – это:
- Виды правомерного поведения:
- 2. Понятие и виды правонарушения.
- Свойства (признаки) правонарушения:
- Классификация (виды) правонарушений
- Виды проступков:
- 1) Дисциплинарный проступок – это
- Дисциплинарные проступки можно подразделить на:
- 1.1. Трудовой дисциплинарный проступок работника (сотрудника) - это
- 1.2. Служебные дисциплинарные проступки:
- 1.3. Воинский дисциплинарный проступок военнослужащего – это
- 2. Административное правонарушение – это
- Виды административных правонарушений:
- 3. Гражданско-правовые проступки – это
- Виды гражданских правонарушений:
- 4. Конституционные проступки – это
- Виды конституционных проступков:
- Преступление
- Классификация (виды) преступлений.
- 3. Состав правонарушения.
- Структура состава правонарушения:
- Субъект правонарушения – это
- Объект правонарушения – это
- Объектами противоправных посягательств могут быть:
- Виды умысла:
- 1) Нематериальными формами международной юридической ответственности, по мнению авторов, являются:
- 2) Материальными формами международной юридической ответственности, по мнению авторов, являются:
- Формы конституционной ответственности
- Федеральный закон
- Дисциплинарная ответственность
- Дисциплинарный устав вооруженных сил российской федерации
- Трудовой кодекс
- Кодекс об административных правонарушениях
- Глава 14. Особенности уголовной ответственности
- 2. Понятие и виды государственного принуждения.
- Глава 15. Принудительные меры медицинского характера
- Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Правовые основания освобождения от юридической ответственности
- Глава 11. Освобождение от уголовной ответственности
- Глава 12. Освобождение от наказания
- Глава 13. Амнистия. Помилование. Судимость