logo
Lekcii_po_TGP

2.4 Историческая школа права

Возникла в начале ХVIII века и сформировалась в начале ХIХ в Германии.

Густав Гуго(1764-1844 гг.) - автор "Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности - частного права". Право возникает спонтанно. Право как человеческий язык возникает самостоятельно, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно применяемых народом в силу их адекватности обстоятельствам его жизни. Позитивное право производно от права обычного, а обычное право возникает из национального духа и народного сознания

Карл Фридрих Савиньи(1779-1861 гг.) - "Система современного римского права". Право - органический продукт "народного духа". На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев. На втором – право делается предметом обработки со стороны ученых-правоведов, т.е. создаются правовые нормы, регулирующие общественные отношения

Георг Фридрих Пухта(1798-1846 гг.) - "Обычное право".

Право – это историческое явление, право – это правовые обычаи созданные населением (обществом) в процессе своего развития, а законы государства производны от обычного права

Историческая школа права сложилась в первой половине XIX в. в Германии. Ее основателями были видные немецкие юристы — Гуго, Пухта, Савиньи, которые находились в оппозиции к естественно-правовой доктрине и разработали свою теорию в противовес ей. Хотя позднее, уже в начале XX в., представители социологической школы в Германии Е. Эрлих и Г. Канторович обвинили историческую школу в том, что она не освободилась от концепции естественного права, согласно которой судья только познает и применяет право, но не создает его.

Действительно, общим у исторической школы права с естественно-правовой теорией можно считать положение о том, что право не создается законодателем, не творится его произволом. Основоположники исторической школы представляли процесс образования и развития права как стихийный, спонтанный, практически независимый от законодательной деятельности государства, так же как формирование духа народа и его языка. При этом главным источником права считался обычай, а законным то, что ранее установилось и существует. В соответствии с этим законы производны от обычного права, которое проистекает из недр национального духа.

Фридрих Карл фон Савиньи в своей работе «Система современного римского права» (1840 г.) писал: «В юридической науке всякий успех зависит от взаимодействия различных видов духовной деятельности. С целью выделения одного из таких видов и определения соответствующего ему направления в правоведении я и другие исследователи в свое время ввели в употребление термин „историческая школа“. В тот период эта сторона юридической науки особо выдвигалась на передний план, но делалось это отнюдь не для того, чтобы отрицать или преуменьшать ценность других направлений, а в связи с тем, что в течение длительного времени исторический подход не использовался в правоведении и поэтому здесь больше, чем где-либо было необходимо стимулирующее воздействие с тем, чтобы вновь восстановить естественные права историзма в юридической науке».