logo
Lekcii_po_TGP

В Древнем Риме

Юрист Марк Туллий Цицерон(106 – 43 гг. до р.Х.) «О законах».

В основе права лежит природная справедливость:

а). справедливость – это вечное, неизменное неотъемлемое свойство природы вообще и человеческой природы в частности;

б). Природа – источник справедливости и права;

в). естественное право- это космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, форма человеческого общения и общежития, охватывающие его тело, душу, внешнюю и внутреннюю жизнь;

г). естественное право-истинный закон, положение соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая;

д). первое требование справедливости: чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью;

ж). естественное право возникло раньше, чем какой то ни было писанный закон, раньше чем какое-либо государство;

з). человеческие установления должны соответствовать справедливости и естественному праву, потому, что последнее не зависит от мнения и усмотрения людей;

и). право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями;

к). закон, устанавливаемый людьми, не может нарушать порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного;

л). соответствие или несоответствие человеческих законов природе (естественному праву) выступает как критерий и мера их справедливости или несправедливости.

Отдельные высказывания Цицерона:

а). Несправедливые законы заслуживают названия закона не более, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками;

б). Под действие закона должны попадать все;

в). Истинная цель государства и городов заключается в том, чтобы люди свободно владели своей собственностью и чтобы они не подвергались опасности.

Природа (источник справедливости и права)

Естественное право (устанавливается природой)

Человеческие установления (должны соответствовать справедливости и естественному праву)

Законы (устанавливаемые людьми не могут нарушать порядок в природе и создавать право из бесправия)

В эпоху средневековья идея естественного права получила свое дальнейшее развитие в богословских сочинениях.

Фома Аквинский(1225–1274 гг.) - доминиканский монах, ученый-богослов, Неаполь - Италия. Создал учение о законах, как системе субординационного поведения человека в обществе «О правлении властителей» 1265 год.

Все законы представляют собой пирамиду, вершиной которой являются универсальные законы, управляющие Вселенной.

Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему, он существует сам по себе и от него происходят иные законы. Естественные законы есть отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинства людей.

Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Позитивный закон предназначен силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели.

Правовыми человеческие установления считаются только тогда, когда они не противоречат естественному праву. Божественный закон дан в Библии и необходим по двум причинам:

1. человеческий позитивный закон не способен полностью истребить зло;

2. несовершенство человеческого разума не позволяет дать единое представление о правде.

Человеческие положительные законы должны соответствовать человеческим естественным законам.

Несправедливый положительный человеческий закон отражает частные и отдельные интересы и не учитывает общие интересы.

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ВСЕЛЕННОЙ

Законы божественные (естественные божественные законы)

Законы человеческие (естественные человеческие законы)

Вечные законы, по которым развивается природа и общество

Законы, по которым продолжается жизнь и развитие рода человеческого

Положительные божественные законы: Библия

Положительные человеческие законы: законы устанавливаемые государством для регулирования общественных отношений

Как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сформировалась в XVII-XVIII вв.

Гуго Гроций(1583 – 1645 гг.) –голландский юрист, один из основателей рационалистической доктрины естественного и международного права. Основоположник классического естественного права. Основной труд «О праве войны и мира», в котором объясняется естественное право народов, а также принципы публичного права.

Отличал то, что происходит от природы (естественное право) и то, что происходит путем установления (установление государства путем договора, государственные законы, право народов и др).

Естественное право – предписание здравого разума. Согласно этому предписанию то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека, признается либо морально позорным, либо морально необходимым.

Естественное право является основанием для разграничением должного (дозволенного) и не должного (недозволенного) поведения по самой своей природе.

Источником естественного права является разумная природа человека как социального существа, его способность к знанию и деятельности согласно общим правилам.

Соблюдение человеком общих правил есть источник права в собственном смысле:

-воздержание от чужого имущества;

-возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды;

-обязательность соблюдения обещания;

-возмещение ущерба;

-воздаяние людям заслуженного наказания.

Право естественное

Право волеустановительное

Источник: разумной природа человека

должно быть

соответствие

Источник: разумная воля

основание для разграничения должного (дозволенного) и

не должного

(не дозволенного)

Право человеческое Право божественное

Внутригосударственное право, исходящее из гражданской власти

право народов, источник - воля народов

установление государства путем договора,

волеустановительная форма права

Томас Гоббс(1588 – 1679 гг.)-английский философ. Основной труд Философское начало учения о гражданстве».

Изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей.

Человек эгоистичен, жаден, труслив, честолюбив, отсюда – человек – волк и это есть естественное состояние человеческого рода - естественные законы.

Поэтому:

1. необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все остальное должно использоваться в качестве средств достижения мира;

2. отказ каждого от своих прав в той мере, которая требуется для достижения мира и самозащиты;

3. люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения. В этом и есть источник и начало справедливости;

4. не делай другому того, чего бы ты не желал себе, чтобы было сделано по отношению к тебе;

5. обмен и договор – предпосылки для установления мира в человеческом общении.

Джон Локк(1632 – 1704 гг.)-английский философ– « Два трактата о государственном правлении». До образования государства люди пребывали в естественном состоянии, где господствует равенство, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не должен иметь больше другого. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии соблюдались природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Естественные свойства индивидов есть первоначальное право и источник для законодательной и исполнительной власти. Титул закона должен иметь лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащие общему благу. Если норма не содержит такого предписания, значит это не закон. Закон должен быть стабильным и долговременным.

Радищев

Право – это совокупность постоянно действующих и независимых от государства норм и принципов сформированных (созданных) народом (обществом) на основе своих представлений о свободе, справедливости, равенстве

Право – это совокупность законов природы, которые определяют естественные права человека (право на жизнь, право на здоровье, право на свободу передвижения, слова, мысли, право частной собственности