logo
Lekcii_po_TGP

А. Классический позитивизм.

Само название связано с появлением в первой половине ХIХ века позитивной философии общества и общественной эволюции.

О. Конт (французский философ, 1798-1857 гг.). Человеческий дух проходит три стадии:

1. теологическую – господство духовенства. Человек объясняет явления природы как порождение особой воли вещей или сверхъестественных сущностей;

2. метафизическую – явления природы объясняются абстрактными причинами (идеями, силами);

3. позитивную – объединение теории и практики, наблюдений и экспериментов выявляют постоянные связи явлений и на их основе формулируют законы: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы избегать.

Сходства между философским и юридическим позитивизмом:

1. утверждают непознаваемость сущности явлений;

2. механически переносят методы исследования естественных наук в область общественных наук;

3. выступают за утверждение порядка как абсолютной ценности общественного строя. Задача юридического позитивизма - разделение между правом, какое оно есть и правом, какое оно должно быть.

Джон Остин (1790-1859 гг.) – английский правовед, «Определение предмета юриспруденции».

Право – это

приказ, исходящий от лица или группы лиц, располагающих властью, направленный членам самостоятельного политического сообществ

-приказ суверена, снабженный санкцией, есть правовая норма.

Источник права есть суверенная власть. Субъектом суверенной власти может быть и человек и Бог.

Право в широком смысле включает в себя: богооткровенное право, позитивное право, позитивную мораль, но между ними есть противоречия, которые должен учитывать законодатель.