2. Виды правовых семей
Профессор Муромцев Геннадий Илларионович (Муромцев Г.И. Основные правовые системы прошлого и современности // Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М. 1991. С. 282-283).
Многоаспектность правовой системы, а также различия в методологии ее исследования обусловливают разнообразие классификаций правовой системы3.
Наиболее обстоятельным здесь представляется подход А.X. Саидова, который предполагает глобальную типологию правовых систем, основанную на социально-экономических критериях, и внутритиповую их классификацию, построенную на юридических критериях.
В философском плане правовая типология рассматривается им как единство
общего (исторический тип права),
особенного (правовые семьи и
единичного (конкретные национальные правовые системы, которых насчитывается около двухсот)1.
По мнению А. X. Саидова, правовая карта мира включает семьи
общего права,
романо-германского права,
скандинавского права,
латиноамериканского права,
социалистического права, а также
права развивающихся стран2.
В зарубежной литературе по данной проблеме преобладают две основные позиции.
Одна из них, концепция "правового стиля" немецкого ученого К. Цвайгерта, складывается из таких факторов, как
происхождение и эволюция правовой системы;
своеобразие юридического мышления;
специфические правовые институты;
природа источников права и способы их толкования;
идеологические факторы.
На этой основе К. Цвайгерт выделяет следующие правовые круги:
романский,
германский,
скандинавский,
англо-американский,
социалистический,
право ислама,
индусское право.
Отечественные авторы чаще всего следуют классификации видного французского ученого Р. Давида. В ее основе лежат два взаимосвязанных критерия —
"идеологический", включающий фактор религии, философии, социально-экономического строя, и
юридико-технический.
Исходя из них, Р. Давид выделяет семьи
романо-германского,
англосаксонского права, а также
"другие виды общественного строя и права", включающие право афро-азиатских развивающихся стран и стран Дальнего Востока.
Думается, указанная классификация, а также ее истолкование отечественными авторами нуждаются сегодня в некотором уточнении. Так, если в момент выхода в русском переводе работы Р. Давида3 социалистическое право действовало в значительной части мира, то с распадом СССР и "социалистического содружества" оно практически перестало существовать.
В тех немногих странах, где сохранились социалистические лозунги, как, например, в Китае, рыночные реформы приводят к столь глубокой трансформации "социалистического права", что прежнее название едва ли отражает его природу. Это скорее право, переходное к иному социальному строю, где в ряду форм собственности достойное место занимает частная собственность. Поэтому вряд ли правомерно сегодня рассматривать социалистическое право как одну из основных правовых систем современности1.
Нельзя также ставить обычное, индусское и мусульманское право в один ряд с правом современных развитых стран, т. е. рассматривать их как типологически однородные явления2'.
Во-первых, потому что это право иной исторической эпохи (т. е., по существу, иного исторического типа).
А, во-вторых, по той причине, что нигде в современном мире обычное, индусское либо мусульманское право не является правом национальным.
В тех регионах, где сохранилось их действие (страны Тропической Африки, Ближнего и Среднего Востока, Южной и Юго-Восточной Азии), они выступают лишь как подсистемы национального права. А "несущей конструкцией" национальных правовых систем здесь является право европейского типа. Это последнее и выступает в качестве национального, хотя последний термин здесь, как правило, следует брать в кавычки. Разнотипная структура указанных правовых систем позволяет проводить их классификацию на основе критериев как европейского, так и традиционного права.
Что касается глобальной типологии правовых систем, то, как представляется, она включает
правовые системы европейского типа (буржуазные и постбуржуазные),
правовые системы традиционного (т. е. добуржуазного) типа (обычное, индусское и мусульманское право), а также
правовые системы афро-азиатских развивающихся стран, сочетающие черты первых двух типов правовых систем.
2. Правовые системы европейского типа
а) Семья романо-германского (континентального) права.
Определение "континентальная" в названии данной правовой системы (семьи) призвано показать, что местом ее возникновения является Европейский континент. Поначалу она действовала здесь в таких странах, как Германия, Франция, Исландия, Бельгия, Испания, Италия и т. д. Однако со временем границы ее действия значительно расширились, выйдя далеко за пределы Европы.
В настоящее время она включает в себя также страны Латинской Америки, значительное число стран Африки, Ближнего, Среднего, а также Дальнего Востока, республики бывшего СССР, в том числе современную Россию, и т. д. В отличие от англосаксонского права континентальная система права распространилась в мире в результате не только колониальной экспансии европейских государств, но также вследствие ее рецепции, обусловленной высоким уровнем правовой доктрины, структуры права, совершенством юридической техники и т. д.
Термин "романо-германская" раскрывает исторические корни данной правовой системы (семьи), включающие прежде всего римское право, а также каноническое право и местное обычное право. От римского права здесь восприняты понятийный аппарат, структура права, юридические конструкции, приемы юридической техники, наконец, сам дух этого права. Однако это восприятие произошло не "напрямую", а в ходе длительной исторической эволюции. Процесс становления данной правовой системы охватывает несколько веков, включая эпоху средневековья.
Он начинается с рецепции римского права в странах Западной Европы в XII—XVI вв. Поначалу в университетах Италии, Германии и Франции римское право изучалось на основе грандиозной кодификации византийского императора Юстиниана (VI в.). Откомментированное и приспособленное к условиям того времени глоссаторами, а позднее — постглоссаторами, оно рассматривалось как образец справедливого права, как "писаный разум", но не являлось действующим правом. Однако по мере развития товарно-денежных отношений оно все чаще принимало форму законодательства, возрастало его влияние на судебную практику. На его основе формировалось своеобразное "общее право" континентальных стран Европы.
Национальный характер эта система права приобретает с победой буржуазных революций и проведением кодификаций в ряде европейских стран. Наиболее важной среди них была кодификация гражданского права во Франции, проведенная в начале XIX в., при Наполеоне Бонапарте. Французский Гражданский кодекс 1804 г., составленный по римской институционной системе, в силу своего совершенства оказал большое влияние на развитие права значительного числа государств.
Поэтому вполне справедливо утверждение, что континентальная система (семья) права складывалась под непосредственным влиянием правовой системы Франции, и особенно наполеоновской кодификации1.
Следующей вехой в становлении романо-германской правовой семьи была кодификация права в Германии, оказавшая влияние на развитие права ряда стран континентальной Европы. Германское Гражданское уложение 1896 г., отражающее более высокий этап развития капитализма, отличается от ГК Франции рядом особенностей. Так, оно построено по пандектной системе, включает общую часть, значительное место уделяет регулированию института юридического лица и т. д.
В итоге в рамках данной правовой семьи сложились как бы две ветви правовых систем —
романская, следующая
французской модели, и
германская.
Первая включает Бельгию, Голландию, Португалию, Испанию, Италию и т. д.,
вторая — такие страны, как Австрия, Швейцария и т. д.
Романо-германскую правовую семью отличает ряд особенностей, среди которых следует отметить прежде всего
принцип верховенства закона, означающий ведущую роль в системе ее источников права писаных конституций. Кроме того, в условиях верховенства закона акты регламентарной (или исполнительной) власти (регламенты, декреты, постановления и т. д.) имеют подзаконный характер. Вместе с тем в течение XX в. в странах этой правовой семьи система источников права претерпела эволюцию от фетишизации закона в сторону повышения роли актов исполнительной власти (институт делегированного законодательства, предметное ограничение законотворчества во Франции по Конституции 1958 г. и т.д.). Такая эволюция отражает стремление преодолеть нередкое отставание законодательства от быстро изменяющихся общественных условий.
Отличительной чертой романо-германской правовой семьи является также важная роль кодексов в системе законодательства. В отличие от англосаксонского права, значительный массив которого составляют нормы общего права, романо-германское право является правом кодифицированным. Здесь приняты кодексы практически по всем отраслям права. Исключение в ряде стран составляет административное право как наиболее динамичная отрасль права. При этом если в странах англосаксонского права кодификации включают в себя в основном нормы общего права и мало затрагивают законодательство, то здесь, напротив, они содержат лишь нормы законодательства.
Вместе с тем концепция кодекса в рамках романо-германской правовой семьи не является унифицированной. Так, в России, например, под кодексом понимают крупный нормативный акт, включающий все или большинство норм данной отрасли (подотрасли) права. В то же время во Франции, например, кодекс может регулировать и узкую сферу общественных отношений (например, Кодекс прибрежного рыболовства).
Ведущая роль нормативно-правовых актов в системе источников права стран романо-германской правовой семьи обусловливает отличную от англосаксонской концепцию правовой нормы, понимаемой здесь как общее предписание или модель поведения. Такое понимание правовой нормы вытекает из принципа верховенства закона. При этом степень ее абстрактности обычно возрастает по мере увеличения юридической силы акта.
Из принципа верховенства закона вытекает еще одна существенная черта романо-германской правовой системы. Суд здесь рассматривают лишь как орган применения норм права, но не как орган правотворчества, поскольку при рассмотрении дел он не может издавать общих предписаний. Вместе с тем в XX в. произошла эволюция такого подхода, в ходе которой судебная практика также стала рассматриваться источником права. Речь идет о решениях высших судов, принятых при пробелах в праве на основе аналогии права, решениях, связанных с толкованием закона, и т. д. По существу, постоянно применяя в идентичных делах одни и те же решения, принимают во внимание прецедент.
В качестве источников права в этих странах признаются также общие принципы права и обычай.
Отличительной особенностью романо-германской правовой системы является деление права на публичное и частное, воспринятое еще от римского права. Первое связано с публичным, общественным интересом, второе — с интересом частных лиц1. Частное право включает гражданское и торговое, а также семейное, авторское, международное частное право. Публичным правом охватываются такие отрасли, как конституционное, административное, уголовное, гражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное, международное публичное право.
Ряд отраслей включает элементы и частного, и публичного права (трудовое, земельное, морское, воздушное и т. д.).
С точки зрения структуры права отдельные страны занимают особое место в рамках романо-германской правовой семьи. Так, правовые системы стран Латинской Америки отличает известный дуализм структуры права. Если частное право сформировалось здесь по европейской, прежде всего французской, модели, то публичное право испытало значительное влияние конституционных институтов США. Вместе с тем судебная практика не является здесь источником права.
Существенные особенности отличают правовые системы Скандинавских стран, испытавших меньшее влияние римского права. Кодификация права произошла здесь еще в XVII-XVIII вв., т. е. до наполеоновских кодификаций. При этом в каждой из стран региона был принят лишь один кодекс, охватывающий все право (в Дании — в 1683 г., в Норвегии — в 1687 г., в Швеции и Финляндии — в 1734 г.). Кроме того, здесь менее четкой является грань между публичным и частным правом и более значительна роль судебной практики, что сближает их с семьей общего права. Наконец, к особенностям этих стран следует отнести унификацию в рамках региона ряда институтов гражданского, торгового и морского права.
В силу этих особенностей некоторые авторы (например, А. Саидов) выделяют страны Скандинавии и Латинской Америки в самостоятельные правовые семьи.
Возрастание экономической роли государства привело к известному стиранию граней между публичным и частным правом. Произошло известное "вторжение" в сферу частного права административных методов правового регулирования (плановые договоры, государственное регулирование цен и т. д.).
В условиях научно-технической революции происходит дальнейшая дифференциация отраслей права, в ходе которой формируются новые, как правило, комплексные отрасли (атомное, компьютерное, информационное право и т. д.), сочетающие признаки различных отраслей права. Впрочем, последняя тенденция проявляется и в странах англосаксонского права.
б) Семья англосаксонского (или общего) права.
Она включает в себя правовые системы стран английского языка — таких, как Англия, США, Канада, Индия, Австралия, многие страны Африки и т. д.
Ее одноязычный характер объясняется тем, что это право распространялось в мире вследствие английской колониальной экспансии, став общим (хотя и с известными оговорками) для стран, входивших в Британскую империю. Английское право, лежащее в основе этой правовой семьи, не испытало такого же римского влияния, как романо-германское право. Отражая специфически английские условия, оно сохранило свою оригинальность и не подверглось рецепции в других странах. Отсюда вытекают его значительные особенности.
В частности, оно не знает деления на материальное и процессуальное право; деление права на публичное и частное здесь либо отсутствует, либо является менее четким, чем на Европейском континенте.
Структура англосаксонского права обычно строится не по отраслевому принципу, как в романо-германских странах, а по формально-юридическому, т. е. на основе источников права.
Система категорий английского права порой непонятна юристу романо-германской школы, не знающей, в частности, понятия доверительной собственности, такой формы иска, как треспасс, и т. д.
Если в странах романо-германского права процессуальное право обычно рассматривают как вторичное по отношению к праву материальному, то все внимание английских юристов веками было обращено на судебную процедуру и очень медленно переносится на нормы материального права.
Этим обусловлена важная роль суда, который не только применяет право, но и создает его. В странах англосаксонского права действует правило обязательности прецедента, когда принцип, положенный в основу решения конкретного дела, становится обязательным при рассмотрении аналогичных дел для судов того же уровня и нижестоящих судов1.
Продукт деятельности судов — общее право, или common law, — это весьма своеобразный феномен, не имеющий аналогов в других правовых системах. Процесс его становления начался еще в XII в. Основу общего права составили нормы обычного права, использованные разъездными королевскими судами при рассмотрении дел и выраженные в судебных отчетах. Такие обычные нормы считались общими для всего королевства. Позднее общее право включило в себя и нормы законодательства, получившие судебное истолкование. Дело в том, что акт английского парламента (статут) считается правом лишь после того, как он неоднократно применен и истолкован судом. В будущем суды ссылаются не на норму статута, а на его (судебное истолкование, которое порой может существенно отличаться от первоначального текста. По этой же причине акт законодательства нередко обрастает нормами судебного истолкования его положений.
Общее право отличается крайним формализмом, казуистичностью и противоречивостью. Следствием этого стало формирование в XIV в. "права справедливости" (law of equity). Его нормы, отождествлявшиеся поначалу с "естественной справедливостью", сложились впоследствии в отдельную систему английского права, отличную от системы "общего права".
Право справедливости, основанное на каноническом и римском праве, применялось в суде канцлера по жалобам лиц, не удовлетворенных решением дел в судах общего права. Процедура в этом суде также отличалась от процедуры судов общего права. Объективно право справедливости призвано было исправлять недостатки общего права. В результате судебной реформы 1873 и 1875 гг. нормы "общего права" и "права справедливости" стали применяться в рамках единой системы судов. Однако по-прежнему деление английского права на общее право и право справедливости является едва ли не самой примечательной его чертой.
К источникам английского права помимо судебного прецедента относятся также законы (статуты), доктрина, обычай и разум.
Сложность и противоречивость английского права сказались на технике правотворчества, систематизации и толкования права.
Так, акт правотворчества в англоязычных странах, как правило, отличается тяжелым языком, сложной структурой, педантичной регламентацией деталей.
Норма права нередко ассоциируется с конкретным судебным решением, где эти детали тщательно фиксируются.
В отличие от Европейского континента, где толкование нормы права имеет целью выяснение смысла абстрактных правовых формул, английский судья толкует прежде всего конкретные термины и т. д.
Роль судебного прецедента как важнейшего источника английского права к середине XX в. несколько снизилась.
Напротив, в системе источников права возросла роль законодательства. Хотя в Англии, где нет писаной конституции, исторически не сложился принцип верховенства закона, однако в других странах англосаксонского права практически всюду действуют писаные конституции, верховенство которых обеспечивается с помощью института конституционного контроля. Родиной его является Англия, где утвердился взгляд на общее право как на своеобразное "хранилище" основанных на обычае древних свобод англичан. Отсюда делался вывод, что правительство не может, как на Европейском континенте, предоставить гражданам конституционные права и свободы, поскольку они уже закреплены в общем праве, а должно лишь обеспечить их защиту.
При этом в Англии, где в начале XX в. существовала единая система судов, ныне, как и в странах романо-германского права, сложилась система административных судов.
Будучи единым по принципам организации, доктрине, структуре и т. д., англосаксонское право порой обладает особенностями, отражающими специфику ряда англоязычных стран.
Так, в США, например, это прежде всего федеративная форма государственного устройства, обусловившая иную, чем в Англии, структуру законодательства и общего права, действие федеральной конституции и федерального права наряду с конституциями и правом пятидесяти американских штатов. При этом Верховный суд США и верховные суды штатов изначально не связаны здесь своими собственными решениями.
В США более значима роль законодательства в системе источников права. В ряде случаев оно кодифицировано на уровне федерации либо штатов. Это, например, Единообразный торговый кодекс 1956 г., действующий во всех штатах Уголовный кодекс, действующие в ряде штатов уголовно-процессуальный и гражданско-процессуальный кодексы и т. д. В 1926 г. здесь принят Свод законов США (United States Code). В этой стране существует также практика принятия на федеральном уровне модельных законов.
- Учебная дисциплина: Теория государства и права
- 1.2 Соотношение теории государства и права с другими науками
- 2. Объект, предмет4 и структура теории государства и права
- 2.1. Объект теории государства и рпава
- 2.2. Понятие предмета теории государств а и права
- 2.3 Структура курса теории государства и права
- 3. Методология и виды методов теории государства и права
- 3.1 Понятие методологи1 теории государства и права
- 3.2 Виды методов теории государства и права
- 3) Логические приемы познания
- Частнонаучные (специальные, правовые, юридические) методы научного познания
- 1) Специально неюридические методы:
- 2) Специально юридические методы:
- Принципы6 научного познания
- Тема: Происхождение государства
- Характеристика первого периода развития первобытного общества
- Характеристика второго периода развития первобытного общества
- 3) Общность языка, религии, традиций, обрядов, обычаев и единой занимаемой территории.
- 1) Согласовывал действия семей, родовых общин в проведении сельскохозяйственных работ и пастьбы домашнего скота;
- 2) Рассматривал вопросы организации обороны и защиты от нападения со стороны других племен;
- 3) Обсуждал санитарно-гигиенические вопросы и разрешал споры между родами и семьями.
- 1) Новгородские славяне — у озера Ильмень и по Волхову;
- Кривичи
- Дреговичи
- Древляне
- 2. Предпосылки происхождения государства
- 3. Теории происхождения государства
- Тема: Понятие и признаки (свойства) государства
- 1. Понятие государства
- 2. Признаки (свойства) государства
- 3.1. Понятие государства
- 4) Организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью (немецкий мыслитель Роберт фон Моль, первая половина 19 века);5
- 2) «Машина для поддержания господства одного класса над другим» (Владимир Ильич Ульянов (Ленин);6
- 3.2. Признаки (свойства) государства
- 1) Силовые ресурсы (армия, полиция, службы безопасности, суды, пенитенциарные учреждения и принадлежащие им специальные средства, техника и вооружение);
- 1) Демократическая, правовая идеология, базирующаяся и de jure и de facto на признании силы авторитета, верховенства права, закона;
- 2) Недемократическая, неправовая, базирующаяся на признании de jure демократических принципов, а de facto авторитета силы, беззакония, произвола.
- 1) Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
- 2) Разрешение на временное проживание;2
- 3) Вид на жительство (ст. 10).3
- Тема № 4: Типология государства
- 1. Понятие типологии государства
- 2. Классификация типов государств
- 1. Понятие типологии государства
- 2. Классификация типов государств
- Тема № 5. Форма государства
- 5.2. Политический (государственный) режим
- 5.3. Форма правления государства
- 1) Организацию высших органов государства, их структур, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
- 2) Взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
- 3) Компетенцию этих органов.1
- 1) Вся государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит одному лицу – монарху;
- 2) Вся полнота государственной власти передается по наследству;
- 3) Монарх пожизненно управляет страной, и нет правовых оснований его добровольного смещения;
- 4) Отсутствует какая-либо ответственность монарха перед населением.
- 1) Высшие и местные органы представительной власти формируются посредством выборов депутатов избирателями (населением);
- 5.4. Форма государственного (территориального) устройства
- 1) Двухуровневой системой органов публичной власти – федеральные и субъектов федерации (региональные) представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти;
- 6) В зависимости от статуса субъекта федерации –
- 5.5. Формы межгосударственного устройства
- Виды форм межгосударственного устройства:
- Классификация мо по кругу участников
- 1) Государства объединяются с определенными целями – экономическими, политическими, военными для решения международных задач и реализации своих интересов;
- 2) Основой объединения государств является международный договор, заключаемый на добровольной основе;
- 3) Для координации и решения общих задач могут создаваться соответствующие органы конфедерации;
- 4) Государства имеют право свободного выхода из состава конфедерации.
- Тема № 6. Механизм (аппарат) государства
- 1) Органы государственной власти и их компетенция;
- 2) Ресурсы власти (правовые, экономические, информационные, силовые и др.);
- 3) Функции государства.
- Представительные (законодательные) органы публичной власти
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- Комитеты и комиссии Совета федерации
- Временные комиссии
- Государственная Дума фс рф
- Аппарат Государственной Думы
- 1) Комитет по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению;
- В Новосибирске представительный орган Совет депутатов. Его структура:
- Перечень структурных подразделений администрации новосибирской области
- 2. Понятие и классификация государственных органов
- 3. Государственная служба и государственные служащие
- 1. Государственная гражданская служба подразделяется:
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Тема № 6: Функции государства
- 8.2. Внутренние функции государства
- Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда
- Статья 39 Конституция рф
- 3. Внешние функции государства
- 4. Формы и методы осуществления функций государства
- Тема №8: Политическая система общества
- 1) Институциональная (организационная) подсистема, включающая субъектов политических отношений;
- 2) Нормативная или регулятивная подсистема, включающая –
- 4) Коммуникативная подсистема, включает в себя формы взаимодействия между субъектами политического процесса.2
- 9.2. Институциональная структура политической системы общества
- 1. Государство является основным элементом политической системы общества, поскольку непосредственно организует и осуществляет публичную власть в обществе.
- Основными целями политической партии являются:
- Общественное объединение обязано:
- 9.3. Государство в политической системе общества
- Тема 10. Гражданское общество и правовое государство
- 1. Понятие и структура гражданского общества
- Структура гражданского общества
- 2. Правовое государство и его принципы
- Тема №10: Происхождение права. Право древнего мира
- Источниками социальных норм первобытного общества были:
- 1. Церемонии, ритуалы, обряды – это
- 2. Мифы –
- 3. Обычаи – это
- Религиозные обычаи – это
- Способы формирования источников права древнего государства:
- 1. Древневосточное право,
- Источники индусского права:
- Структурными элементами Вед являются:
- Законы Ману
- Античное право.
- В нормах античного права закреплялись:
- Источники права Древнего Рима:
- Древнерусское право.
- В нормах древнерусского права закреплялись:
- Источники древнерусского права:
- Рецепция осуществлялась из следующих источников римского права:
- 4. Княжеские церковные уставы:
- 5. Русская Правда.
- 1. Понятие и структура правовой системы
- 2. Виды правовых семей
- § 3. Правовые системы традиционного типа
- 1. Теории правопонимания
- В Древней Греции
- В Древнем Риме
- 2.4 Историческая школа права
- 2.2 Учение о позитивном праве
- А. Классический позитивизм.
- Б. Чистая теория права (нормативистская теория права)
- В. Аналитическая юриспруденция (неопозитивизм)
- А. Классический позитивизм.
- Б. Чистая теория права (нормативистская теория права)
- В. Аналитическая юриспруденция (неопозитивизм)
- 2.3 Соцологическая школа права
- 2.7 Психологическая теория права
- 2.8 Классовая ( экномическая) теория права
- 3.1 Правопонимание в истории россии до 1917 года
- 3.2 Правопонимание советского времени
- 61. Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции
- 62. Современное правопонимание: основные концепции
- 1. Право состоит из нормативных установок.
- 2. Право выражает идеи справедливости и свободы.
- 4. Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства.
- 5. Праву присуща специфическая форма выражения — законодательство.
- Понятие права, его свойства (признаки) и принципы
- Тема Источники (формы) права
- Виды источников (форм) права
- 1. Правовой обычай– это исторически сформировавшееся в сознании людей правило поведения, которое вошло в привычку в результате многократного его применения и санкционировано государством.
- Глава 34. Порядок обращения и производство
- Раздел II Конвенции именуется "Европейский Суд по правам человека" и включает статьи с 19 по 51.
- Официальный адрес Европейского Суда по правам человека:
- 3. Нормативный договор – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (международные договоры, федеративный договор)
- 4. Нормативный правовой акт.
- 2. Понятие и классификация нормативных правовых актов.
- Документ
- Решение
- Предписание
- Свойства нормативного правового акта
- 3. Закон: понятие, виды.
- 4. Подзаконный нормативный правовой акт: понятие, виды
- Процесс
- Процесс и деятельность
- Правотворческая деятельность:
- Правотворческий процесс:
- Принципы правотворчества - это
- Виды (формы) правотворчества:
- 3. Правотворчество органов муниципальных образований – разработка, рассмотрение, принятие и вступление в юридическую силу нормативных правовых актов органов муниципальных образований.
- Стадии законодательного процесса
- Стадии законотворческого процесса:
- 2. Разработка текста и оформление законопроекта – это
- 3. Рассмотрение и принятие закона – это обсуждение законопроекта и его принятие законодательным органом государственной власти.
- 4. Опубликование и вступление закона в юридическую силу - это издание закона в официальных источниках информации и его действие во времени, в пространстве и по субъектам права.
- Раздел III. Законодательная процедура
- Глава 12. Порядок внесения законопроектов в государственную думу и их предварительное рассмотрение
- Глава 13. Порядок рассмотрения законопроектов государственной думой
- Глава 14. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных советом федерации
- Глава 15. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных президентом российской федерации
- Глава 16. Рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений конституции российской федерации
- Российская федерация федеральный закон
- О порядке опубликования и вступления в силу
- Федеральных конституционных законов, федеральных
- Законов, актов палат федерального собрания
- I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных
- II. Государственная регистрация нормативных правовых
- Новосибирская область устав новосибирской области
- Новосибирский областной совет депутатов четвертого созыва
- Документ опубликован не был. Спс «Консультант Плюс»
- Положение о порядке подготовки правовых актов главы администрации новосибирской области
- 1. Общие положения
- 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении
- 3. Полномочия по изданию правовых актов
- 4. Основные принципы разработки правовых актов
- 5. Стадии подготовки правовых актов
- 6. Подготовка проектов правовых актов
- 7. Структура правового акта
- 8. Содержание правового акта
- 9. Согласование проектов правовых актов
- 10. Экспертиза проектов правовых актов
- 11. Подписание и регистрация правовых актов
- Тема №15: Нормы права
- Свойства (признаки) нормы права
- 1. Норма права всегда есть результат интеллектуальной деятельности субъекта правотворчества.
- 3. Норма права формально определена, то есть:
- 4. Юридическая норма – правило поведения общего характера.
- 5. Норма права обязательна для всех субъектов, подпадающих под ее действие.
- 6. Норма права обеспечена государственным принуждением в случае ее нарушения,невыполнения, ненадлежащего выполнения, несоблюдения.
- Виды (классификация) норм права
- 1. В зависимости от предназначения норм права в правовом регулировании:
- 2. По предмету правового регулирования (видам общественных отношений):
- Диспозиция –
- Отсылочная диспозиция –
- Часть 2 статьи 463 Гражданского кодекса рф (последствия неисполнения обязанности передать товар):
- Бланкетная диспозиция –
- Санкция –
- Альтернативная санкция –
- Структура системы права
- 1. Юридическая норма –
- 2. Институт права или правовой институт:
- Примеры институтов права или правовых институтов.
- 4. Отрасль права:
- 1) Профилирующие (фундаментальные) отрасли –
- 2) Специальные отрасли –
- 3) Комплексные отрасли –
- 5. Объемные структурные образования системы права –
- Публичное право – совокупность норм права, регулирующих отношения междуорганами публичной власти (должностными лицами органов публичной власти) и иными субъектами права.
- Частное право – совокупность норм права, регулирующих отношения между субъектами права, имеющими равный объем взаимных права и обязанностей.
- Система права в Российской Федерации включает в себя:
- 2. Предмет и метод правового регулирования
- В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
- Метод правового регулирования
- К элементам метода правового регулирования
- Два основных вида методов правового регулирования:
- Императивный метод
- Диспозитивный метод
- Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов
- 1. Система законов:
- 2. Система подзаконных нормативных правовых актов:
- 2. Предметная (отраслевая) труктура системы нормативных правовых актов включает в себя акты по видам общественных отношений:
- Классификатор правовых актов
- 3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов включает в себя
- 2. Систематизация нормативных актов
- Виды систематизации нормативных правовых актов:
- Кодификация — это
- Инкорпорация – это
- Инкорпорация — это
- Консолидация — это
- Консолидация — это
- 3. Действие нормативных правовых актов:
- 3.1. Действие нормативных правовых актов во времени определяется:
- 1. Сроки вступления нормативного правового акта в юридическую силу:
- 2. Условия утраты юридической силы нормативного правового акта:
- 3. Условия обратной юридической силы нормативного правового акта
- Условия:
- Часть 2 статьи 10 Уголовного кодекса рф (обратная сила уголовного закона),
- 3.2. Действие нормативных правовых актов в пространстве
- 3.3. Действие нормативных правовых актов по субъектам права определяется:
- Вопросы:
- К признакам правовых отношений в.К. Бабаев относит то, что:
- Особенности правового отношения
- Классификация (виды) правовых отношений
- 2. Структура правового отношения: субъекты, содержание и объекты правовых отношений На примере договора купли – продажи
- Понятие субъектов правовых отношений
- Виды субъектов правовых отношений
- Виды субъектов правовых отношений:
- Физическое лицо
- Состав правосубъектности физического лица:
- Правоспособность физического лица
- Виды правоспособности физического лица
- 2) Отраслевая правоспособность – способность физического лица иметь права и обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами, регламентирующие отношения определенного рода (вида)
- Права и обязанности сторон в земельном праве
- Земельный кодекс российской федерации
- Права и обязанности субъектов в лесном праве
- Лесной кодекс российской федерации
- Права и обязанности лиц в водном праве
- Водный кодекс российской федерации
- Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование
- Права и обязанности сторон в воздушном праве
- Права и обязанности субъектов в жилищном праве
- Правила пользования жилыми помещениями
- Права и обязанности субъектов в административном праве
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
- 4) Ограниченная правоспособность – ограничение прав и обязанностей физического лица на основании требований закона
- 1. Никто не может быть ограничен в правоспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Правоспособность физических лиц может быть ограничена
- При этом не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями
- 53 (Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц),
- Статья 56 Конституции рф
- 2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
- 3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.
- Перечень
- Виды дееспособности физического лица
- 2) Частичная (относительная) дееспособность физического лица (ст. 26 гк рф)
- 3) Ограниченная дееспособность физического лица (ст. 22 гк рф)
- Понятие юридического лица
- § 1. Основные положения
- Классификация (виды) юридических лиц:
- 1) По цели создания юридического лица:
- 2) По отношению к публичной власти:
- 3) По организационной правовой форме своей деятельности:
- 3) По организационной правовой форме своей деятельности:
- 4) В зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении этого юридического лица или его имущества, юридические лица делятся на:
- Правовые свойства юридического лица
- Понятие и виды субъектов международного права
- Содержание субъективного юридического права
- Содержание субъективной юридической обязанности:
- Г) объекты правовых отношений
- Подраздел 3. Объекты гражданских прав
- Глава 7. Ценные бумаги
- Глава 8. Нематериальные блага и их защита
- Объекты, свободный товарооборот которых ограничен в правовых отношениях
- Указ президента российской федерации о государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации
- Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации
- 1. Введение
- 2. Классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации
- 2.1.12. Предприятия по изготовлению государственных знаков.
- 2.1.24. Объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.
- 2.1.31. Объекты физической культуры и спорта, используемые для подготовки сборных команд страны.
- 2.1.35. Предприятия, занятые разработкой и производством шифротехники.
- 2.1.38. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и организации, осуществляющие их содержание.
- 2.1.42. Крематории и кладбища.
- 2.1.44. Метрополитен.
- 5. Способы приватизации и льготы, предоставляемые при приватизации
- Юридические факты Понятие юридических фактов
- Виды юридических фактов
- По характеру наступающих юридических последствий:
- Правообразующие юридические факты
- Правоизменяющие юридические факты
- Правопрекращающие юридические факты
- По связи с волей участников правоотношений
- Действия
- Юридический акт
- Юридический поступок
- События
- Относительные события
- Абсолютные события
- Фактический (юридический) состав
- Тема №19: Реализация норм права
- 1. Понятие и формы (способы) реализации норм права
- 2. Применение норм права Понятие реализации норм права
- Формы (способы) реализации норм права
- Исполнение норм права –
- Использование норм права –
- Соблюдение норм права –
- 2. Применение норм права
- Применение норм права необходимо
- Стадии (этапы) применения норм права:
- Б) определить количество и объем юридически значимых для дела фактов.
- Требование относимости юридических фактов
- Требование допустимости юридических фактов
- Требование полноты юридических фактов
- Требование доказанности юридических фактов
- 2) Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела
- 3) Принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление
- Акт применения норм права – это
- А) вводная часть
- Б) описательная часть (констатирующая часть)
- В) мотивировочная часть
- Г) резолютивная часть
- А) вводная часть решения суда по гражданскому делу должна содержать:
- Тема №20: Толкование норм права
- 1. Понятие, необходимость и значение толкования норм права
- Структура процесса толкования норм права
- Необходимость толкования норм права обусловлена рядом причин:
- Значение толкования норм права:
- 2. Способы толкования норм права
- Виды способов толкования норм права:
- 1. Филологический способ толкования норм права – это совокупность
- 2. Логически способ уяснения
- Выводы по аналогии нормы права
- Выводы от противного (основан на логическом законе противоречия)
- Логическое доведение смыслового содержания нормы права до абсурда
- 2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.
- 4. Крупным размером в статьях настоящей главы признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.
- 3. Систематический способ
- Правила систематического толкования:
- Б) если определение понятия термина содержится в нормах конкретного правового института, то он имеет такое же значение ко всем нормам этого института.
- 4. Историко-политический способ толкования норм права – это
- Ограничительное толкование норм права
- 4. Виды толкования норм права по субъектам
- Официальное толкование норм права – это
- Нормативное толкование –
- Нормативное толкование норм права подразделяется на:
- Неофициальное толкование норм права
- Виды (формы) социального сознания:
- 3. Понятие, структура и виды правовой культуры.
- Социальная культура –
- Структура социальной культуры.
- Виды (формы) социальной культуры:
- Поведение человека – это
- Правомерное поведение – это:
- Виды правомерного поведения:
- 2. Понятие и виды правонарушения.
- Свойства (признаки) правонарушения:
- Классификация (виды) правонарушений
- Виды проступков:
- 1) Дисциплинарный проступок – это
- Дисциплинарные проступки можно подразделить на:
- 1.1. Трудовой дисциплинарный проступок работника (сотрудника) - это
- 1.2. Служебные дисциплинарные проступки:
- 1.3. Воинский дисциплинарный проступок военнослужащего – это
- 2. Административное правонарушение – это
- Виды административных правонарушений:
- 3. Гражданско-правовые проступки – это
- Виды гражданских правонарушений:
- 4. Конституционные проступки – это
- Виды конституционных проступков:
- Преступление
- Классификация (виды) преступлений.
- 3. Состав правонарушения.
- Структура состава правонарушения:
- Субъект правонарушения – это
- Объект правонарушения – это
- Объектами противоправных посягательств могут быть:
- Виды умысла:
- 1) Нематериальными формами международной юридической ответственности, по мнению авторов, являются:
- 2) Материальными формами международной юридической ответственности, по мнению авторов, являются:
- Формы конституционной ответственности
- Федеральный закон
- Дисциплинарная ответственность
- Дисциплинарный устав вооруженных сил российской федерации
- Трудовой кодекс
- Кодекс об административных правонарушениях
- Глава 14. Особенности уголовной ответственности
- 2. Понятие и виды государственного принуждения.
- Глава 15. Принудительные меры медицинского характера
- Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Правовые основания освобождения от юридической ответственности
- Глава 11. Освобождение от уголовной ответственности
- Глава 12. Освобождение от наказания
- Глава 13. Амнистия. Помилование. Судимость