logo
Lekcii_po_TGP

3) Логические приемы познания

Индукция

Дедукция

Анализ

Синтез

Законы логики:

Закон тождества

Закон непротиворечия

Закон исключенного третьего

Закон достаточного основания

Индукция - (лат. наведение) – философский и вообще научный метод движения знания от отдельного, особенного к всеобщему, закономерному (Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С. 179); Индукция – умозаключение от фактов к некоторой гипотезе, т.е. общему утверждению, это логический прием, заключающийся в изначальном познании отдельных (или первичных) сторон или свойств государства и права, на основе которого затем даются обобщения. Например, выявив признаки государства, исследователь может сделать вывод о том, что такое государство (См.: Пиголкин А.С., Головистикова А.Н. Метод науки теории государства и права // Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2005. С. 42.).

Дедукция (лат. выведение) – выведение частного из общего; путь мышления, который ведет от общего к частному, от общего положения к особенному (Краткая философская энциклопедия. М. 1994. С. 126); Дедукция – посредством логических умозаключений от общего к частному, от общих суждений к частным или другим общим выводам познаются общие закономерности и свойства государства и права. Например, изучив вначале понятие государства, затем можно перейти к изучению его органов (См.: Пиголкин А.С., Головистикова А.Н. Метод науки теории государства и права // Теория государства и права: Учебник / Под ред. А.С. Пиголкина. М. 2005. С. 42).

Анализ– разделение явлений на части и их последующее раздельное изучение. Например, в категории «система права» выделяются и исследуются понятия отрасли, подотрасли, институты и нормы права; норма права – ее структурные элементы: гипотеза, диспозиция, санкция.

Синтез– изучение конкретного явления в единстве всех его составных частей.

Понятие государства формулируется из таких основных его свойств как: система государственных органов, государственная власть, суверенитет, территория, бюджет, население по отношению к которому осуществляется государственная власть.

Например, когда речь идет о праве, то оно исследуется с точки зрения единства его форм и содержания, поскольку форма права не может существовать без содержания, а содержание права должно иметь определенную форму.

Законы логики:

Закон тождества – всякая мысль в процессе рассуждения должна быть тождественной самой себе. Закон тождества выражается формулой – А есть А, или А = А, где под А понимается любая мысль. Его требование: нельзя отождествлять различные мысли, нельзя тождественные мысли принимать за нетождественные (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 1982. С. 113).

Например. Право – есть система норм, закрепленных в определенных формах (источниках – НПА)

Закон непротиворечия – два несовместимых друг с другом суждения не могут быть одновременно истинными, по крайней мере одно из них ложно. Этот закон выражается формулой: неверно, что А и не А, т.е. не могут быть вместе истинными две мысли, одна из которых отрицает другую (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 1982. С. 117).

Например. Право – есть система норм, закрепленных в определенных формах (источниках – НПА)

Право – есть абсолютная свобода

Закон исключенного третьего – два противоречащих суждения не могут быть одновременно ложными, одно из них истинно. Этот закон выражается формулой – А есть либо В, либо не В. Два противоречащих суждения не могут быть вместе истинными и не могут быть вместе ложными, одно из них истинно, другое ложное. Рассуждение ведется по формуле «или – или» («либо – либо»), третьего не дано (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 1982. С. 120).

Например. Право – есть система норм, закрепленных в определенных формах (источниках – НПА)

Право – есть абсолютная свобода

Абсолютной свободы не бывает, в противном случае это анархия, а не право. Значит право есть система норм.

Закон достаточного основания – всякая мысль признается истинной, если она имеет достаточное основание. Формула закона – если есть В, то есть и его основание А. Достаточным основанием мыслей может быть личный опыт человека (Кириллов В.И., Старченко А.А. Логика. М. 1982. С. 123).

Например. Является ли право системой юридических норм. В жизни, исходя из практического опыта, отношения людей регулируются нормами права. Если бы не было этих норм, то на основе каких тогда правил регулировались бы отношения между людьми? Следовательно, реально существующие нормы права являются достаточным основанием для того, чтобы попытаться определить абстрактную категорию под названием «Право». Однако существуют и иные трактовки понятия «Право». Но есть ли для них достаточные основания. Например, когда право определяется как мера свободы, равенства и справедливости, или когда право определяется как юридическая практика, правовые отношения между людьми?