logo
Lekcii_po_TGP

Характеристика первого периода развития первобытного общества

Основным социальным элементом первого периода первобытного общества был человеческий род, родовая община.

Профессор Пиголкин Альберт Семенович полагает, что «род (первобытная родовая община)4представлял собой первичную ячейку организации первобытно-общинного строя, объединяемую кровным родством, совместным коллективным трудом, общей собственностью на продукты производства и проистекающим из этих условий равенством социального положения, единством интересов и сплоченностью членов рода».1

Проф. Людмила Александровна Морозова считает, что «формой социальной организации первобытного общества была родовая община, т.е. общность (объединение) людей, основанная на кровном родстве и ведущая совместное хозяйство».2

Авторы энциклопедического словаря термин «род» определяют, как «коллектив кровных родственников по материнской (матрилинейный род) или отцовской (патрилинейный род) линии, ведущих происхождение от общего предка».При этом отмечают, что «для рода характерны экзогамия, часто – родовое имя, родовые культуры».4Экзогамия (греч.) – запрет браков в пределах одного коллектива (семьи, рода) (Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 1389).

Первые упоминания историков о славянах, отмечает Татьяна Васильевна Кашанина, свидетельствуют, что они занимались собирательством природных растительных плодов, охотой на диких животных. По мере развития интеллекта и совершенствования орудий труда первобытные люди переходили к обработке земли и разведению домашнего скота.6

По мнению Татьяны Васильевны Кашаниной, «у древних славян была сильная родовая связь. Разросшаяся семья называлась домашней, хозяйственной общиной. Кровные родственники, из которых состояла община, вели общее хозяйство, владели общей собственностью, имели одинаковые права. Они подчинялись старшине».

Славяне, – пишет Т.В. Кашанина, – жили родовыми союзами, каждый из которых держался на двух опорах: на власти родового старшины и родового имущества.1

Социальное управление в родовой общине характеризовалось следующим:

1. Источником власти являлась вся родовая община в целом. Члены родовой общины сами для себя устанавливали правила поведения, сами обеспечивали их исполнение и сами привлекали нарушителей установленного порядка к ответственности;

2. Высшим органом власти было общее собрание (совет, сход) всех взрослых членов рода, родовой общины. Совет (собрание, сход) решал все важнейшие вопросы жизни общины, касающиеся производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между членами рода или между отдельными родами;

3. Власть в первобытном обществе основывалась на авторитете самого почитаемого члена общины (потестарная власть – лат. мощь),2а также на уважении и обычаях;

4. Повседневное управление делами родовой общины осуществлял старейшина, который, по мнению доцента Толстика Владимира Алексеевича, избирался «обычно на собрании всеми членами рода, как мужчинами, так и женщинами».3

Между тем профессор Кашанина Т.В. полагает, что старейшину не выбирали, им становилось лицо фактически, то есть все сородичи как бы молчаливо признавали, что данный человек выделяется среди них особыми качествами, за что его боялись, уважали, слушались и даже почитали.

Старейшиной мог быть зрелый человек, обладавший особыми личностными качествами: жизненным опытом; мудростью; умением предвидеть события; организационным талантом; сильной волей. Он организовывал жизнь рода, то есть руководил повседневной хозяйственной, общественной и идеологической жизнью коллектива.

Помимо прочего старейшина рассматривал споры между сородичами, а также участвовал в общественном производстве наравне с другими ее членами.4Его власть не являлась наследственной;

5. Принуждение к нарушителям установленных правил поведения, принятого порядка общения между людьми, осуществлялось на основании решения всех взрослых членов родовой общины. За убийство члена общины назначалась кровная месть. Нарушитель правил поведения, жизни общины, ее обычаев мог быть строго наказан вплоть до изгнания из общины, что означало верную смерть.1

В этот период существовал матриархат2(гинекократия),3который являлся одной из ранних форм родовой организации первобытнообщинного строя, характеризующейся первенствующей (главенствующей) ролью женщины в общественном производстве (воспитание потомства, ведение общественного хозяйства, поддержание очага и др. жизненно важные функции) и в социальной жизни родовой общины (управление ее делами, регулирование отношений ее членов, отправление религиозных обрядов).4

«При матриархате, – пишет доцент Толстик Владимир Алексеевич, – счет родства велся по линии матери (материнский род), а муж переходил на жительство в родовое поселение жены». «На смену неупорядоченных половых отношений пришел групповой брак». При таких отношениях установить настоящего отца было практически невозможно. Именно поэтому родство шло исключительно по материнской линии.5

Однако, по мнению профессора Кашаниной Татьяны Васильевны, женщины не конкурировали за иерархический ранг в первобытном обществе по той простой причине, что были обременены биологическими обязанностями по воспроизводству рода человеческого. Лишь высокоразвитая цивилизация дает возможность выполнения женщинами обязанностей лидеров менее обременительными.

В связи с этим, полагает Т.В. Кашанина, на первый взгляд кажется непонятным, откуда взялась теория матриархата. «В. Дольник, – пишет она, – считает ее выдумкой кабинетных ученых XIXвека и утверждает, что матриархат наблюдался лишь у некоторых зашедших в тупик деградированных племен, обитавших в крайне неблагоприятных условиях».1

Рассматриваемый период характеризуется также матрилинейностью,2матрилокальностью,3многобрачием (эндогамией;4полигамией5– полиандрией,6полигинией;7экзогамией8).

Род (родовая община)

Сход всего взрослого населения рода (родовой общины)

Человек

старейшина