logo
Lekcii_po_TGP

3.2 Правопонимание советского времени

Дмитрий Иванович Курский (1874-1932 гг.) –советский партийный государственный деятель, нарком юстиции 1918-1928 гг. Право – орудие диктатуры пролетариата. Право в условиях диктатуры пролетариата есть выражение интересов пролетариата. Здесь нет места для нормы о признании и защите прав и свобод индивида. Особенность обязательственного права состоит в том, что здесь интересы государства должны превалировать над интересами отдельных граждан. В борьбе против свободы гражданского оборота приходится уголовными нормами регулировать отношения там, где они в буржуазном развитом праве регулируются в гражданском порядке.

Петр Иванович Стучка (Петерис Янович) (1865-1932 гг.) – советский государственный, партийный деятель, латышский писатель, юрист. Право – система общественных отношений, соответствующая интересам господствующего класса и охраняемая его организованной силой. Право выражается в трех формах: законе, правовых отношениях и идеологии, но все они основаны на классовом интересе, классовом насилии и имеют классовый характер.

Евгений Брониславович Пашуканис (1891-1937 гг.) – советский юрист. Меновая концепция права. Право –буржуазное явление, обречено на провал, это последний тип права, после которого невозможен какой-либо другой тип права, какое-то новое послебуржуазное право. Право –меновое отношение (право товаровладельцев).

Михаил Андреевич Рейснер – психологическая концепция классового права. Право –идеологическая форма, построенная при помощи борьбы за равенство и связанную с ним справедливость, заключает в себе два основных момента:

а). волевую сторону или одностороннее «субъективное право»;

б). создание при помощи соглашения двустороннего «объективного права»

И. П. Разумовский. Право – идеологический способ и порядок опосредованных материальных отношений в классовом обществе. Отмирание «буржуазного права» означает «смерть права как идеологии» и переход в коммунистическом обществе к сознательно регулируемой и сознающей характер своей связи с материальными условиями производства системе общественного поведения.

Андрей Януарьевич Вышинский (1883-1954 гг.) – советский юрист и дипломат, государственный прокурор СССР. Право – совокупность правил поведения , выражающих волю господствующего класса, установленных в законодательном порядке, а также обычаев и правил общения, санкционированных государственной властью, применение которых обеспечивается принудительной силой государства в целях охраны, закрепления и развития общественных отношений и порядков, выгодных господствующему классу, т.е. право – это приказы диктаторской власти.

Сергей Сергеевич Алексеев – учебник по ТГП 1985 г. Советское общенародное право – система общеобязательных, формально определенных, гарантированных советским государством норм, выражающих возведенную в закон государственную волю всего советского народа, руководимого Коммунистической партией, и выступающих в качестве регулятора общественных отношений в целях построения коммунизма.

  1. ПРАВОПОНИМАНИЕ СОВРЕМЕННЫМИ РОССИЙСКИМИ УЧЕНЫМИ - ПРАВОВЕДАМИ

Современное правопонимание: основные концепции

Проф. Олег Эрнестович Лейст подчеркивает наличие трех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной (естественно-правовой).

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.

Социологическая концепция права, по мнению Лейста, основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию.

С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) — не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.

Надо заметить, что каждое из правопонимании имеет свои основания, выражая ту или иную реальную сторону права, и поэтому они имеют право на одновременное существование.

Так, нравственное видение права важно и для правового воспитания, и для развития действующего права.

Без нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношении, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц.

Наконец, лишь через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление, без него оно остается декларацией, системой текстов или моральных пожеланий.

При этом каждое из правопониманий выступает как необходимый противовес другому. Проф. О. Э. Лейст замечает, что «быть может, польза и социальное назначение каждой из концепций в том и состоит, чтобы через критику уязвимых сторон других концепций высветить негативные свойства и опасные тенденции самого права».

Проф. Владимир Александрович Туманов также выделяет три типа правопонимания. Он отмечает, что достаточно условно основные направления и школы могут быть разбиты на три вида (или группы) в зависимости от того, что является для них исходным в подходе к праву и что соответственно влияет на понимание права.

Для школ, относящихся к первому типу правопонимания, исходным является то положение, что «человек есть мера всех вещей», а право является (или должно быть) отражением разумных, правильных идей, свойств, интересов и представлений человека. К этому направлению (которое объединяют под названием «философия права») относится концепция естественного права.

Для второй группы исходным началом является государство. Право для этих школ — продукт государственной воли, суверенной власти, которая таким образом устанавливает необходимый и обязательный порядок отношений в обществе. Это так называемая позитивистская юриспруденция, которая в лице своих наиболее крайних школ требует принимать действующее право таковым, как оно есть, а не должно быть, то есть право отождествляется с писаным законом.

Третья группа школ отталкивается от понятий общества, реальной жизни. Для них более важным, чем «право в книгах», представляется «право в жизни», то есть практика правового регулирования. Эти школы относят себя к «социологии права» (или «социологической юриспруденции»), и их представители уделяют особое внимание конкретным правовым отношениям, массовому правосознанию и т.п.

http://rudiplom.ru/lekcii/pravo/teoriapig/62.html