logo
Lekcii_po_TGP

2.3 Соцологическая школа права

Возникла во второй половине ХIХ века и сформировалась в первой трети ХХ века.

Евгений Эрлих(1862-1923 гг.) – австрийский правовед,

Леон Дюги(1859-1928 гг.) – французский социолог,

Роско Паунд(1870-1964 гг.) – американский социолог.

Евгений Эрлих(1862-1923 гг.) – австрийский правовед, «Социология права»: Право – порядок существовавший в родах, семьях, а также в нормах, установленное соглашениями, договорами и уставами этих союзов и объединений.

Причина неудач всех предшествующих попыток объяснить право состояло в том, что они исходили их правовых предписаний, а не из этого порядка. Право, определяющее саму жизнь, даже если оно не содержится в предписаниях – есть «живое право». Принудительная сила юридических норм является выражением социального принуждения, а не власти государства.

Государственные нормы принуждения имеют функцию защиты норм, сформировавшихся в самом обществе, которые и составляют «живое право».

Право – не в правовых предписаниях государства, а во внутреннем порядке союзов с помощью соглашений, договоров и уставов.

Право – нормы самодействующего порядка общества, вытекающие из непосредственного наблюдения жизни, торговли, обычаев, привычек. Право выражается в двойном порядке:

1.порядок, содержащий нормы, вырабатываемые при решении споров;

2.порядок, который содержит нормы, по которым происходит повседневная человеческая деятельность.

Нормы, которые содержат в себе оба этих порядка составляют фактическое целое (общее) право общества.

Право определяется через общество – совокупность человеческих союзов:

1. самобытные союзы (род, семьи, имеют общность, возникают естественно);

2. новые союзы (религиозные общины, политические партии, общественные группы, государство, целенаправленно преследуют определенные цели). Эта концепция получила название «свободного права», «свободного подхода к праву», который можно обнаружить в практике судебного разбирательства, где имеет место свобода судейского усмотрения.

Леон Дюги(1859-1928 гг.) – французский социолог, «Трактат о конституционном праве», разновидностью социологического направления является теория «солидаризма».

Право предназначено для сдерживания и предупреждения разногласий между людьми, чувствами, интересами.

В обществе не должно быть ни права коллектива приказывать индивиду, ни права индивида противопоставлять себя коллективу.

Люди должны быть подчинены обязательной для всех норме, основанной на общей солидарности.

Солидарность - факт взаимной зависимости, соединяющий между собой, в силу общности потребностей и разделения труда, членов рода человеческого, членов одной социальной группы. Всякое общество есть дисциплина, а так как человек не может жить без общества, то он может жить только подчиняясь какой-нибудь дисциплине. Социальная норма ни есть норма моральная, но она норма правовая. Право непосредственно вытекает из общественной солидарности, поэтому стоит под государством и обязательно для него. Существует лишь объективное право - юридическая норма, которая никому не дает субъективных прав. Отрицал субъективное право и субъекты права, как понятия, которые не соответствуют действительности. Норма солидарности создает для индивида лишь социальную обязанность выполнять определенную функции в соответствии с положением, которое данное лицо занимает в системе общественной солидарности.

Роско Паунд(1870-1964 гг.) – американский социолог, "Юриспруденция", инструментальный прагматический подход. Право - инструмент социального контроля с помощью которого реализуются социальные возможности граждан.

Такой подход ориентирован на:

а). использование современной техники управления;

б). рациональное и гибкое использование информации;

в). установление эффективных средств контроля за поведением. Право - это три взаимосвязанных проявления в социальной жизни:

а). право как правопорядок - режим упорядоченных отношений между людьми посредством систематического применения силы политически организованного сообщества;

б). право как совокупность юридических предписаний (правил и норм) в данном политически организованном обществе;

в). право как административный и судебный процесс, отправление правосудия.

Цель права в применении и гармонизации сталкивающихся и пересекающихся интересов и требований.

2.5 УЧЕНИЕ И.КАНТА О ПРАВЕ

Иммануил Кант (1724-1804 гг.). - профессор философии Кенигсбергского университета в Германии, автор книги "Метафизические начала учения о праве". ПРАВО - совокупность условий, ограничивающих произвол одного по отношению к другим посредством объективного общего закона свободы и, стало быть, исключающего конфликты в обществе.

ПРАВО - совокупность условий

ЕСТЕСТВЕННОЕ

ПРАВО

ПОЛОЖИТЕЛЬНОЕ ПРАВО

частное право – регулирует отношения

индивидов как собственников

публичное право – регулирует отношения между людьми, объединенными в государство

Источник – воля законодателя

Источником нравственных и правовых законов выступает практический разум или свободная воля людей. Правом, основанном на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей, для свободных волеизъявлений одного лица, не противореча свободе других. Право признано обеспечить внешние благопристойные, цивилизованные отношения между людьми. Осуществление права должно быть обязательным через наделение его принудительной силой, иначе: а). нельзя заставить соблюдать людей правовые нормы; б). нельзя воспрепятствовать нарушению правовых норм; в). нельзя восстанавливать нарушенные правовые нормы. Отсюда следует: а). всякое право должно выступать как право принудительное; б). наделить право этим свойством может только государство, первичный носитель принуждения.

2.6 УЧЕНИЕ Г.ГЕГЕЛЯ О ПРАВЕ

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831 гг.) – германский философ, автор книги "Философия права". Понятие права употребляет в следующих значениях: а) -право как свобода (идея права) - идея; б) -право как форма свободы (особое право) - право выраженное в определенной форме; в) -право как закон (позитивное право) - право, выраженное и известное как закон. Он различает право и закон, но исключает их противопоставление. Содержание права может быть искажено в процессе законодательства, поэтому не все данное в форме закона есть право. Закон форма выражения права. В законах могут быть отражены: а). национальный характер народа; б). ступень его исторического развития; в). естественные условия жизни народа.

Три основных уровня развития понятия права:

1) Учение об абстрактном праве включает:

а). В основе права лежит свобода отдельного человека;

б). Движение понятия права от абстрактного к конкретному;

в). Будь лицом и уважай других в качестве лиц.

Свою реализацию свобода личности находит в праве частной собственности. Люди равны как свободные личности, равны в их одинаковом праве на частную собственность, но не в размере владения собственностью. Владельцы частной собственности, как самостоятельные лица противостоят друг другу на основе договора. В процессе отношения между свободными лицами – неправда (простодушная неправда, обман, принуждение и преступление).

2) Учение о морали:

а). Умысел и вина;

б). Намерение и благо;

в). Добро и совесть.

3) Учение о нравственности:

а). семья;

б). гражданское общество;

в). государство.