logo
Lekcii_po_TGP

Древляне

ДРЕВЛЯНЕ, объединение восточнославянских племен между реками Случь и Тетерев, на севере в районе реки Припять. Граничили с дреговичами. С конца 9 в. в зависимости от киевских князей. В 945 убили князя Игоря. С 946 окончательно покорены княгиней Ольгой и включены в состав Древнерусского государства.

ДРЕВЛЯНЕ - союзвосточно-славянских племен в 6-10 вв. к северу до р.Припять, между рр.СлучьиТетерев. Скон. 9 в. данники Киевской Руси. После Древлянского восстания полностью подчинены Киеву.

Древляне, одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни,Случи и Тетереву. Имя Д., по объяснению летописца, дано им потому, чтоони жили в лесах. Описывая нравы Д., летописец выставляет их, впротивоположность соплеменникам своим полянам, народом крайне грубым("живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у нихне бываше, но умыкиваху у воды девица"). Ни археологические раскопки, ниданные, заключающиеся в самой летописи, не подтверждают такойхарактеристики. Из археологических раскопок в стране Д. можно заключить,что они обладали известной культурой. Прочно установившийся обрядпогребения свидетельствует о существовании определенных религиозныхпредставлений о загробной жизни; отсутствие оружия в могилахсвидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков исосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают насуществование у Д. хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного,ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпорыуказывают на скотоводство и коневодство; множество изделий из серебра,бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают насуществование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, чтоторговля была меновая. Из летописного рассказа о мщении Ольги видно, чтоу Д. в Х в. были города, князья и сословия. Существует мнение (проф.Ключевского), что Д. еще в Х в. оставались разделенными на мелкиеокруга, с князьями во главе каждого; князья эти были независимы, хотяиногда и соединялись друг с другом; правили они вместе с "лучшимимужами", "старейшинами града". По сказанию летописи, в давние времена Д.обижали своих соседей полян; но ужеОлегподчинил их Киеву и наложил наних дань. В числе племен подчиненных Олегу и участвовавших в походе егона греков, упоминаются и Д.; но они покорились не без упорной борьбы. Посмерти Олега они сделали было попытку освободиться;Игорьпобедил их иналожил еще большую дань; не довольствуясь и этою данью; он пошел вДревлянскую землю за новыми поборами; Д. возмутились и убили его. ВдовеИгоря, Ольге, летопись приписывает окончательное подчинение Д. СвятославИгоревич посадил в Древлянской земле своего сына, Олега. Владимир Св.,раздавая волости своим сыновьям, посадил в Древлянской земле Святослава,который был убит Святополком Окаянным. Со времени Ярослава Древлянскаяземля входит в состав Киевского княжества. Политическим центром Д. вэпоху их самостоятельности являетсягор. Искоростень; в позднейшую поруцентр этот, по-видимому, переходит в город Bpyчий (Овруч). См. В. Б.Антоновича, "Древности Юго-Западного края. Раскопки в стране древлян"("Материалы для археологии России", № 11, СПб., 1893). Е. К.

Многие исследователи, отмечают далее авторы Энциклопедического словаря русской цивилизации, полагают, что наименование «русские» восходит к названию одного из славянских племен — родиев, россов, или руссов.

Все эти племена объединились в три родственные ветви — великороссов, малороссов и белорусов.

Среди великороссовнаиболее крупные, различающиеся по наречиям языка («окающий» и «акающий») и особенностям в постройках, одежде, некоторых обрядах и т.п., — северные и южные великорусы. Связующее звено между ними — средневеликорусская группа, занимающая центральный район — часть Волго-Окского междуречья (с Москвой2) и Поволжья; она имела в языке и культуре как северно-, так и южно-великорусские черты.

Более мелкие этнографические группы великороссов —

поморы (на берегу Белого моря), мещёра (в северной части Рязанской обл.), различные группы казаков и их потомков (на p. Дон, Кубань, Урал, Терек, а также в Сибири);

старообрядческие группы — «поляки» (на Алтае), «семейские» (в Забайкалье), «каменщики» (на р. Бухтарма в Казахстане);

особые группы составляют великороссы на Крайнем Севере (по p. Анадырь, Индигирка, Колыма), воспринявшие черты окружающих народов.

Ряд этнографических групп существовало и среди малороссов: центрально-восточная (юго-восточная), северная (полесы) и западная (юго-западная).

Среди белорусоввыделяются полешуки (полещуки) — жители полесья; наиболее своеобразны среди них пинчуки — население Пинского Полесья.1

«Из всех славянских племен летописцы и иностранные авторы, – пишет Т.В. Кашанина, – особо выделяют два племени, указывая на их более высокий уровень развития и лучшие нравы, – полян и новгородских славян. Центром полянского племени был город Киев на Днепре, славяне же воздвигли Новгород».2«Во главе племени, – полагает ученый, – стоял князь... Общие дела решались на собраниях, которые назывались вече».3

Социальное управление в племени было следующим:

1. Источником власти являлось все взрослое население племени. Высшим органом властибыло общее собрание (совет, сход, народное вече - ) всех взрослых членов племени. На сходах населения племени решались все важнейшие вопросы, касающиеся установления правил поведения, производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между членами племени или между отдельными родами.

3. Власть в племени основывалась на авторитете, уважении, обычаях, силе, интеллектесовета старейшин и вождя.

4. Повседневное управление делами племени осуществляли в меньшей степени советстарейшин и в большей степени вождь.

5. Принуждение к нарушителям установленных правил поведения, принятого порядкаобщения между людьми, осуществлялось на основании решения либо всех взрослых членов племени, либо совета старейшин, либо в более поздние этапы развития вождем. За убийство члена племени по-прежнему назначалась кровная месть. Нарушитель правил поведения, жизни племени, его обычаев мог быть строго наказан вплоть до изгнания из племени, что означало верную смерть.

В этот период существовал патриархат,4 который являлся одной из поздних форм развитияпервобытного общества. Характеризуется этот период тем, что значимую роль в общественном производстве (в обработке земли, скотоводстве, ремесле, торговле и в других важных для существования семьи процессах), а также в социальной жизни племени (в управление его делами, регулирование отношений его членов, отправление религиозных обрядов и др.) играют мужчины. Для этого времени также характерны – патрилинейность, патрилокальность, единобрачие (моногамия).5

Сход всего взрослого населения племени

человек

роды (родовые общины)

патриархальные семьи

совет старейшин

вождь