logo
Lekcii_po_TGP

2) Недемократическая, неправовая, базирующаяся на признании de jure демократических принципов, а de facto авторитета силы, беззакония, произвола.

Реализация первого вида идеологии позволяет разграничить государственную власть на законодательную, исполнительную и судебную, а также ограничить власть законной свободой подвластных и реально осуществить их защиту от произвола.

Реализация второго вида идеологии позволяет сосредоточить власть в одних руках и существенно ограничить свободу подвластных, а также сделать их защиту от произвола декларативной, формальной, мнимой.

Именно на основе этих двух идеологий лицами, овладевшими (захватившими) государственной властью, образуется та либо иная

форма государства (форма политического, государственно-правового режима, форма правления и форма территориального устройства государства),

а также формируется определенная система органов публичной власти, которая затем посредством правотворческой деятельности создает и соответствующую правовую систему.

Политическая (государственная) власть характеризуется легальностью1 и легитимностью.2

Легальностьполитической власти означает правомерность ее осуществления с формально-юридической стороны, без ее этической (моральной, нравственной) оценки. Легальная власть – такая власть, которая сформирована и функционирует на основе действующего законодательства.

Легитимностьгосударственной власти представляет собой ее признание большинством населения, когда оно принимает власть в качестве справедливого политически оправданного явления. Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, и потому данный термин не следует смешивать с легальностью, поскольку легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимность основывается на неписаных правилах традиций, обычаев, культуры. Легитимная власть – такая власть, которая принимается и оценивается населением с этической точки зрения, с точки зрения целесообразности, справедливости, морали, нравственности.

Таким образом, государственная власть может быть легальной (законной), но нелегитимной (безнравственной), и наоборот, она может быть легитимной (целесообразной), но нелегальной (незаконной). Следовательно, идеальная модель государственной власти та, при которой она и легальна, и легитимна.

Любая политическая организация стремится овладеть (законно, незаконно) государственной властью, а овладев ею старается сохранить, удержать свои позиции во всех сферах жизнедеятельности общества.

Для этого она использует все возможные как правовые, так и не правовые формы и средства. Не исключением в этом смысле является и современная власть в России.

К правовым формамовладения, защиты и сохранения государственной власти можно отнести различные виды юридических процессов:

избирательный, законодательный, правоприменительный, правоисполнительный.

К правовым средствам защитыгосударственной власти, в частности, относится правовой институт юридической ответственности.

Такого рода ответственность предусмотрена, например:

1) в главе 17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепившей составы административных правонарушений, посягающие на институты государственной власти:

а) невыполнение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо создание препятствий в осуществлении их деятельности влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 17.1);

б) умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 17.7);

в) воспрепятствование законной деятельности судебного пристава – исполнителя, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 17.8);1

2) в разделе 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, установившем составы преступлений против государственной власти (глава 29 – преступления против основ конституционного строя и безопасности государства):

а) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт) наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью (ст. 277);

б) действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет (ст. 278);

в) организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет (ст. 279);

г) создание экстремистского1сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет (ст. 282.1).2

К неправовым формами средствам овладения, защиты и сохранения государственной власти можно отнести:

так называемые «грязные» избирательные технологии, шантаж1и подкуп2избирателей, фальсификация3количества голосов избирателей, захват власти (политический заговор, революция, путч), диктатура,4дискриминация5и др.

К одним из неправовых форм защиты государственной власти можно, в частности, отнести так называемые «политическую интригу», «манипулирование общественным сознанием», «политическую мистификацию», «политическую игру», «административный ресурс» и др.

Политическая интригаозначает скрытые действия (способ построения сюжета, схемы развития событий), обычно неблаговидные для достижения соответствующих целей. Ими, как правило, являются – юридическая или физическая ликвидация политического конкурента, его дискредитация или дискредитация конкурирующей партии.

Манипулирование общественнымсознанием представляет собой процесс воздействия (обычно посредством средств массовой информации) на общественное мнение и политическое поведение для их движения в нужном определенным властным или общественным структурам направлении. Целью такого воздействия является внедрение в сознание населения установок, стереотипов, необходимых для принятия властью так называемых «непопулярных мер». Например, «хочешь мира, готовься к войне», «мясо вредно для здоровья», «как все, так и я», «все как один», «кто кого», «общественное превыше всего», «око за око, зуб за зуб» и т.д.

Политическая мистификацияявляется намеренным обманом населения при помощи пропаганды и имитации действий. В истории СССР, к примеру, таким обманом была пропаганда построения коммунистического общества. В случае не решения задач в экономической, социальной и иных сферах может оказаться иллюзией и формирование правового государства в России.

Политическая играпредставляет собой реализацию скрытого от общества замысла, проявляющегося: в мнимой борьбе за власть в избирательном процессе; создание мнимой обстановки функционирования государственного органа; имитации действий политических сил, якобы направленных на улучшение положения населения.1

Административный ресурсозначает использование должностными лицами публичных органов власти своего положения в расходовании бюджетных средств, а также в воздействии на зависимых по различным причинам хозяйствующих субъектов с целью оказания поддержки тому или иному («выгодному») кандидату в депутаты на выборах либо оказания административного влияния на депутата (сотрудника, работника организации) с целью принятия им необходимого решения.

Структурными элементами политической(государственной) власти являются, с одной стороны, властвующие, управляющие, с другой, подвластные, управляемые.

При этом весьма важным институтом, регламентирующим отношения между человеком и государством является гражданство

Властвующие– это субъекты права (подданные2или граждане3), которые занимают должности в органах публичной власти и в силу закона имеют соответствующие полномочия по принятию обязательных для всех решений. При этом они имеют в своем распоряжении упомянутые ранее ресурсы власти, посредством которых ими осуществляется воздействие на подвластных.

Подвластные– это субъекты права (подданные, граждане, иностранные граждане,1лица с двойным гражданством – бипатриды,2лица без гражданства – апатриды3), не имеющие властных полномочий и обязанные выполнять решения, принимаемые органами публичной власти.

В отечественной правовой литературе термин «гражданство»определяется неоднозначно.

Так, одни авторы под ним понимают правовую принадлежность лица к данному государству, т.е. признание государством этого лица в качестве полноправного субъекта конституционно-правовых отношений (проф. Баглай М.В.).4

Другие – «устойчивую политико-правовую связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная власть как в пределах государства, так и вне его границ» (проф. Гранат Н.Л.).5

По мнению третьих, употребление в этом определении слова «политико-» характеризует тоталитарный подход к рассмотрению данного вопроса поскольку «получается, что если человек находится в политической оппозиции к государству, точнее к его правящим кругам, не разделяет их политики, то он вроде бы уже и не гражданин. На этом, в частности, строилась существовавшая до серединных 80-х годов прошлого столетия антидемократическая практика лишения гражданства и высылки «диссидентов», которым трудно было сколько-нибудь убедительно вменить совершение преступления. «Поэтому «гражданство – это устойчивая правовая связь человека со своим государством, обусловливающая взаимные права и обязанности граждан и государства в случаях, указанных в законе» (проф. Маклаков В.В., проф. Страшун Б.А.).1Аналогичная дефиниция закреплена в статье 3 ФЗ РФ от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации»: «Гражданство Российской Федерации – устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей».2

Гражданство Российской Федерации может быть приобретено:

1) по рождению(«филиация» – фр., лат. сыновний), по «праву крови», когда, например, на день рождения ребенка оба его родителя или единственный его родитель имеют гражданство Российской Федерации (независимо от места рождения ребенка),3либо по «праву почвы», когда, например, оба родителя на день рождения ребенка или единственный его родитель, проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что ребенок родился на территории Российской Федерации, а государство, гражданами которого являются его родители или единственный его родитель, не предоставляет ребенку свое гражданство;4

2) в результате приема в гражданство РФиностранных граждан, лиц без гражданства, достигших возраста 18 лет, дееспособных и обратившихся с заявлением, либо: а) в общем порядке (когда, например, они проживают на территории Российской Федерации со дня получения вида на жительство и до дня обращения с заявлениями о приеме в гражданство Российской Федерации в течение пяти лет непрерывно (если лицо выезжало за пределы Российской Федерации не более чем на три месяца в течение одного года);1либо б) в упрощенном порядке (когда, например, они имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство Российской Федерации и проживающего на территории Российской Федерации;2

3) в результате восстановления в гражданствеРФ, когда иностранные граждане и лица без гражданства ранее имели гражданство Российской Федерации и заявили о своем желании восстановить гражданство Российской Федерации.3Гражданство Российской Федерации приобретается со дня рождения ребенка либо со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения (ст. 37).

Основанием прекращениягражданства Российской Федерации являетсядобровольное волеизъявление лица, принявшего решение о выходе из гражданства.4При этом данному лицу в этом может быть отказано в случаях, если он:

1) имеет невыполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

2) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

3) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.1

Помимо названного основания гражданство также может быть прекращено:

1) путем выбора гражданства, когда в соответствии с международным договором изменена граница Российской Федерации, и часть ее территории передана под юрисдикцию сопредельного государства;

2) вследствие отмены решения о приеме в гражданство, когда это решение было принято на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. При этом факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений должен быть установлен в судебном порядке. Гражданство Российской Федерации прекращается со дня принятия полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, соответствующего решения.2

Документом, удостоверяющим гражданствоРоссии, является паспорт3гражданина Российской Федерации или иной основной документ, содержащие указание на гражданство лица, например, свидетельство о рождении. Виды основных документов, удостоверяющих личность гражданина РФ, определяются федеральным законом.4

В истории человечества документами, удостоверяющими личность, были разные вещи.

В Киевской Руси это был пояс. По его орнаменту можно было определить, из какой волости (земли) его обладатель и сколько ему лет.Мужской пояс был широкий и длинный, а женский – узкий, изящный и ярко раскрашенный. Маленький ребенок опоясывался нитью. С возрастом нить расширялась, постепенно превращаясь в пояс. По тому, какую часть тела обвивал пояс, можно было судить о профессии его обладателя. Например, ремесленники носили повязки на голове.

В Древнем Египте удостоверением личности служил перстеньс вырезанным на нем именем правящего фараона. Такой перстень свидетельствовал о принадлежности его владельца к высшим слоям общества.1

В Древнем Китае, а позднее и в Золотой Орде2 для этой же цели служили золотые таблички, на которых выбивали имя правителя и пояснительную надпись, соответствующую рангу обладателя «паспорта». Драгоценные таблички тогда полагались послам, крупным чиновникам и особам, приближенным к императору.

В средневековой Европе удостоверением личности были геральдические символы.Они наследовались по мужской линии и были чем-то вроде отчества. Рыцарь, облаченный в доспехи и с опущенным забралом, без них просто не мог быть узнан. Четкие и живописные символы писали на щитах, их же можно было увидеть и на плащах.

Первые прообразы современного паспорта в Европе появились в эпоху Ренессанса (фр., возрождение). В 14-16 веках многие правительства начали выдавать письменные свидетельства отдельным людям, из которых можно было узнать их имя и род занятий. Кроме того, в годы войн или эпидемий вдобавок к свидетельствам путешественникам выдавались специальные сертификаты, удостоверяющие их личность, особые приметы, здоровье и поведение.1

История паспорта в России начинается в 17 в., и связана она с введением так называемых «опасных грамот». Их выдавали государевым людям, которые направлялись по делам за границу.В 1719 г. Петр I издал Указ о введении в России «проезжих грамот». Посредством этих грамот осуществлялся сбор подати и контроль над рекрутской повинностью. Однако число подданных, заинтересованных в получении данного документа, было не очень велико. Дворяне ездили редко, ремесленники и мелкие торговцы занимались своими промыслами без разрешения. Крестьяне, как правило, вообще никуда не ездили. Со временем самовольные уходы крестьян и рабочих людей на Дон и в Сибирь усложняли сбор «налогов». По этой причине в стране ввели строгий учет: с 1724 г. крестьянин, отправляющийся на заработки, обязан был иметь при себе «пропускное» или «прокормежное», письмо с описанием внешних примет. Составление подложных «пропускных писем» наказывалось вырыванием ноздрей и ссылкой на вечные каторжные работы. «Прокормежные» письма сменили в 1803 г. «адресные билеты». Выдачей этих удостоверений личности занимались специальные «конторы адресов» при полицейских участках. Регистрироваться в «конторе адресов» должны были прислуга, дворники, мастеровые, гувернеры. Переименованные в «Адресную Экспедицию» в 1837 г. конторы не изменили своих функций, но зато теперь регистрации подлежали еще и все иностранцы.

В 1861 г., после отмены крепостного права, создается Паспортная комиссия, а с 1895 г. на основе «Устава о паспортах» некоторым подданным России начали выдавать «вид на жительство». Началась первая паспортная реформа. А с 5 октября 1906 г. официальный документ, удостоверяющий личность подданного России, стал называться «паспортной книжкой». В ней указывались фамилия владельца, его имя и отчество, семейное положение, дети, особые приметы и место жительства.

После победы советской власти прежняя паспортная система была отменена. При этом паспортную книжку переименовали в трудовую. Паспорта как таковые появились только в 1932 году. Кстати, В. Маяковский из «широких штанин» «дубликатом бесценного груза» доставал загранпаспорт, который тогда большинство советских людей и в глаза не видели.1

Формирование так называемой «паспортной системы» в Советском Союзе произошло в 1933 году.Выдавались паспорта с обязательной пропиской по месту жительства (при смене места проживания следовало получить временную прописку в течение суток). Кроме прописки, в паспортах фиксировалось социальное положение гражданина и место его работы.С 1937 г. в паспортах появились фотокарточки. Колхозники стали получать паспорта лишь в конце 1950-х. В1972 г. в СССР было утверждено «Положение о паспорте». Тогда же были отменены специальные буквенно-цифровые коды, которые означали, что человек сидел в лагерях, был в плену или в оккупации: всем без исключения разрешили иметь совершенно одинаковые паспорта.2

В настоящее время паспорт обязан иметь каждый гражданин Российской Федерации, достигший 14-летнего возраста и проживающий на территории Российской Федерации.3

В случае, если гражданин РФ проживает по месту жительства без удостоверения личности гражданина (паспорта) или по недействительному удостоверению личности гражданина (паспорту) либо без регистрации по месту пребывания или по месту жительства, то на него органом внутренних дел может быть наложен административный штрафа в размере от пятнадцати до двадцати пяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.15).

Умышленное уничтожение или порча удостоверения личности гражданина (паспорта) либо небрежное хранение удостоверения личности гражданина (паспорта), повлекшее утрату удостоверения личности гражданина (паспорта), влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от одной второй до трех минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.16).

Незаконное изъятие должностным лицом удостоверения личности гражданина (паспорта) влечет наложение административного штрафа в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда. Принятие удостоверения личности гражданина (паспорта) в залог влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере до одного минимального размера оплаты труда (ст. 19.17).

Представление заведомо ложных сведений для получения удостоверения личности гражданина (паспорта), в том числе заграничного паспорта, либо других документов, удостоверяющих личность или гражданство, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от пяти до десяти минимальных размеров оплаты труда (ст. 19.18).1

Граждане других государств вправе находиться на территории России, но с соблюдением требований, предусмотренных Федеральным законом РФ от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».2

Для этого они должны получить приглашение3на въезд в Россию (ст. 16). По прибытии, в течение трех рабочих дней обязаны зарегистрироваться в паспортно-визовой службе (ст. 20),4предъявив при этом миграционную карту,1имеющую отметку органа пограничного контроля о въезде в Российскую Федерацию, и документ, удостоверяющий его личность (паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст.ст. 10, 23).

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в Российской Федерации, являются: