2. Предпосылки происхождения государства
Первобытное общество существовало гораздо продолжительнее по времени, чем существует какое-либо государство. Так, по сведениям одних специалистов первобытное общество просуществовало как минимум 190 тыс. лет.1Другие полагают, что этот период составлял от 30 до 35 тыс. лет.2
Первые же государства стали формироваться в период с 4 по 1 тысячелетия до н.э., а также в первом тысячелетии современной эры.
Таким образом, государственное устройство человеческой цивилизации, включая современный период, существует всего 5-6 тысячелетий.
Известно, что одними из первых государств были:
1) Древний Египет (4-3 т. до н.э., государство в Северо-Восточной Африке, территория в нижнем течении реки Нил3);4
2) город Кархемиш (4-3 тыс до н.э., территория северной Сирии);5
3) Шумер (3 т. до н.э., города Лагаш, Ур, Киш – юг современного Ирака);6
4) Древний Китай (14 в., 2 т. до н.э., создавался на берегах рек Янцзы7 и Хуанхэ,8 государство Инь, завоевано в 11 в. до н.э. племенем Чжоу).9
В первом тысячелетии до н.э. государства продолжали образовываться у водных источников, в том числе в долинах больших рек.
В 5 в. до н.э. формируются
Афины (город государство в Аттике – область на юго-востоке Греции)6и
Спарта (древний греческий город в Лаконике – Пелопоннес – полуостров и историко-географическая область на юге Греции).7
В 754 г. до н.э. братьями Ромулом и Ремом основан Древний Рим.8
В последней четверти 9 века н.э., в результате объединения под властью князей династии Рюриковичей двух главных центров восточных славян – Новгорода и Киева, а также земель, расположенных в районе старой Ладоги, Гнездова и др., возникло Древнерусское государство.1
В отечественной литературе вопрос о причинах происхождения государства не имеет однозначного решения.
Доктор государственных наук Иван Александрович Ильин (1883-1954) полагал, что исторически государства складываются раньше там, где:
1) есть климатические и географические условия, которые благоприятствуют земледельческому хозяйству;
2) есть торговые отношения, которые создают «постоянный прилив населения к центру и отлив от него в колонии»;
3) есть энергичный и предприимчивый, трудолюбивый и воинственный народ;
4) есть народное правосознание, властвование по праву, через право и ради права.
«И потому там, – отмечал И.А. Ильин, – где чувство права и справедливости не развивалось, государственная власть делалась жертвой междоусобных столкновений и насильственных захватов. Таким образом, – делал вывод И.А. Ильин, – государство возникло и упрочилось в поисках внутреннего порядка и внешней безопасности».1
Главные причинывозникновения государства, по мнению профессора Марченко Михаила Николаевича, лежат не в сфере морали или религии, «оникоренятся в области экономики и в социальной жизни людей».
Крупнейшие разделения труда (собирательство природных продуктов – земледелие, охота – скотоводство, ремесло, торговля) и в этой связи увеличение средств существования, полагает автор, привели к тому, что, с одной стороны, становилось экономически выгодным использование чужого труда (эксплуатация), с другой, происходило имущественное расслоение населения на богатых и бедных.
В свою очередь расслоение общества привело к тому, что «из общей массы рода выделяется знать – обособленная группа вождей, военачальников, жрецов…», которые «присваивали себе большую часть военной добычи, лучшие участки земли, приобретали огромное количество скота, ремесленных изделий, орудий труда.
Свою власть, ставшую со временем наследственной, они использовали не столько для защиты общественных интересов, сколько для личных». «О появлении признаков государства в любой стране, – пишет М.Н. Марченко, – свидетельствует прежде всего выделение из общества особого слоя людей, не производящих материальных или духовных благ, а занятых лишь управленческими делами».2
Важную роль в переходе от первобытного общества к новому качественному состоянию, государству имело общественное разделение труда, которое пришло на смену естественному половозрастному распределению трудовых функций, существовавшему в первобытной общине.
Первым крупным общественным разделением труда было отделение от земледелия скотоводства, вторым – ремесла, третьим – обособление специальной группы людей, занимавшихся обменом товаров, - купцов.
Общественное разделение труда и связанное с этим совершенствование орудий труда привело к росту его производительности, появлению избыточного продукта и в итоге – к возникновению частной собственности. Появились состоятельные люди и бедные, интересы их были противоположными, и в этих условиях родоплеменная организация власти оказалась неспособной управлять таким обществом. Институты власти первобытного общества были рассчитаны на управление равными людьми, с общими, одинаковыми интересами, а в условиях, когда такого равенства не стало, требовалась иная организация власти, сориентированная на сдерживание противоборства различных групп и слоев общества. И такой организацией стало государство.
Наряду с экономическими предпосылкамипрофессор Кашанина Татьяна Васильевна называет такжеполитические, идеологические и психологическиепредпосылки возникновения государства.
К политическимпредпосылкам Т.В. Кашанина относит,
во-первых, необходимость обеспечения безопасности людей внутри человеческого сообщества, которая сопряжена с урегулированием спорных взаимоотношений между соплеменниками, а также с применением принуждения, насилия к нарушителям установленного порядка. Но «поскольку органы управления первобытного общества не справлялись с этой ролью, постепенно стали формироваться органы государственной власти, которые взяли на себя обеспечение безопасности людей внутри человеческого сообщества».
Регулирование отношений между социальными группами внутри территориальных образований (социальных групп одной территории).
Во-вторых, «к регулированию внутренних отношений отрядов человеческой популяции добавляется необходимость урегулирования отношений с соседними сообществами людей... Военные предводители, окруженные небольшой горсткой приближенных, дружинников, не способны были организовать широкомасштабные военные нашествия (или широкую оборону). Их место должны были занять иные структуры».
Регулирование отношений между социальными группами одного территориального образования (социальной группы одной территории) с социальными группами другого территориального образования.
Говоря об идеологических предпосылках возникновения государства Т.В. Кашанина пишет, что «многие ученые справедливо полагают, что религия способствовала консолидации многих древних обществ (древнеегипетского, древнерусского и др.).1Справедливо будет предположить, – продолжает далее она, – что возникновение монорелигии у тех или иных народностей есть надежный показатель формирования у них государства».
На психологическиепредпосылки возникновения государства, как полагает Т.В. Кашанина, впервые в отечественной юридической литературе справедливо обратил внимание В.И. Гойман-Червонюк. «На начальном этапе развития общества постепенно, и пока лишь в очень небольшой дозе, людьминачинают осознаваться общие интересы. Чрезвычайно способствуют осознанию таких интересов военное нашествие и необходимость защиты. Возникаетпонимание,чтоэтиобщие интересыбольше некому (могут) обеспечить (реализовать), кроме как (только) централизованной структуре, осуществляющей координацию различных сторон жизни общества».2
Человек существо общественное и в связи со своим интеллектуальным развитием стал осознавать и понимать, что для того чтобы жить в обществе, необходимо подчиняться установленным органами управления правилам поведения. В противном случае возникала опасность произвола и хаоса, что не могло устраивать человека с точки зрения его безопасности. Именно страх людей перед беспорядком и желание жить в безопасности (инстинкт любого живого организма выжить) заставляли их создавать институты государственной власти.
Наряду с указанными предпосылками возникновения государства Т.В. Кашанина называет также трансформацию власти вождей во власть государственную и способы (пути) образования государства.
К такой трансформации власти она относит:
1) количественный рост лиц, осуществляющих власть;
2) формирование органов государственной власти и их дифференциация (разграничение) по уровням и функциям управления, а также разграничение компетенции между ними;
3) функциональную дифференциацию власти – руководители строительством общественных сооружений, глашатаи, гонцы, писцы, звездочеты, медники, башмачники, каменщики и др.;
4) становление институализированного характера власти – институт государя (царя, фараона, императора), институт визиря1(в странах восточной деспотии), институт наместника (в Древнем Риме), канцелярии, приказов, казначейства, ведомств общественных работ;
5) формирование самостоятельных органов принуждения (суды, палачи, дружина, войско);
6) идеологическое обеспечение власти, которое осуществлялось жрецами,2способствовавших обожествлению власти и ее оправданию, освящению передачи власти по наследству);
7) расширение сфер деятельности публичной власти (помимо организационной, распределительной, контрольной и военной функции появляются информационная (оглашение велений государя, сообщения о казнях) и управленческая (землевладением, водопользованием) функции;
8) концентрацию власти в городах и распространение ее на другие прилегающие территории;
9) материальную основу государственной власти – захват и удержание самого источника благ (пленные, земля, вода), а также изъятие чужой собственности.
Способами образования государства Т.В. Кашанина называет: «государство-собственность» и «государство-власть». Первый из них означал защиту частной собственности посредством насилия по отношению к неимущим социальным группам. Второй, заключался в применении насилия в связи с исполнением необходимых для общественной жизни общих функций. Объединяет эти способы разделение людей на бедных и богатых, на правящих и управляемых.3
Профессор Афанасьев Владимир Сергеевич основными причинами происхождения государства называет:
1) необходимость совершенствованияуправления обществом, которое появляется в связи с разделением труда, ростом численности населения;
2) необходимость организации крупных общественных работ, объединения в этих целях больших масс людей;
3) необходимость подавлениясопротивления эксплуатируемых;
4) необходимость поддержанияв обществе порядка, обеспечивающего функционирование общественного производства, социальную устойчивость общества, его стабильность, в том числе и по отношению к внешнему воздействию соседних государств или племен;
5) необходимость ведения войнкак оборонительных, так и захватнических.1
Наряду с этими причинами В.С. Афанасьев пишет еще и о так называемых «восточном» и «западном» путях возникновениягосударства.
К одному из них («восточному») В.С. Афанасьев относит Китай и Египет, которые произошли в силу следующих причин:
1) потребность в осуществлении масштабных ирригационных работ в связи с развитием поливного земледелия;
2) необходимость объединения в этих целях значительных масс людей и больших территорий;
3) необходимость единого, централизованного руководства этими массами».
В этом процессе родоплеменная знать, занимавшая общественные должности, постепенно трансформировалась в государственные органы, а коллективная (общественная) собственность стала государственной. На этот путь формирования государства значительное влияние оказали географическое положение родовых общин и необходимость строительства крупных ирригационных сооружений для их жизнеобеспечения.
К другому («западному») – Древние Афины, Рим и Спарту, а также Франкское государство, которые произошли в силу
либо внутренних противоречий между социальными группами (Афины – разграничение населения по имущественному признаку,2Рим – борьба патрициев1и плебеев2),
либо в результате внешнего насилия, захвата других территорий (Спарта – завоевание в 8-6 вв. до н.э. южной части Пелопоннеса – название полуострова и историко-географической области на юге Греции,3Франкское государство – завоевание в 5 в. до н.э. части территории бывшей Западной Римской империи4).
Однако, пишет Л.А. Морозова, современной наукой установлено, что Афинам и Риму предшествовали более древние классовые структуры, схожие по структуре с государствами азиатского способа производства.
Отсюда следует, что рабовладельческое государство, характерное для определенного этапа античной истории, является не универсальной формой, а уникальной и присуще лишь конкретной ситуации Древней Греции и Древнего Рима.
Морозова Л.А. Указ. соч. С. 34.
Профессор Морозова Людмила Александровна называет «восточный» или «азиатский» путь типичной формой (Древний Восток, Африка, Америка, Океания5), а «западный» – уникальной формой (Древняя Греция, Древний Рим) возникновения государства.6Л.А. Морозова полагает, что «древнейшие государственные образования, как правило, возникали на социально-экономической основе раннего земледельческого общества.
По мнению Л.А. Морозовой, первые города государства образовались в 4 – 3 тысячелетиях до н.э. в Месопотамии (Вавилон, современная территория Ирака), Горном Перу (Южная Америка) и других регионах в разное время и независимо друг от друга.
Город – государство представлял собой поселок (селение), в котором проживали свободные общинники – землевладельцы. Однако они селились по территориальному принципу, а не по родству. Эти общины уже представляли собой соседскую общину, а не родовую.
Город1– государство был административно-хозяйственным и религиозным центром самого селения и прилегающей к нему местности. Следовательно, – делает вывод Л.А. Морозова, – город – государство имел три центра: управления городской общиной; административного лидерства (дворец); идеологического лидерства – храм».
По мнению Л.А. Морозовой, «город – государство имел четкую социальную дифференциацию по принципу разделения труда, по имущественному признаку, по территориальному расселению: появляются кварталы медников, горшечников, оружейников, портных и других ремесленников. Постепенно выделяется знать, которая присваивает общественные должности и передает их с помощью династического механизма – от родителей детям. Таким образом, типичным средством образования господствующих классов был наследственный механизм передачи должностей, а не путь присвоения прибавочного продукта».
Л.А. Морозова считает, что город – государство по отношению к прилегающим территориям выполняет следующие функции управления:
1) управление общинными землями;
2) выполнение общественных ритуалов и обрядов;
3) защита от военных нападений и организация военных походов против других городов – государств;
4) создание и распределение общественных фондов (на случаи стихийных бедствий, военных нападений и т.д.);
5) рассмотрение и разрешение споров;
6) осуществление межгосударственного продуктообмена, а затем и товарообмена. Многочисленные эти функции способствовали созданию разветвленного аппарата управления, который имел возможность, посредством сил и средств, применять принуждение.2
На процесс образования Древнерусского государства, как полагает Т.В. Кашанина, оказали влияние следующие факторы:
1) диффузионный1фактор – организация порядка в славянских племенах была привнесена варягами (Рюриком) из Скандинавии;
2) фактор насилия (Олег – князь Новгородский, со своей дружиной в 882 г. завоевал Киев, а также подчинил себе территории древлян, северян, радимичей);2
3) ирригационный3(фортификационный4) фактор – строительство мощных оборонительных сооружений, крепостей от нашествий, нападений и набегов со стороны других народов;
4) патримониальный5фактор – установление права собственности князя на землю и передача ее по наследству, а также жалованье земли приближенным;
5) политический фактор – увеличение численности населения привело к возрастанию числа конфликтов, которые необходимо было разрешать и регулировать отношения между людьми и социальными группами.6
В этом процессе весьма важное значение имели также территориальный, демографический и экономический факторы.
Проф. Михаил Флегонтович Владимирский-Буданов отмечал, что славянские племена в 11-12 вв. «перешли от чисто племенного быта к быту государственному, земскому, т.е. образовали княжения – земли, пределы которых не всегда совпадали с границами племени… Здесь достаточно заметить, – продолжал далее автор, – что в государстве такого типа преобладающим элементом служит территориальный: государство есть союз общин; старшая община правит другими общинами; сама община состоит из союза соседей».
Племенные названия земель заменялись названиями по имени так называемого «старшего города».
Такими землями были: Галицкая, Волынская, Киевская, Муромская, Новгородская, Переяславская, Полоцкая, Псковская, Ростовская, Рязанская, Смоленская, Суздальская, Черниговская.
Каждая земля состояла не только из старшего города, но и включала также пригороды и волости.
Так, в Новгородской земле пригородами («младшими городами») были Изборск и Белоозер, в Волынской, Галицкой и Киевской землях было до 40 пригородов, в Суздальской – около 20, в Полоцкой и Рязанской – около 15, в Смоленской земле было до 8 «младших городов». Волость представляла собой «округ, подчиненный каждому пригороду в отдельности» и включала в себя «укрепленные и неукрепленные сельские общины».
Отношения между городом, пригородом и волостью основывались,
во-первых, на силе «…центральной (городской – добавл. М.П.) общины, которая…», с одной стороны, «..покоряет себе пригороды войной…», а с другой, «…дает пригородам защиту у себя во время военной опасности…»
Во-вторых, на так называемой «религиозной централизации», т.е. «старшие» города являлись религиозными центрами, что тоже в определенной степени способствовало объединению этих территорий.1
К концу 10 в. Древняя Русь, по мнению Т.В. Кашаниной, представляла собой совокупность многих княжений, объединенных одной династией, которые подчинялись Киевскому Великому князю. Каждое княжество представляло собой единство городских и сельских поселений.2
Социальный состав населения включал в себя:
1) свободных людей и холопов(челядь), горожан (зажиточных и бедных, купцов и ремесленников) и сельчан (смердов3).4М.Ф. Владимирский-Буданов среди горожан выделял три разряда: высших, средних и низших. К первому из них относились «гости», т.е. иностранцы, ко второму – купцы и к третьему «черные городские люди или молодшие». Смердов автор подразделял на людей свободных (изорников – пахарей, исполовников – огородников, четников – рыболовов), прикрепленных (долговые обязательства смерда) и несвободных (рабов, челяди – в Др. Руси в 9-12 вв. рабы, позже феодально-зависимые люди);1
2) бояр (потомки родоплеменной знати),которые подразделялись:
а) на княжеских бояр – высших членов княжеского двора (дружинников) и
б) на земских бояр – лучших людей («старейшины градские» и «людские»). М.Ф. Владимирский-Буданов полагал, что «словом бояре означаются как бояре – дружинники, так и старцы… Этот класс везде образуется из людей высших по родовому старшинству (происхождению, отчего члены его и называются старейшинами… и по высшей экономической состоятельности (термин «лучшие люди» означает людей более богатых);2
3) дружину во главе с князем, которая была «высшим слоем общества». Дружина делилась на старшую и младшую.
Старшая дружина, по мнению Т.В. Кашаниной, состояла из бояр и мужей. «Бояре – это высший слой в старшей дружине. Они были самыми влиятельными советниками князя и нередко имели свою дружину. Мужи – значило люди, но преимущественно с почетным значением. Если бояре, – пишет Т.В. Кашанина, – лучшие советники князя, то мужи – воины и княжеские чиновники».
Младшая дружина называлась гриди («гридница» – дом, комната) или отроки (подросток, юноша, младший княжеский дружинник на Руси в 10-12 вв., участвовал в походах и сборах дани, выполняя отдельные поручения князя по суду, взиманию налогов и т.п.).3
Князя, бояр и дружину необходимо было содержать, поскольку они выполняли исключительно только управленческие и иные непроизводственные функции. «Ведь сама публичная власть, – отмечает Т.В. Кашанина, – материальных благ не создает, но без их необходимого потребления существовать не может».4
В этой связи на Руси существовало «полюдье, т.е. административно-финансовая поездка князя по подвластным территориям…
Оно было первым средством подчинениятого или иного племени или народа одной общей власти.
На основе полюдья, – пишет далее Т.В. Кашанина, – была создана система налогов.
Это произошло в середине 10 в., во время правления Ольги», которая «упорядочила взимание дани», т.е. «установила для местного населения нормы уплаты и места, куда дань должна была свозиться».
Этим делом занимались «представители княжеской администрации на местах. Доходы князя состояли также из штрафов, которые взимались за преступления, торговых пошлин и платы за пользование княжескими землями.1
Названные факторы сами по себе не могли в полной мере оказать существенного влияния на процесс формирования Древнерусского государства без вечевой, княжеской и боярской власти.
«Вечекак орган государственной власти, – отмечал М.Ф. Владимирский-Буданов, – есть собрание полноправных граждан2(полноправного населения – уточ. М.П.) старшего города».
Вече есть некий прообраз схода (собрания) всех взрослых членов родовой общины или племени.
Со временем, конечно, в нем принимали участие не члены родовой общины или племени, а все так называемые «полноправные» жители «старшего» города, т.е. «мужи свободные, совершеннолетние и не подчиненные семейной власти», а также бояре и «лица духовные».
На городском вече могли присутствовать «меньшие люди, черные, смерды». Созывалось вече по инициативе князя либо по инициативе боярской думы, либо по инициативе населения через «биричей (глашатаев)», либо «через колокол». Местом проведения вечевых собраний были либо торговая площадь, либо княжеские дворы.3
На вече обсуждались и решались вопросы:
а) войны и мира;
б) приглашения к управлению землей, либо изгнания с земли князей;
в) принятия источников права (законов, договоров с другими землями).4
«При постановке решения требовалось единогласие…».5
«Происхождение княжеской власти, – как полагал М.Ф. Владимирский-Буданов, – доисторическое: она была и в родовых союзах (в народных свадебных обрядах князем и княгиней назывались новобрачные – родоначальники будущего рода), и в общинных (у южных славян князем называется общинный старшина)… Другие неофициальные титулы власти – каган, царь, самодержец.
Князь Даниил Галицкий в 13 в. присвоил себе титул короля».1
Княжеская власть передавалась либо по наследству, либо по избранию. Наследник имел право на княжескую власть с момента рождения, еще при жизни князя, но фактически получал ее с наступлением его смерти и при условии достижения совершеннолетия. «Обычный порядок наследования столов следовал порядку старшинства членов рода».2
Избрание князя народом осуществлялось в случае, если вымирал или погибал весь княжеский род. «Князь избирался не только всегда пожизненно (в принципе), но и с детьми, т.е. избрание нового князя каждый раз являлось как бы избранием новой династии с утверждением на будущее время наследственного преемства престола…».3Великий князь, по мнению Т.В. Кашаниной, имел три функции – военную, законодательную и административную. Он был главой исполнительной власти и назначал всех чиновников (дворецких, дружинников, посадников, вирников, конюших и т.д.).4
Боярская Думапредставляла собой совет при князе членов старшей дружины и других, близких к нему лиц. «Боярской думой называется постоянный совет лучших людей (бояр) каждой земли, решающий (вместе с князем) основные земские вопросы. Такой совет мог быть только в одном старшем городе земли. Советы старейшин были и в пригородах, но они обладали не политической, а лишь судебной и административной властью».
В состав Боярской Думы входили бояре – высшие служилые люди, старцы или старейшины, а также «духовные сановники».
На заседаниях Боярской Думы предварительно рассматривались те же вопросы, которые затем обсуждались и решались на вече.5
- Учебная дисциплина: Теория государства и права
- 1.2 Соотношение теории государства и права с другими науками
- 2. Объект, предмет4 и структура теории государства и права
- 2.1. Объект теории государства и рпава
- 2.2. Понятие предмета теории государств а и права
- 2.3 Структура курса теории государства и права
- 3. Методология и виды методов теории государства и права
- 3.1 Понятие методологи1 теории государства и права
- 3.2 Виды методов теории государства и права
- 3) Логические приемы познания
- Частнонаучные (специальные, правовые, юридические) методы научного познания
- 1) Специально неюридические методы:
- 2) Специально юридические методы:
- Принципы6 научного познания
- Тема: Происхождение государства
- Характеристика первого периода развития первобытного общества
- Характеристика второго периода развития первобытного общества
- 3) Общность языка, религии, традиций, обрядов, обычаев и единой занимаемой территории.
- 1) Согласовывал действия семей, родовых общин в проведении сельскохозяйственных работ и пастьбы домашнего скота;
- 2) Рассматривал вопросы организации обороны и защиты от нападения со стороны других племен;
- 3) Обсуждал санитарно-гигиенические вопросы и разрешал споры между родами и семьями.
- 1) Новгородские славяне — у озера Ильмень и по Волхову;
- Кривичи
- Дреговичи
- Древляне
- 2. Предпосылки происхождения государства
- 3. Теории происхождения государства
- Тема: Понятие и признаки (свойства) государства
- 1. Понятие государства
- 2. Признаки (свойства) государства
- 3.1. Понятие государства
- 4) Организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью (немецкий мыслитель Роберт фон Моль, первая половина 19 века);5
- 2) «Машина для поддержания господства одного класса над другим» (Владимир Ильич Ульянов (Ленин);6
- 3.2. Признаки (свойства) государства
- 1) Силовые ресурсы (армия, полиция, службы безопасности, суды, пенитенциарные учреждения и принадлежащие им специальные средства, техника и вооружение);
- 1) Демократическая, правовая идеология, базирующаяся и de jure и de facto на признании силы авторитета, верховенства права, закона;
- 2) Недемократическая, неправовая, базирующаяся на признании de jure демократических принципов, а de facto авторитета силы, беззакония, произвола.
- 1) Документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;
- 2) Разрешение на временное проживание;2
- 3) Вид на жительство (ст. 10).3
- Тема № 4: Типология государства
- 1. Понятие типологии государства
- 2. Классификация типов государств
- 1. Понятие типологии государства
- 2. Классификация типов государств
- Тема № 5. Форма государства
- 5.2. Политический (государственный) режим
- 5.3. Форма правления государства
- 1) Организацию высших органов государства, их структур, порядок образования, степень участия населения в их формировании;
- 2) Взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;
- 3) Компетенцию этих органов.1
- 1) Вся государственная власть (законодательная, исполнительная, судебная) принадлежит одному лицу – монарху;
- 2) Вся полнота государственной власти передается по наследству;
- 3) Монарх пожизненно управляет страной, и нет правовых оснований его добровольного смещения;
- 4) Отсутствует какая-либо ответственность монарха перед населением.
- 1) Высшие и местные органы представительной власти формируются посредством выборов депутатов избирателями (населением);
- 5.4. Форма государственного (территориального) устройства
- 1) Двухуровневой системой органов публичной власти – федеральные и субъектов федерации (региональные) представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти;
- 6) В зависимости от статуса субъекта федерации –
- 5.5. Формы межгосударственного устройства
- Виды форм межгосударственного устройства:
- Классификация мо по кругу участников
- 1) Государства объединяются с определенными целями – экономическими, политическими, военными для решения международных задач и реализации своих интересов;
- 2) Основой объединения государств является международный договор, заключаемый на добровольной основе;
- 3) Для координации и решения общих задач могут создаваться соответствующие органы конфедерации;
- 4) Государства имеют право свободного выхода из состава конфедерации.
- Тема № 6. Механизм (аппарат) государства
- 1) Органы государственной власти и их компетенция;
- 2) Ресурсы власти (правовые, экономические, информационные, силовые и др.);
- 3) Функции государства.
- Представительные (законодательные) органы публичной власти
- Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации
- Комитеты и комиссии Совета федерации
- Временные комиссии
- Государственная Дума фс рф
- Аппарат Государственной Думы
- 1) Комитет по государственной политике, законодательству и местному самоуправлению;
- В Новосибирске представительный орган Совет депутатов. Его структура:
- Перечень структурных подразделений администрации новосибирской области
- 2. Понятие и классификация государственных органов
- 3. Государственная служба и государственные служащие
- 1. Государственная гражданская служба подразделяется:
- Общие принципы служебного поведения государственных служащих
- Тема № 6: Функции государства
- 8.2. Внутренние функции государства
- Федеральный закон о минимальном размере оплаты труда
- Статья 39 Конституция рф
- 3. Внешние функции государства
- 4. Формы и методы осуществления функций государства
- Тема №8: Политическая система общества
- 1) Институциональная (организационная) подсистема, включающая субъектов политических отношений;
- 2) Нормативная или регулятивная подсистема, включающая –
- 4) Коммуникативная подсистема, включает в себя формы взаимодействия между субъектами политического процесса.2
- 9.2. Институциональная структура политической системы общества
- 1. Государство является основным элементом политической системы общества, поскольку непосредственно организует и осуществляет публичную власть в обществе.
- Основными целями политической партии являются:
- Общественное объединение обязано:
- 9.3. Государство в политической системе общества
- Тема 10. Гражданское общество и правовое государство
- 1. Понятие и структура гражданского общества
- Структура гражданского общества
- 2. Правовое государство и его принципы
- Тема №10: Происхождение права. Право древнего мира
- Источниками социальных норм первобытного общества были:
- 1. Церемонии, ритуалы, обряды – это
- 2. Мифы –
- 3. Обычаи – это
- Религиозные обычаи – это
- Способы формирования источников права древнего государства:
- 1. Древневосточное право,
- Источники индусского права:
- Структурными элементами Вед являются:
- Законы Ману
- Античное право.
- В нормах античного права закреплялись:
- Источники права Древнего Рима:
- Древнерусское право.
- В нормах древнерусского права закреплялись:
- Источники древнерусского права:
- Рецепция осуществлялась из следующих источников римского права:
- 4. Княжеские церковные уставы:
- 5. Русская Правда.
- 1. Понятие и структура правовой системы
- 2. Виды правовых семей
- § 3. Правовые системы традиционного типа
- 1. Теории правопонимания
- В Древней Греции
- В Древнем Риме
- 2.4 Историческая школа права
- 2.2 Учение о позитивном праве
- А. Классический позитивизм.
- Б. Чистая теория права (нормативистская теория права)
- В. Аналитическая юриспруденция (неопозитивизм)
- А. Классический позитивизм.
- Б. Чистая теория права (нормативистская теория права)
- В. Аналитическая юриспруденция (неопозитивизм)
- 2.3 Соцологическая школа права
- 2.7 Психологическая теория права
- 2.8 Классовая ( экномическая) теория права
- 3.1 Правопонимание в истории россии до 1917 года
- 3.2 Правопонимание советского времени
- 61. Эволюция представлений о праве в отечественной юриспруденции
- 62. Современное правопонимание: основные концепции
- 1. Право состоит из нормативных установок.
- 2. Право выражает идеи справедливости и свободы.
- 4. Право регулирует поведение человека, воздействует на его мысли и чувства.
- 5. Праву присуща специфическая форма выражения — законодательство.
- Понятие права, его свойства (признаки) и принципы
- Тема Источники (формы) права
- Виды источников (форм) права
- 1. Правовой обычай– это исторически сформировавшееся в сознании людей правило поведения, которое вошло в привычку в результате многократного его применения и санкционировано государством.
- Глава 34. Порядок обращения и производство
- Раздел II Конвенции именуется "Европейский Суд по правам человека" и включает статьи с 19 по 51.
- Официальный адрес Европейского Суда по правам человека:
- 3. Нормативный договор – это соглашение двух или более субъектов, в котором содержатся юридические нормы, определяющие права и обязанности сторон (международные договоры, федеративный договор)
- 4. Нормативный правовой акт.
- 2. Понятие и классификация нормативных правовых актов.
- Документ
- Решение
- Предписание
- Свойства нормативного правового акта
- 3. Закон: понятие, виды.
- 4. Подзаконный нормативный правовой акт: понятие, виды
- Процесс
- Процесс и деятельность
- Правотворческая деятельность:
- Правотворческий процесс:
- Принципы правотворчества - это
- Виды (формы) правотворчества:
- 3. Правотворчество органов муниципальных образований – разработка, рассмотрение, принятие и вступление в юридическую силу нормативных правовых актов органов муниципальных образований.
- Стадии законодательного процесса
- Стадии законотворческого процесса:
- 2. Разработка текста и оформление законопроекта – это
- 3. Рассмотрение и принятие закона – это обсуждение законопроекта и его принятие законодательным органом государственной власти.
- 4. Опубликование и вступление закона в юридическую силу - это издание закона в официальных источниках информации и его действие во времени, в пространстве и по субъектам права.
- Раздел III. Законодательная процедура
- Глава 12. Порядок внесения законопроектов в государственную думу и их предварительное рассмотрение
- Глава 13. Порядок рассмотрения законопроектов государственной думой
- Глава 14. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных советом федерации
- Глава 15. Повторное рассмотрение федеральных законов, отклоненных президентом российской федерации
- Глава 16. Рассмотрение предложений о поправках и пересмотре положений конституции российской федерации
- Российская федерация федеральный закон
- О порядке опубликования и вступления в силу
- Федеральных конституционных законов, федеральных
- Законов, актов палат федерального собрания
- I. Подготовка нормативных правовых актов федеральных
- II. Государственная регистрация нормативных правовых
- Новосибирская область устав новосибирской области
- Новосибирский областной совет депутатов четвертого созыва
- Документ опубликован не был. Спс «Консультант Плюс»
- Положение о порядке подготовки правовых актов главы администрации новосибирской области
- 1. Общие положения
- 2. Основные понятия, применяемые в настоящем Положении
- 3. Полномочия по изданию правовых актов
- 4. Основные принципы разработки правовых актов
- 5. Стадии подготовки правовых актов
- 6. Подготовка проектов правовых актов
- 7. Структура правового акта
- 8. Содержание правового акта
- 9. Согласование проектов правовых актов
- 10. Экспертиза проектов правовых актов
- 11. Подписание и регистрация правовых актов
- Тема №15: Нормы права
- Свойства (признаки) нормы права
- 1. Норма права всегда есть результат интеллектуальной деятельности субъекта правотворчества.
- 3. Норма права формально определена, то есть:
- 4. Юридическая норма – правило поведения общего характера.
- 5. Норма права обязательна для всех субъектов, подпадающих под ее действие.
- 6. Норма права обеспечена государственным принуждением в случае ее нарушения,невыполнения, ненадлежащего выполнения, несоблюдения.
- Виды (классификация) норм права
- 1. В зависимости от предназначения норм права в правовом регулировании:
- 2. По предмету правового регулирования (видам общественных отношений):
- Диспозиция –
- Отсылочная диспозиция –
- Часть 2 статьи 463 Гражданского кодекса рф (последствия неисполнения обязанности передать товар):
- Бланкетная диспозиция –
- Санкция –
- Альтернативная санкция –
- Структура системы права
- 1. Юридическая норма –
- 2. Институт права или правовой институт:
- Примеры институтов права или правовых институтов.
- 4. Отрасль права:
- 1) Профилирующие (фундаментальные) отрасли –
- 2) Специальные отрасли –
- 3) Комплексные отрасли –
- 5. Объемные структурные образования системы права –
- Публичное право – совокупность норм права, регулирующих отношения междуорганами публичной власти (должностными лицами органов публичной власти) и иными субъектами права.
- Частное право – совокупность норм права, регулирующих отношения между субъектами права, имеющими равный объем взаимных права и обязанностей.
- Система права в Российской Федерации включает в себя:
- 2. Предмет и метод правового регулирования
- В структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:
- Метод правового регулирования
- К элементам метода правового регулирования
- Два основных вида методов правового регулирования:
- Императивный метод
- Диспозитивный метод
- Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов
- 1. Система законов:
- 2. Система подзаконных нормативных правовых актов:
- 2. Предметная (отраслевая) труктура системы нормативных правовых актов включает в себя акты по видам общественных отношений:
- Классификатор правовых актов
- 3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов включает в себя
- 2. Систематизация нормативных актов
- Виды систематизации нормативных правовых актов:
- Кодификация — это
- Инкорпорация – это
- Инкорпорация — это
- Консолидация — это
- Консолидация — это
- 3. Действие нормативных правовых актов:
- 3.1. Действие нормативных правовых актов во времени определяется:
- 1. Сроки вступления нормативного правового акта в юридическую силу:
- 2. Условия утраты юридической силы нормативного правового акта:
- 3. Условия обратной юридической силы нормативного правового акта
- Условия:
- Часть 2 статьи 10 Уголовного кодекса рф (обратная сила уголовного закона),
- 3.2. Действие нормативных правовых актов в пространстве
- 3.3. Действие нормативных правовых актов по субъектам права определяется:
- Вопросы:
- К признакам правовых отношений в.К. Бабаев относит то, что:
- Особенности правового отношения
- Классификация (виды) правовых отношений
- 2. Структура правового отношения: субъекты, содержание и объекты правовых отношений На примере договора купли – продажи
- Понятие субъектов правовых отношений
- Виды субъектов правовых отношений
- Виды субъектов правовых отношений:
- Физическое лицо
- Состав правосубъектности физического лица:
- Правоспособность физического лица
- Виды правоспособности физического лица
- 2) Отраслевая правоспособность – способность физического лица иметь права и обязанности, предусмотренные нормативными правовыми актами, регламентирующие отношения определенного рода (вида)
- Права и обязанности сторон в земельном праве
- Земельный кодекс российской федерации
- Права и обязанности субъектов в лесном праве
- Лесной кодекс российской федерации
- Права и обязанности лиц в водном праве
- Водный кодекс российской федерации
- Глава 3. Договор водопользования. Решение о предоставлении водного объекта в пользование
- Права и обязанности сторон в воздушном праве
- Права и обязанности субъектов в жилищном праве
- Правила пользования жилыми помещениями
- Права и обязанности субъектов в административном праве
- Кодекс российской федерации об административных правонарушениях
- Раздел I. Общие положения
- Глава 1. Задачи и принципы законодательства об административных правонарушениях
- 4) Ограниченная правоспособность – ограничение прав и обязанностей физического лица на основании требований закона
- 1. Никто не может быть ограничен в правоспособности иначе, как в случаях и в порядке, установленных законом. Правоспособность физических лиц может быть ограничена
- При этом не могут быть ограничены права и свободы, предусмотренные статьями
- 53 (Право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц),
- Статья 56 Конституции рф
- 2. Чрезвычайное положение на всей территории Российской Федерации и в ее отдельных местностях может вводиться при наличии обстоятельств и в порядке, установленных федеральным конституционным законом.
- 3. Не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (часть 1), 24, 28, 34 (часть 1), 40 (часть 1), 46 - 54 Конституции Российской Федерации.
- Перечень
- Виды дееспособности физического лица
- 2) Частичная (относительная) дееспособность физического лица (ст. 26 гк рф)
- 3) Ограниченная дееспособность физического лица (ст. 22 гк рф)
- Понятие юридического лица
- § 1. Основные положения
- Классификация (виды) юридических лиц:
- 1) По цели создания юридического лица:
- 2) По отношению к публичной власти:
- 3) По организационной правовой форме своей деятельности:
- 3) По организационной правовой форме своей деятельности:
- 4) В зависимости от того, какие права сохраняют его учредители (участники) в отношении этого юридического лица или его имущества, юридические лица делятся на:
- Правовые свойства юридического лица
- Понятие и виды субъектов международного права
- Содержание субъективного юридического права
- Содержание субъективной юридической обязанности:
- Г) объекты правовых отношений
- Подраздел 3. Объекты гражданских прав
- Глава 7. Ценные бумаги
- Глава 8. Нематериальные блага и их защита
- Объекты, свободный товарооборот которых ограничен в правовых отношениях
- Указ президента российской федерации о государственной программе приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации
- Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в российской федерации
- 1. Введение
- 2. Классификация объектов и предприятий по возможности их приватизации
- 2.1.12. Предприятия по изготовлению государственных знаков.
- 2.1.24. Объекты и предприятия Федерального управления почтовой связи при Министерстве связи Российской Федерации.
- 2.1.31. Объекты физической культуры и спорта, используемые для подготовки сборных команд страны.
- 2.1.35. Предприятия, занятые разработкой и производством шифротехники.
- 2.1.38. Федеральные автомобильные дороги общего пользования и организации, осуществляющие их содержание.
- 2.1.42. Крематории и кладбища.
- 2.1.44. Метрополитен.
- 5. Способы приватизации и льготы, предоставляемые при приватизации
- Юридические факты Понятие юридических фактов
- Виды юридических фактов
- По характеру наступающих юридических последствий:
- Правообразующие юридические факты
- Правоизменяющие юридические факты
- Правопрекращающие юридические факты
- По связи с волей участников правоотношений
- Действия
- Юридический акт
- Юридический поступок
- События
- Относительные события
- Абсолютные события
- Фактический (юридический) состав
- Тема №19: Реализация норм права
- 1. Понятие и формы (способы) реализации норм права
- 2. Применение норм права Понятие реализации норм права
- Формы (способы) реализации норм права
- Исполнение норм права –
- Использование норм права –
- Соблюдение норм права –
- 2. Применение норм права
- Применение норм права необходимо
- Стадии (этапы) применения норм права:
- Б) определить количество и объем юридически значимых для дела фактов.
- Требование относимости юридических фактов
- Требование допустимости юридических фактов
- Требование полноты юридических фактов
- Требование доказанности юридических фактов
- 2) Выбор и анализ правовой нормы, подлежащей применению, а также юридическая квалификация фактических обстоятельств дела
- 3) Принятие решения по юридическому делу и его документальное оформление
- Акт применения норм права – это
- А) вводная часть
- Б) описательная часть (констатирующая часть)
- В) мотивировочная часть
- Г) резолютивная часть
- А) вводная часть решения суда по гражданскому делу должна содержать:
- Тема №20: Толкование норм права
- 1. Понятие, необходимость и значение толкования норм права
- Структура процесса толкования норм права
- Необходимость толкования норм права обусловлена рядом причин:
- Значение толкования норм права:
- 2. Способы толкования норм права
- Виды способов толкования норм права:
- 1. Филологический способ толкования норм права – это совокупность
- 2. Логически способ уяснения
- Выводы по аналогии нормы права
- Выводы от противного (основан на логическом законе противоречия)
- Логическое доведение смыслового содержания нормы права до абсурда
- 2. Значительный ущерб гражданину в статьях настоящей главы определяется с учетом его имущественного положения, но не может составлять менее двух тысяч пятисот рублей.
- 4. Крупным размером в статьях настоящей главы признается стоимость имущества, превышающая двести пятьдесят тысяч рублей, а особо крупным - один миллион рублей.
- 3. Систематический способ
- Правила систематического толкования:
- Б) если определение понятия термина содержится в нормах конкретного правового института, то он имеет такое же значение ко всем нормам этого института.
- 4. Историко-политический способ толкования норм права – это
- Ограничительное толкование норм права
- 4. Виды толкования норм права по субъектам
- Официальное толкование норм права – это
- Нормативное толкование –
- Нормативное толкование норм права подразделяется на:
- Неофициальное толкование норм права
- Виды (формы) социального сознания:
- 3. Понятие, структура и виды правовой культуры.
- Социальная культура –
- Структура социальной культуры.
- Виды (формы) социальной культуры:
- Поведение человека – это
- Правомерное поведение – это:
- Виды правомерного поведения:
- 2. Понятие и виды правонарушения.
- Свойства (признаки) правонарушения:
- Классификация (виды) правонарушений
- Виды проступков:
- 1) Дисциплинарный проступок – это
- Дисциплинарные проступки можно подразделить на:
- 1.1. Трудовой дисциплинарный проступок работника (сотрудника) - это
- 1.2. Служебные дисциплинарные проступки:
- 1.3. Воинский дисциплинарный проступок военнослужащего – это
- 2. Административное правонарушение – это
- Виды административных правонарушений:
- 3. Гражданско-правовые проступки – это
- Виды гражданских правонарушений:
- 4. Конституционные проступки – это
- Виды конституционных проступков:
- Преступление
- Классификация (виды) преступлений.
- 3. Состав правонарушения.
- Структура состава правонарушения:
- Субъект правонарушения – это
- Объект правонарушения – это
- Объектами противоправных посягательств могут быть:
- Виды умысла:
- 1) Нематериальными формами международной юридической ответственности, по мнению авторов, являются:
- 2) Материальными формами международной юридической ответственности, по мнению авторов, являются:
- Формы конституционной ответственности
- Федеральный закон
- Дисциплинарная ответственность
- Дисциплинарный устав вооруженных сил российской федерации
- Трудовой кодекс
- Кодекс об административных правонарушениях
- Глава 14. Особенности уголовной ответственности
- 2. Понятие и виды государственного принуждения.
- Глава 15. Принудительные меры медицинского характера
- Глава 8. Обстоятельства, исключающие преступность деяния
- Правовые основания освобождения от юридической ответственности
- Глава 11. Освобождение от уголовной ответственности
- Глава 12. Освобождение от наказания
- Глава 13. Амнистия. Помилование. Судимость