logo search
Administrativnoe_pravo_Ukrainy_Uchebnik

43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией

Принятие Конституции Украины, вступление Украины в Совет Европы, принятие Комплексной целевой программы борьбы с преступностью ставят принципиально новые задачи, требуют новых форм и методов работы органов юстиции и судов и, таким образом, начинают новый этап проведения правовой реформы и развития государства на основах верховенства права, защиты прав и свобод человека, гарантирования их осуществления.

Важнейшей задачей государства является возвращение утраченного уважения граждан к закону как к инструменту охраны их прав и свобод, возрождение в них надежды и веры в справедливость права, и правосудие и юристы должны помочь в этом государству и обществу.

Прокуроры и адвокаты, юристы предприятий и учреждений, нотариусы и судьи, работники правоохранительных органов — от

1 Відомості Верховної Ради України. — 1992. — № 15.

2 Там же.— 1992. — № 29.

843

>>>844>>>

любого из них зависит, будут ли воспринимать Украину как правовое государство на международном уровне, сформируется ли в Украине гражданское общество как самостоятельный элемент политической системы, Связанный с государством, будет ли вообще проведена правовая реформа, стимулирующая развитие государства на основах верховенства права, защиты прав и свобод человека.

Обеспечение этих принципов невозможно без реформирования правовой системы страны вообще, и первым шагом в этом направлении является реформирование системы Министерства юстиции Украины. Это нашло свое отображение в Указе Президента Украины от 18 сентября 1996 г., который утвердил Положение «О Министерстве юстиции Украины» (с изменениями и дополнениями от 30 декабря 1997 г., от 15 сентября 1998 г., от 9 февраля 1999 г. и от 31 июля 2000 г.), которое, согласно международным принципам и демократическим основам общества, определило Министерство юстиции Украины как базовое государственное законотворческое учреждение, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины.

Минюст Украины в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины, законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, Положением о Министерстве юстиции Украины.

Министерство, в установленном порядке в границах своих полномочий, решает вопросы, которые вытекают из общепризнанных норм международного права и международных договоров Украины, согласие на обязательность которых дала Верховная Рада Украины.

В Украине происходят необратимые процессы формирования гражданского общества и построения демократического, социально ориентированного правового государства с рыночной экономикой. Социально-экономические трансформации в государстве послужили причиной необходимости реформирования всех сфер его жизнедеятельности, которая должна происходить исключительно в правовом поле, в границах закона.

Осуществление в Украине рыночных преобразований обусловило необходимость кардинальных изменений приоритетов в деятельности Минюста Украины, значительного расширения его полномочий.

Ныне деятельность Министерства юстиции Украины осуществляется лишь по функциональному принципу, что приближает Министерство юстиции Украины, в соответствии с его ролью и функциями, к аналогичным министерствам европейских стран.

На протяжении последних лет для Минюста были определены новые задачи, зафиксированные в Положении «О Министерстве юстиции Украины» от 18 сентября 1996 года с последующими изменениями и дополнениями, сделанными в 1997, 1998,1999, 2000 гг.

В соответствии с Положением Министерство юстиции Украины является ответственным за организацию осуществления го-

844

>>>845>>>

сударственной политики, ее формирование и реализацию с целью обеспечения прав и свобод граждан1.

Основными задачами Министерства юстиции Украины являются:

— подготовка предложений относительно проведения в Украине правовой реформы, содействие развитию правовой науки;

— обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина в определенной сфере;

подготовка предложений относительно усовершенствования законодательства, его систематизация, разработка проектов нормативно-правовых актов и международных договоров Украины по правовым вопросам, проведение правовой экспертизы проектов нормативно-правовых актов, государственная регистрация нормативно-правовых актов, ведение Единого государственного реестра таких актов; планирование по предложениям других центральных органов исполнительной власти законопроектной работы и работы по адаптации законодательства Украины к законодательству Европейского Союза, координация нормотворческой деятельности центральных органов исполнительной власти и контроль за осуществлением такой деятельности; - обеспечение реализации государственной правовой политики, государственной политики по вопросам гражданства, межнациональных и миграционных отношений и др. Согласно новому Положению о Министерстве юстиции Украины, оно имеет дополнительные функции, в частности:

— ведет Единый государственный реестр нормативно-правовых актов, предоставляет информацию из базы данных этого реестра;

— координирует работу по проведению судебной реформы;

— осуществляет, в установленном законодательством порядке, мероприятия по организационному и материально-техническому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции (кроме Верховного Суда Украины и арбитражных судов) и социальной защите работников судов;

— организовывает экспертное обеспечение правосудия, формирует государственный заказ на научно-исследовательские работы в области судебной экспертизы, направляет и контролирует деятельность подведомственных научно-исследовательских институтов судебных экспертиз, координирует работу соответствующих государственных органов по вопросам развития судебной экспертизы, осуществляет лицензирование судейско-экспертной деятельности и ее контроль, ведет реестр аттестованных судебных экспертов;

1Офіційний вісник України. — 1998. — № 2. — Ст. 20.

845

>>>846>>>

— организовывает ведение делопроизводства в судах (кроме Верховного Суда Украины и арбитражных судов);

— обеспечивает ведение судебной статистики;

— организовывает в порядке, установленном законодательством Украины, своевременное, полное и непредубежденное принудительное выполнения решений судов и других органов (должностных лиц), выполнение которых возложено на государственных исполнителей и др.

С целью четкого выполнения возложенных на Министерство юстиции Украины задач и функций ему предоставлено право:

— привлекать ученых, специалистов центральных и местных органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций (по согласованию с их руководителями) для рассмотрения вопросов, относящихся к его компетенции;

— образовывать, в случае необходимости, по согласованию с другими заинтересованными центральными органами исполнительной власти, в границах своей компетенции, комиссии и экспертные группы, привлекать на договорной основе специалистов для подготовки проектов актов законодательства, осуществления их экспертизы и предоставления консультаций;

— получать в установленном законодательством порядке безвозмездно от министерств, других центральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления информацию, документы и материалы, а от органов статистики — статистические данные для выполнения возложенных на него задач;

— созывать в установленном порядке совещания по вопросам, относящимся к его компетенции.