44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
Деятельность Министерства иностранных дел Украины регулируется Положением «О Министерстве иностранных дел Украины», утвержденном Указом Президента Украины от 3 апреля 1999 г. с изменениями, дополнениями, внесенными Указом Президента Украины от 14 сентября 2000 года1.
Согласно п. 1 Положения «О Министерстве иностранных дел Украины» в редакции Указа Президента Украины от 3 апреля 1999 года Министерство иностранных дел Украины (МИД Украины) как центральный орган исполнительной власти является главным (ведущим) органом в системе центральных органов исполнительной власти по обеспечению реализации государственной политики в сфере внешних отношений Украины и координации мероприятий в этой сфере.
В своей деятельности Министерство иностранных дел Украины руководствуется Конституцией Украины, законами Украины,
1 Офіційний вісник України. — 2000. — № 38. — С.1613.
861
>>>862>>>
актами Президента Украины, Кабинета Министров Украины, международными договорами Украины, а также этим Положением. Данное Положение определяет главные задачи Министерства иностранных дел Украины, которыми являются:
— участие в обеспечении национальных интересов и безопасности Украины путем поддержания мирного и взаимовыгодного сотрудничества с членами международного сообщества;
— содействие обеспечению стабильности международного положения Украины, подъему ее международного авторитета, распространению в мире образа страны как надежного и предвиденного партнера;
— обеспечение реализации государственной политики по вопросам интеграции Украины в Европейский Союз в сфере внешней политики и безопасности;
— создание благоприятных условий для укрепления независимости, государственного суверенитета, экономической самостоятельности и сохранения территориальной целостности Украины;
— обеспечение, в соответствии с предоставленными полномочиями, целостности и согласованности внешнеполитического курса Украины;
— защита прав и интересов граждан и юридических лиц Украины за границей;
— содействие развитию связей с зарубежными украинскими гражданами и предоставление этим общинам поддержки и защиты, согласно нормам международного права и действующего законодательства Украины.
Вместе с выполнением главных задач на Министерство иностранных дел возложены и другие задачи в сфере внешнеполитических связей, а также руководством собственными органами.
Согласно возложенным на него задачам Министерство иностранных дел:
— принимает участие в осуществлении внешнеполитической деятельности государства;
— разрабатывает предложения относительно основ внешних отношений и в установленном порядке представляет их Президенту Украины;
— разрабатывает и представляет Президенту Украины и Кабинету Министров Украины предложения относительно инициатив международного характера и мероприятий, направленных на повышение эффективности сотрудничества Украины с иностранными государствами и международными организациями;
— вносит в установленном порядке на рассмотрение Президенту Украины, Кабинету Министров Украины предложения относительно разработки проектов законодательных и
862
>>>863>>>
иных нормативно-правовых актов по вопросам внешней политики и дипломатической службы;
— разрабатывает и представляет Президенту Украины и Кабинету Министров Украины предложения относительно реализации государственной политики по вопросам интеграции Украины в Европейский Союз, в сфере внешней политики и безопасности проводит соответствующие мероприятия и координирует мероприятия, осуществляемые органами исполнительной власти в этой сфере;
— разрабатывает и вносит Президенту Украины предложения относительно признания иностранных государств, установления дипломатических отношений с иностранными государствами;
— проводит работу относительно повышения роли международного права в международных отношениях;
— оказывает содействие расширению политических, экономических, научно-технических, культурных, гуманитарных и иных связей Украины с иностранными государствами и международными организациями;
— оказывает содействие во взаимодействии органов исполнительной власти с органами законодательных и судебных властей в части осуществления ими внешних отношений и соблюдения международных обязательств Украины;
— вносит в установленном порядке предложения относительно заключения международных договоров Украины, прекращения, остановки их действия, в том числе вместе с иными центральными органами исполнительной власти, а также согласовывает представление таких предложений министерствами и иными органами исполнительной власти;
— принимает участие в приведении национального законодательства Украины в соответствие с его международными обязательствами и готовит выводы и предложения относительно проектов законов, иных нормативно-правовых актов по вопросам внешнеполитической деятельности, международных отношений;
— оформляет или по доверенности Кабинета Министров Украины в установленном порядке предоставляет полномочия на заключение международных договоров, а также на участие в работе международных организаций и пр.
В систему Министерства иностранных дел Украины входят:
— дипломатические представительства;
— консульские учреждения;
— постоянные представительства Министерства иностранных дел Украины;
— учреждения и организации, связанные с подготовкой, переподготовкой, повышением квалификации кадров.
863
>>>864>>>
Структура Министерства иностранных дел, кроме руководства Министерства, включает в себя:
— послов по особым поручениям и главных советников;
— региональные управления;
— функциональные управления;
— административно-технические управления.
Министерство иностранных дел Украины возглавляет Министр, которого назначает на должность и освобождает от должности Президент Украины в установленном законодательством порядке.
Министр подчиняется непосредственно Президенту Украины по вопросам, относящимся к конституционным полномочиям Президента Украины.
Он имеет заместителей, которые назначаются на должности и освобождаются с должностей согласно законодательству Украины. Обязанности между заместителями распределяет Министр.
Заместители Министра выполняют по доверенности Министра отдельные его функции и замещают Министра в случае его отсутствия или невозможности выполнять им свои полномочия.
Министр иностранных дел Украины:
— осуществляет управление в сфере внешних отношений Украины, направляет и координирует деятельность иных органов исполнительной власти по вопросам, отнесенным к его ведению;
— осуществляет руководство Министерством иностранных дел Украины, его представительствами на территории Украины, Дипломатической академией при Министерстве иностранных дел Украины, иными учреждениями и организациями, относящимися к сфере его управления, а также обеспечивает руководство дипломатическими представительствами Украины за границей, консульскими учреждениями Украины за границей, представительствами Украины при международных организациях;
— присваивает дипломатические ранги советника первого класса, советника второго класса, первого секретаря первого класса, первого секретаря второго класса, второго секретаря первого класса, второго секретаря второго класса, третьего секретаря, атташе и осуществляет иные полномочия, предусмотренные законодательством.
Для согласованного решения самых важных вопросов, относящихся к компетенции Министерства иностранных дел Украины, а также для определения основных направлений его деятельности, в Министерстве иностранных дел Украины образовывается коллегия в составе Министра (председатель коллегии), заместителей Министра по должности, иных руководящих работников Министерства иностранных дел Украины и ректора Дипломатической академии при Министерстве иностранных дел Украины.
864
>>>865>>>
Членов коллегии утверждает и освобождает от обязанностей Кабинет Министров Украины по представлению Министра. Решения коллегии проводятся в жизнь приказами Министерства иностранных дел Украины.
При Министерстве иностранных дел Украины действует Дипломатическая академия, устав которой утверждается Кабинетом Министров Украины.
Для рассмотрения научных рекомендаций и иных предложений относительно главных направлений развития внешней политики Украины, обсуждения и изучения самых важных международных проблем и иных вопросов в Министерстве иностранных дел Украины может образовываться Научный совет из высококвалифицированных специалистов и ученых. Состав Научного совета и положения о нем утверждает Министр.
Министерство иностранных дел Украины осуществляет свои полномочия непосредственно и через дипломатические представительства Украины за границей, консульские учреждения Украины за границей, представительства Украины при международных организациях, представительства Министерства иностранных дел Украины на территории Украины, организации и учреждения, относящиеся к сфере его управления.
Министерство иностранных дел Украины при выполнении возложенных на него задач взаимодействует с иными центральными и местными органами исполнительной власти и Советом министерств Автономной Республики Крым, органами местного самоуправления, объединениями граждан, а также с соответствующими органами иных государств.
Министерство иностранных дел, в границах своих полномочий и согласно действующему законодательству, издает приказы, организовывает и контролирует их выполнение, а в случае необходимости издает вместе с иными центральными органами общие акты.
К центральным государственным органам внешних отношений относятся также и иные министерства и ведомства (государственные комитеты), которые по роду своей деятельности непосредственно причастны к межгосударственным отношениям. В Украине, например, таким ведомством является Министерство внешнеэкономических связей и торговли. Ему, в частности, поручено формировать состав торгово-экономических миссий, которые действуют непосредственно в составе дипломатического представительства Украины за границей. В налаживании международных связей активное участие принимают также Министерства связи, гражданской авиации, культуры, внутренних дел, обороны, экономики, науки и тому подобное. Они не в равной степени задействованы в межгосударственных отношениях, но как раз они составляют систему государственных органов внешних сношений.
865
>>>866>>>
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856