43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
Одной из новых функций Министерства юстиции Украины является представление интересов Украины во время рассмотрения дел судами Украины и судами иностранных государств, международными судебными органами и организациями; подготовка материалов к рассмотрению дел в Конституционном Суде Украины.
Одной из наиболее сложных и важных функций Министерства юстиции и его органов на местах является организационное и материально-техническое обеспечение судов общей юрисдикции. На Министерство юстиции возложена также функция экспертного обеспечения правосудия.
С этой целью министерством решаются организационно-правовые, научно-методические и информационно-технические проблемы проведения научных разработок в области судебной экспертизы и экспертных исследований по делам, которые находятся в производстве органов дознания, предварительного следствия и суда.
Одной из главных задач Минюста является осуществление судебного администрирования. Так, министерством разработаны Инструкция, которая будет оказывать содействие упорядочению подготовки и оформления судебных дел и документов суда для сохранения в архивах; Методические рекомендации судьям Украины; Памятка секретарю судебного заседания относительно
851
>>>852>>>
рассмотрения уголовных дел; Памятка о порядке принятия исковых материалов и подготовки дел к рассмотрению. С 1 сентября 2000 года с участием Минюста была внедрена компьютерная программа делопроизводства в суде, которая призвана значительно облегчить работу судебных работников. Разрабатываются мероприятия по внедрению новых форм подготовки работников суда.
С целью обеспечения своевременного, полного и непредубежденного выполнения решений судов и других органов согласно законам Украины и выполнения Законов Украины «О государственной исполнительной службе»1и «Исполнительное производство» в структуре центрального аппарата создан Департамент государственной исполнительной службы2. Государственная исполнительная служба призвана осуществлять выполнение решений судов и других органов согласно законам Украины. Устранена ситуация, когда суды постановляли решение и сами организовывали их выполнение.
На Минюст возложена организация работы нотариата в Украине: решение важнейших вопросов развития нотариата; координация усилий государственных и частных нотариусов, создание правовых оснований для внедрения единой системы нотариата и повышение качества правовой помощи организациям, гражданам с целью защиты их прав и законных интересов.
Главными задачами нотариальной службы является:
— охрана прав и законных интересов граждан, юридических лиц и государства, их собственности путем осуществления определенных нотариальных действий;
— профилактика правонарушений;
— укрепление законности.
Правовые основы организации и деятельности нотариальной службы закреплены Законом Украины от 2 сентября 1993 г. «О нотариате»3.
В соответствии с этим Законом совершение нотариальных действий в Украине возлагается на государственных и частных нотариусов. В населенных пунктах, где нет государственного или частного нотариуса, определенные нотариальные действия осуществляют должностные лица исполнительных комитетов сельских, поселковых и городских советов. За границей выполнения нотариальных действий возложены на консульские учреждения Украины.
Руководство государственными нотариальными конторами осуществляет Министерство юстиции Украины по вопросам дислокации нотариальных контор, организации их работы, подбора и
1 Відомості Верховної Ради України. — 1998. — № 36—37. — Ст.243.
2 Урядовий кур'єр. — 1998. — 30 квітня. — № 82—83.
3 Відомості Верховної Ради України. — 1993. — № 39. — Ст. 383.
852
>>>853>>>
размещения работников, повышения их квалификации. На Министерство юстиции Украины возложены вопросы открытия и ликвидации государственных нотариальных контор. Органы юстиции на местах утверждают штаты нотариальных контор и осуществляют организующее влияние на деятельность частных нотариусов, выдают и аннулируют регистрационные удостоверения, оказывают содействие выделению им помещений, предоставлению льгот по получению арендной платы. Министерство юстиции Украины разрабатывает и выдает акты, рекомендации и разъяснения по вопросам организационного и методического обеспечения деятельности нотариусов. Так, Минюстом Украины утверждены обязательные для всех нотариусов Правила ведения нотариального делопроизводства1, Инструкция о порядке совершения нотариальных действий нотариусами Украины2и ряд других ведомственных актов, которые регулируют их деятельность.
При Главном управлении юстиции в АРК, управлениях юстиции областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций действует квалификационная комиссия нотариата, которая имеет полномочия по принятию по результатам испытаний решения о возможности или невозможности допуска лица к нотариальной деятельности. Контроль за деятельностью квалификационных комиссий осуществляет Высшая квалификационная комиссия3при Министерстве юстиции Украины.
На должность государственного нотариуса, приказами начальников управлений юстиции областей и главного управления юстиции в АРК4, назначаются граждане Украины, которые имеют высшее юридическое образование и прошли стажировку, сдали экзамены и получили свидетельство5о праве занятия нотариальной деятельностью.
Нотариусы, исполняющие свои профессиональные обязанности, являются независимыми и руководствуются только законом.
Взаимоотношения органов юстиции и адвокатуры являются специфическими и характеризуются тем, что адвокатура — общественная организация, которая действует на основах самоуправления, самостоятельно решая все свои внутренние вопросы. Правовое положение адвокатуры, ее задачи, права и обязанности закреплены Законом Украины от 19 декабря 1992 г. «Об адвокатуре»6.
1 ПравоУкраїни. — 1994. — № 3—4. — С.138.
2 Бюлетень законодавства і юридичної практики України. — 1994. — № 6. — С165.
3 ЗПУ України. — 1994. — № 6. — С. 156.
4 Бюлетень законодавства і юридичної практики України. — 1994. — № 6. — С52.
5 Там само. — 1994. — № 6. — С55.
6 Відомості Верховної Ради України. — 1993. — № 9. — Ст. 62.
>>>854>>>
Адвокатура — является добровольным, профессиональным гражданским объединением, призванным оказывать содействие защите прав, свобод и представлять законные интересы граждан Украины, иностранных граждан, лиц без гражданства, юридических лиц, предоставлять им другую юридическую помощь. Адвокат имеет право заниматься адвокатской деятельностью индивидуально, объединяться с другими адвокатами в коллегии, адвокатские фирмы и прочие адвокатские объединения. Несмотря на то, что адвокатура самостоятельно решает все свои вопросы, организующее влияние на его деятельность оказывают органы юстиции, регистрирующие адвокатские коллегии, фирмы, конторы и прочие адвокатские объединения. Министерство юстиции Украины обеспечивает финансирование работы адвокатов за счет государства в случае участия адвоката в уголовном деле и при освобождении граждан от оплаты юридической помощи; обобщает статистическую отчетность об адвокатской деятельности; оказывает содействие проведению мероприятий по повышению профессионального уровня адвокатов.
Представитель Министерства юстиции Украины входит в состав Высшей квалификационной комиссии адвокатуры при Кабинете Министров Украины, которая принимает участие в определении уровня профессиональных знаний лиц, намеренных заниматься адвокатской деятельностью, и в решении вопросов о дисциплинарной ответственности адвокатов.
Образование единой системы органов регистрации актов гражданского состояния1даст возможность проводить единую государственную политику, направленную на соблюдение законности, защиту прав и законных интересов граждан и государства.
Система органов регистрации актов гражданского состояния подчинена органам юстиции. Это обеспечивает действенный контроль за работой отделов регистрации актов гражданского состояния, дает возможность уделить больше внимания качественному отбору кадров работников, повышению их деловой квалификации, которая, в свою очередь, будет оказывать содействие надлежащему правовому обслуживанию граждан.
Министерство юстиции Украины осуществляет согласно законодательству легализацию всеукраинских объединений граждан, регистрацию политических партий, международных общественных организаций, отделений, филиалов, представительств и других структурных ячеек общественных (неправительственных) организаций иностранных государств в Украине, контролирует соблюдение ими положений их уставов.
В условиях развития правового демократического государства постоянного усовершенствования требуют вопросы правовой работы. В формировании правовой культуры юридических лиц при-
1Відомості Верховної Ради України. — 1994. — № 14. — Ст. 79.
854
>>>855>>>
нимают участие органы исполнительной власти, общественные организации. Однако в этой сфере деятельности роль Минюста определилась как деятельность центра по организации, координации и методическому обеспечению.
Особое значение проблема увеличения объемов правовой работы приобретает на современном этапе развития рыночных отношений в экономике. Поэтому Минюст ведет свою работу в таких направлениях:
— организация и координация выполнения функциональных обязанностей органами юстиции всех уровней по проведению правовой работы на предприятиях и в организациях, с постепенным увеличением ее объемов;
— организация межхозяйственного юридического обслуживания;
— предоставление платных услуг юридическим лицам, основанным на государственной форме собственности;
— методическое обеспечение правовой работы;
— широкое использование средств массовой информации для освещения вопросов правовой работы.
Правовая реформа предусматривает формирование правовой культуры украинского общества, а это означает, в первую очередь, повышение уровня правового образования и проведение на территории государства правовой информатизации. Министерство активно учреждает в средствах массовой информации постоянно действующие рубрики, специальные правовые программы, начинает издание серии брошюр по правовым вопросам, в частности для детей, молодежи и т. п.
Для обеспечения формирования правового мировоззрения у подрастающего поколения Минюстом практикуется проведение разнообразных правовых олимпиад, конкурсов.
Работает Всеукраинский межведомственный координационно-методический совет по правовому образованию населения, который предоставляет рекомендации относительно практического планирования и проведения мероприятий по правовому просвещению.
Территориальным управлением юстиции присылаются методические материалы. і
Согласно постановлению коллегии от с 22.03.2000 года №12 «О работе территориальных управлений юстиции по рассмотрению обращений граждан, правовому информированию населения и решению задач относительно его улучшения» по местному радио проходят еженедельные личные выступления начальников управлений юстиции.
Областными управлениями юстиции, совместно с облгосадми-нистрациями, созданы «общественные приемные» для предоставления населению бесплатных юридических консультаций.
855
>>>856>>>
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856