33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
На современном этапе социально-экономического развития нашего общества образование становится приоритетным направлением государственной политики Украины.
Ст. 53 Конституции Украины закрепила право граждан на образование. Полное общее среднее образование объявлено обязательным. Государство взяло на себя обязанность обеспечивать доступность и безвозмездность дошкольного, полного общего среднего, профессионально-технического, высшего образования в государственных и коммунальных учебных заведениях; развитие дошкольного, полного общего среднего, внешкольного, профессионально -технического, высшего и последипломного образования разных форм обучения; предоставление государственных стипендий и льгот ученикам и студентам. Граждане имеют право безвозмездно получить высшее образование в государственных и коммунальных учебных заведениях на конкурсной основе. Гражданам, принадлежащим к национальным меньшинствам, согласно закону гарантируется право на обучение на родном языке или на изучение родного языка в государственных и коммунальных учебных заведениях, или через национальные культурные общества.
Статья 4 Закона Украины «Об образовании» провозгласила, что Украина признает образование приоритетной сферой социально-экономического, духовного и культурного развития общества. Государственная политика в сфере образования определяется Верховной Радой Украины согласно Конституции Украины и осуществляется органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
С целью обеспечения реализации единой государственной политики в области образования осуществляется государственный контроль за деятельностью учебных заведений независимо от форм собственности. Государственный контроль проводится центральными и местными органами управления образованием и Государственной инспекцией учебных заведений при Министерстве образования и науки Украины. Положения о центральных государственных органах управления образованием, о Государственной инспекции учебных заведений при Министерстве образования и науки Украины утверждаются Кабинетом Министров Украины.
525
>>>526>>>
Статья 3 Закона Украины «О дошкольном образовании» закрепляет основные принципы государственной политики в сфере дошкольного образования. Так, государство признает приоритетную роль дошкольного образования и создает надлежащие условия для его получения.
Государственная политика в сфере дошкольного образования определяется Конституцией Украины и другими нормативно-правовыми актами и воплощается центральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти Автономной Республики Крым, областных, Киевской и Севастопольской городских государственных администраций, местными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления.
Государство: предоставляет всестороннюю помощь семье в развитии, воспитании и обучении ребенка; обеспечивает доступность и безвозмездность дошкольного образования в государственных и коммунальных дошкольных учебных заведениях в пределах государственных требований к содержанию, уровню и объему дошкольного образования (базового компонента дошкольного образования); проявляет заботу о сохранении и укреплении здоровья, психологического и физического развития детей; оказывает содействие развитию и сохранению сети дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности.
С целью обеспечения реализации единой государственной политики в сфере дошкольного образования осуществляется государственный контроль за деятельностью дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности.
Государственный контроль за деятельностью дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и форм собственности осуществляют специально уполномоченный центральный орган исполнительной власти в области образования и науки, другие центральные органы исполнительной власти, которым подчинены дошкольные учебные заведения, специально уполномоченный орган исполнительной власти по вопросам инспектирования учебных заведений при специально уполномоченном центральном органе исполнительной власти в сфере образования и науки, Совет министров Автономной Республики Крым, областные, Киевская и Севастопольская городские государственные администрации, районные государственные администрации и подчиненные им органы управления, в сфере управления которых находятся дошкольные учебные заведения, органы местного самоуправления.
Основной формой государственного контроля за деятельностью дошкольных учебных заведений независимо от подчинения, типов и формы собственности является государственная аттестация, которая* проводится не реже одного раза в десять лет в порядке, установленном специально уполномоченным центральным
526
>>>527>>>
органом исполнительной власти в области образования и науки. Результаты государственной аттестации дошкольного учебного заведения публикуются.
Внеочередная аттестация проводится, в порядке исключения, лишь по решению Министерства образования и науки Украины по представлению органа общественного самоуправления общеобразовательного учебного заведения или соответствующего органа управления образованием.
Высшее образование — уровень образования, который приобретается лицом в высшем учебном заведении в результате последовательного, системного и целенаправленного процесса усвоения содержания обучения, основывающегося на полном общем среднем образовании, и завершается получением определенной квалификации по итогам государственной аттестации.
Статья 4 Закона Украины «О высшем образовании» закрепила право граждан на высшее образование. Граждане Украины имеют право на получение высшего образования. Граждане Украины имеют право безвозмездно получать высшее образование в государственных и коммунальных высших учебных заведениях на конкурсной основе в пределах стандартов высшего образования, если определенный образовательно-квалификационный уровень гражданин приобретает впервые. Они свободны в выборе формы получения высшего образования, высшего учебного заведения, направления подготовки и специальности. Иностранцы и лица без гражданства, находящиеся в Украине на законных основаниях, имеют право на получение высшего образования, кроме права на получение высшего образования за счет средств Государственного бюджета Украины, местных бюджетов, если другое не установлено международными договорами, согласие на обязательность которых дано Верховной Радой Украины.
Статья 3 Закона Украины «О высшем образовании» определяет основные принципы государственной политики в области высшего образования.
Государственная политика в области высшего образования определяется Верховной Радой Украины.
Государственная политика в области высшего образования основывается на принципах:
— доступности и конкурсности получения высшего образования каждым гражданином Украины;
— независимости получения высшего образования от влияния политических партий, общественных и религиозных организаций;
— интеграции системы высшего образования Украины в мировую систему высшего образования при сохранении и развитии достижений и традиций украинской высшей школы;
— преемственности процесса получения высшего образования;
527
>>>528>>>
— государственной поддержки подготовки специалистов для приоритетных направлений фундаментальных и прикладных научных исследований;
— гласности при формировании структуры и объемов образовательной и профессиональной подготовки специалистов.
Реализация государственной политики в области высшего образования обеспечивается путем:
— сохранения и развития системы высшего образования и повышения его качества;
— повышения уровня образованности граждан Украины, расширения их возможностей для получения высшего образования;
— создания и обеспечения равных условий доступности к высшему образованию;
— предоставления целевых, льготных государственных кредитов лицам для получения высшего образования в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины;
— обеспечения сбалансированной структуры и объемов подготовки специалистов с высшим образованием, которая осуществляется в высших учебных заведениях государственной и коммунальной форм собственности, за счет соответствующих бюджетов, физических и юридических лиц, с учетом потребностей лиц, а также интересов государства и территориальных общин;
— предоставления лицам, обучающимся в высших учебных заведениях, льгот и социальных гарантий в порядке, установленном законодательством;
— надлежащей поддержки подготовки специалистов из числа инвалидов на основе специальных образовательных технологий.
В Основных направлениях социальной политики на период до 2004 года, одобренных Указом Президента Украины от 24 мая 2000 г.1, одним из приоритетов социальной политики определено «создание условий для обеспечения... всестороннего развития образования».
В области образования, в частности, предполагается, что в период до 2004 г. будет осуществляться реформирование образования, разрабатываться и внедряться государственные стандарты образования.
С целью определения стратегии и основных направлений дальнейшего развития образования в Украине Указом Президента Украины от 17 апреля 2002 г. утверждена Национальная доктрина развития образования2.
1 Офіційний вісник України. — 2000. — № 21. — Ст.858.
2 Там же.— 2002. — № 16. — Ст.859.
528
>>>529>>>
Национальная доктрина развития образования состоит из 16 разделов, в которых закрепляются цель, принципы, стратегические направления и гарантии обеспечения реализации государственной политики в сфере образования: I. Общие положения.
II. Цель и приоритетные направления развития образования.
III. Национальный характер образования и национальное воспитание. IV. Стратегия языкового образования. V. Образование — движущая сила развития гражданского общества. VI. Образование и физическое воспитание — основа для обеспечения здоровья граждан. VII. Равный доступ к получению качественного образования. VIII. Непрерывность образования, обучения на протяжении жизни. IX. Информационные технологии в образовании. X. Управление образованием. XI. Экономика образования. XII. Образование и наука. XIII. Подготовка педагогических и научно-педагогических работников. XIV. Социальные гарантии участников учебного процесса. XV. Международное сотрудничество и интеграция в области образования. XVI. Ожидаемые результаты.
Национальная доктрина развития образования (далее — Национальная доктрина) определяет систему концептуальных идей и взглядов на стратегию и основные направления развития образования в первой четверти XXI столетия.
Национальная доктрина развития образования в первом же разделе провозглашает, что образование — основа развития личности, общества, нации и государства, залог будущего Украины. Она является определяющим фактором политической, социально-экономической, культурной и научной жизнедеятельности общества. Образование воссоздает и наращивает интеллектуальный, духовный и экономический потенциал общества. Образование является стратегическим ресурсом улучшения благосостояния людей, обеспечения национальных интересов, укрепления авторитета и конкурентоспособности государства на международной арене.
За годы независимости на основе Конституции Украины определены приоритеты развития образования, создана соответствующая правовая база, осуществляется практическое реформирование отрасли в соответствии с Государственной национальной программой «Образование» («Украина XXI столетия»).
Вместе с тем состояние дел в сфере образования, темпы и глубина преобразований не в полной мере удовлетворяют потребности личности, общества и государства. Глобализация, изменение технологий, переход к постиндустриальному, информационному обществу, утверждение приоритетов постоянного развития, другие, присущие современной цивилизации черты предопределяют развитие человека как главную цель, ключевой показатель и основной рычаг современного прогресса, потребность в радикальной модернизации отрасли, ставят перед государством, обществом задачи обеспечить приоритетность развития образования и науки, первоочередность решения их насущных проблем.
529
>>>530>>>
Актуальной задачей является обеспечение доступности получения качественного образования на протяжении жизни для всех граждан и дальнейшее утверждение его национального характера. Должны постоянно обновляться содержание образования и организация учебно-воспитательного процесса согласно демократическим ценностям, рыночным основам экономики, современным научно-техническим исследованиям. Критическим остается состояние финансирования образования и науки, недостаточным является уровень оплаты труда работников образования и науки. Требуют государственной поддержки дошкольное, общее среднее образование в сельской местности, профессионально-техническое образование, обучение способных и одаренных учеников и студентов, а также детей с особенностями психического и физического развития. Необходимо существенным образом укрепить учебно-материальную базу, осуществить компьютеризацию учебных заведений, внедрить технологии, обеспечить эффективную подготовку и повышение квалификации педагогических и научно-педагогических работников, ввести новые экономические и управленческие механизмы развития образования. Все эти проблемы требуют первоочередного решения.
В Украине должно обеспечиваться ускоренное, опережающее инновационное развитие образования, а также создаваться условия для развития самоутверждения и самореализации личности на протяжении жизни.
Цель государственной политики относительно развития образования, по Национальной доктрине, состоит в создании условий для развития личности и творческой самореализации каждого гражданина Украины, воспитании поколения людей, способных эффективно работать и учиться на протяжении жизни, оберегать и приумножать ценности национальной культуры и гражданского общества, развивать и укреплять суверенное, независимое, демократическое, социальное и правовое государство как неотъемлемую составную европейского и мирового сообщества.
Приоритетными направлениями государственной политики относительно развития образования Национальная доктрина определила:
— личностную ориентацию образования;
— формирование национальных и общечеловеческих ценностей;
— создание для граждан равных возможностей в получении образования;
— постоянное повышение качества образования, обновление его содержания и форм организации учебно-воспитательного процесса;
— развитие системы беспрерывного образования и обучения на протяжении жизни;
530
>>>531>>>
— пропаганду здорового образа жизни;
— расширение украиноязычного образовательного пространства;
— обеспечение образовательных потребностей национальных меньшинств;
— обеспечение экономических и социальных гарантий для профессиональной самореализации педагогических, научно-педагогических работников, повышения их социального статуса;
— развитие дошкольного, внешкольного, общего среднего образования в сельской местности и профессионально-технического образования;
— органическое объединение образования и науки, развитие педагогической и психологической науки, дистанционного образования;
— внедрение образовательных инноваций, информационных технологий;
— совдание индустрии современных средств обучения и воспитания, полное обеспечение ими учебных заведений;
— создание рынка образовательных услуг и его научно-методическое обеспечение;
— интеграцию отечественного образования в европейское и мировое образовательное пространство.
Национальная доктрина выдвигает концепцию усовершенствования управления образованием. Современная система управления сферой образования развивается как государственно-общественная. Она может учитывать региональные особенности, тенденции к возрастанию автономии учебных заведений, конкурентоспособности образовательных услуг.
Первоочередными задачами являются налаживание высокопрофессионального научного, аналитического, информационного сопровождения управленческих решений, преодоление разрозненности административных данных.
Новая модель системы управления сферой образования может быть открытой и демократической. В ней предполагается обеспечение государственного управления с учетом общественной мысли, вследствие чего изменяются нагрузка, функции, структура и стиль центрального и регионального управления образованием.
Модернизация управления образованием предусматривает:
— оптимизацию государственных управленческих структур, децентрализацию управления;
— перераспределение функций и полномочий между центральными и местными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и учебными заведениями;
— переход к программно-целевому управлению;
— объединение государственного и общественного контроля;
531
>>>532>>>
— внедрение новой этики управленческой деятельности, которая базируется на принципах взаимоуважения, положительной мотивации;
— прозрачность разработки, экспертизы, апробации и утверждения нормативно-правовых документов;
— создание систем мониторинга эффективности управленческих решений, их влияние на качество образовательных услуг на всех уровнях;
— организацию экспериментальной проверки и экспертизы образовательных инноваций;
— внедрение новейших информативно-управленческих и компьютерных технологий;
— демократизацию процедуры назначения руководителей учебных заведений, их аттестации;
— усовершенствование механизма лицензирования, аттестации и аккредитации учебных заведений;
— повышение компетентности управленцев всех уровней;
— более широкое привлечение к управленческой деятельности талантливой молодежи, женщин, а также воспитание лидеров в сфере образования.
Реализация Национальной доктрины обеспечит переход к новому типу гуманистически-инновационного образования, оказывающему содействие существенному возрастанию интеллектуального, культурного, духовно-морального потенциала личности и общества.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856