logo search
Lekcii_po_TGP

2.8 Классовая ( экномическая) теория права

Карл Маркс (1818-1883 гг.) – немецкий философ, основоположник диалектического и исторического материализма, автор "Манифеста коммунистической партии" и "Капитала". По его мнению, воля господствующего класса выполняет роль естественного права. Право как мера свободы определяется экономическими отношениями, в которых выражаются социальные нормы, обладающие в силу своей объективной природы общеобязательностью и требующие законодательного закрепления. Правовые нормы возникают на определенном этапе исторического развития, когда образование новых общественных отношений приводит к перераспределению собственности внутри общества, и к ее сосредоточению в руках небольшой части индивидов, то есть в условиях расслоения общества на классы, формирования частной собственности.

Право есть выражение и закрепление воли экономически господствующего класса. Право - это продукт классового общества.

Сущность права в его классовости и материальной обусловленности. Всякое право есть применение одинакового масштаба ко всем людям, которые не равны друг другу. Равное право есть нарушение равенства и несправедливость. Право производно от государства и определяется его волей. Право - это надстройка экономического базиса.

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) (1870-1924 гг.) - российский политик, один из основателей советского государства, автор книги "Государство и революция". В основу появления права положил классово-экономические причины. Право ничто без аппарата, способного принуждать к соблюдению норм права. В праве выражается воля классов, которые держат в руках государственную власть. Ленин делит право на буржуазное, (капиталистическое) и пролетарское (социалистическое). Право при социализме остается как регулятор распределения продуктов и распределения труда между членами общества. Право отмирает полностью, когда в обществе действует правило: от каждого по способностям, каждому по потребностям. Право есть производное от государства.

Право – это возведенная в закон воля господствующего класса, которая определяется характером материальных производственных отношений

Марксистско-ленинское учение в том виде, в каком оно было официальной идеологией советской тоталитарной системы, представляло собой марксистскую доктрину, дополненную результатами теоретических изысканий идеологов большевизма (Ленина, Бухарина, Сталина). Утратив свой официальный характер, марксизм и по сей день остается одним из направлений обществоведения и учения о праве и государстве, нуждаясь, однако, в осмыслении с новых теоретических позиции и с учетом практики его реализации.

К основным чертам марксистско-ленинского учения о праве и государстве можно отнести следующие:

1. Обусловленность генезиса и природы государства и права как надстроечных явлений экономической сферой общества и прежде всего — характером производственных отношений (экономическим базисом общественно-экономической формации). И если не преувеличивать значение данной закономерности, оценивать ее лишь «в конечном счете», то в принципе историко-материалистический подход марксизма к государству и праву является верным.

2. Объяснение происхождения и сущности государства и права расколом общества на антагонистические классы. По Марксу, природа государства и права не могут быть поняты вне контекста борьбы классов. Теоретики большевизма придали этому тезису первостепенное значение. Для них государство — это прежде всего «машина» классового подавления.

3. Идея о применении мер насилия в целях ликвидации «старой организации общества». Эта идея в теории и практике большевизма, как известно, была доведена до крайних форм.

4. Отрицание принципа разделения властей. Идея соединения в одном органе как законодательной, так и исполнительной власти, — один из теоретических постулатов, положенных в основу создания Советского государства.

5. Идея отмирания государства — одна из наиболее важных в марксизме-ленинизме: государство должно исчезнуть вместе с делением общества на классы. При этом праву предстоит отмереть вместе с государством.

6. В целом для марксизма характерны недооценка роли права, тезис об отсутствии у него исторических перспектив, скептическое отношение к идее правового государства. В этой связи многие западные авторы относят марксистское учение о праве даже к числу юридико-нигилистических. Вместе с тем в рамках теории марксизма было высказано и немало теоретически ценных положений о праве и его природе. В частности, оценка права как равного масштаба, применяемого к неравным отношениям.

Таким образом, критически пересматривая марксистско-ленинское учение о праве и государстве, следует сохранить те теоретические положения, которые прошли проверку временем и представляют ценность для современной юридической науки и обществоведения в целом. В первую очередь, это касается общеметодологических принципов и подходов, таких как принцип историзма, принцип диалектики, подход к праву и государству как социальным явлениям, зависимым от материальной жизни общества и его дифференциации на большие социальные группы, и др.

3. ПРАВОПОНИМАНИЕ В РОССИИ