§ 5. Совершенствование законодательных основ размещения ценных бумаг305
В настоящее время IРО в России занимает все еще узкое место рынка ценных бумаг. Многие проблемы не до конца решены, либо это сделано не лучшим образом. Итак, что же необходимо предпринять для того, чтобы выйти из данного положения?
Прежде всего, остановимся на том, что может предложить рынок инвесторам по результатам IРО. На сегодняшний день первичному размещению подлежат лишь эмиссионные ценные бумаги, к которым отнесены акции и облигации. Есть, конечно, еще опционы эмитента, но они остаются пока «экзотикой».
Хорошо известна ситуация на российском рынке акций: крайне ограниченное количество «голубых фишек». Для нас важно, что в сложившихся условиях владельцы этих компаний не готовы и не заинтересованы в разводнении своей доли. Можно сказать, что IРО в секторе «голубых фишек» и индустриальных гигантов является редчайшим исключением. Предыдущая логика развития состояла как раз в обратном - в концентрации капитала. С учетом недооцененности акций и ожидаемого роста их стоимости IРО на рынке акций представляется маловероятным. Ведь, с точки зрении привлечения средств размещения на быстр растущем рынке акций являются невыгодными для первоначальных акционеров, они вынуждены отдавать сторонним инвесторам большую долю собственности (за туже сумму), по сравнению с тем, как это можно будет сделать через 2-3 года. Более того, сегодня наблюдается негативный процесс сокращения числа «голубых фишек», и снижения доли акций в свободном обращении.
Повышения интереса к первичным размещениям в течение ближайших 3—5 лет можно ожидать в секторе средних компаний. Однако собственники могут пойти на этот шаг и выпустить часть акций в свободную продажу только в том случае, если они будут гарантированы от возникновения ситуаций недружественного поглощения. А значит, выпускаемые на рынок пакеты вряд ли будут очень значительными. Во всех случаях перед законодателем остро стоит необходимость урегулирования вопроса недружественных корпоративных действий.
В ближайшие годы рынок IРО прежде всего останется рынком облигаций. Интерес к рынку облигаций активизировал работу законодателей, связанную с описанием новых видов инструментов. В конце 2003 г. принят закон «Об ипотечных ценных бумагах»306, в декабре 2004 года его еще раз уточнили и дополнили важными положениями.
Поправки в закон «Об ипотечных ценных бумагах» относятся к регулированию выпуска облигаций с ипотечным покрытием, а также содержат дополнительные требования к ипотечному покрытию. В законе «Об ипотечных ценных бумагах» предусматривается исключение ипотечного покрытия из конкурсной массы при банкротстве кредитной организации, осуществляющей эмиссию облигаций с ипотечным покрытием.
Это позволит многократно повысить надежность ценных бумаг данного вида. Кроме того, закон предусматривает введение принципа однородности ипотечного покрытия, а также возможность эмиссии нескольких выпусков облигаций под одно покрытие.
В соответствии с законом ипотечное покрытие, залогом которого обеспечивается исполнение обязательств кредитных организаций по облигациям с ипотечным покрытием, не включается в конкурсную массу и используется для удовлетворения требований кредиторов - владельцев облигаций с ипотечным покрытием.
Также в закон вносится определение «жилищной облигации с ипотечным покрытием». Согласно тексту к жилищным облигациям с ипотечным покрытием относятся облигации, все права требования которых обеспечиваются залогом жилых помещений. В дальнейшем такие облигации будут допущены в состав активов пенсионных фондов.
На сегодняшний день российский финансовый рынок остро нуждается в новых финансовых инструментах. Об этом говорят как профессиональные участники, так и эмитенты. Отсутствие перечисленных автором возможностей делает российский финансовый рынок не вполне конкурентоспособным. Ведь западные рынки располагают перечисленными финансовыми инструментами и могут предложить их российским предприятиям для использования за рубежом. В то время как на национальном рынке такие возможности пока отсутствуют.
Для развития рынка облигаций не менее важно снять запрет на выпуск облигаций, которые сегодня установлен в Гражданском кодексе, законах об АО и ООО (ограничение объема эмиссии собственным капиталом или гарантиями третьих лиц). При принятии поправок в закон «Об ипотечных ценных бумагах» были предложены соответствующие поправки в законы об АО и ООО, где предлагалось снять все ограничения. Однако это предложение прошло лишь в усеченном виде. Ограничение снято лишь для облигаций, выпускаемых с ипотечным покрытием. Возможно, такое усечение было связано с тем, что этот вопрос рассматривался в рамках так называемого ипотечного пакета. В то же время, например, в Стратегии развития банковского сектора зафиксирована аналогичная задача - снять ограничения на выпуск облигаций банками.
Важным также является вопрос об упрощении требований к некоторым размещениям, проводимым на бирже или, возможно, с участием финансовых консультантов. Для финансовых организаций, которые были бы готовы осуществлять выпуски на регулярной основе остро стоит вопрос с так называемой shelf-registration (или «полочной регистрацией»), когда проспект ценных бумаг регистрируется сразу на несколько выпусков на 3-5 лет вперед.
Остановимся подробнее на этих вопросах. Тема коммерческих ценных бумаг (биржевых облигаций) обсуждается более 6 лет. Столько лет потребовалось регулятору для подготовки законно проекта и внесения его в правительство. Еще в 2002 г. руководство ФКЦБ сообщило, что разработало поправки к действующему законодательству, регламентирующие выпуск краткосрочных облигаций без госрегистрации. Комиссия представила на согласование в МЭРТ РФ, ФКЦБ РФ и Минюст РФ проект поправок соответствующих к законам «О рынке ценных бумаг», «О защите прав и законных интересов инвесторов» и «О налоге на операции с ценными бумагами».
По упрощенной процедуре (т. е. без государственной регистрации выпуска, проспекта и отчета об итогах выпуска) будут эмитироваться краткосрочные облигации со сроком обращения до одного года. Эти облигации не предоставляют их владельцам иных прав, кроме права на получение номинальной стоимости и фиксированного процента от номинальной стоимости. Выпускать такие облигации смогут наиболее стабильные и крупные российские акционерные общества, акции которых подлежат обязательному допуску к торгам на биржах. При этом было бы целесообразно освобождение выпуска от обложения налогом на операции с ценными бумагами.
Размещение и обращение краткосрочных облигаций предлагается ограничить проведением торгов на организаторах торговли на рынке ценных бумаг. Для допуска краткосрочных облигаций к торгам на организаторах торговли эмитентом составляется проспект облигаций. Допуск к торгам краткосрочных облигаций осуществляется организатором торговли в соответствии с правилами, утвержденными его уполномоченным органом и согласованными с ФКЦБ. При этом организатор торговли, через которого может осуществляться размещение или обращение краткосрочных облигаций, должен осуществлять свою деятельность в форме открытых акционерных обществ.
Другая важная тема - положение финансовых консультантов. Принятые недавно поправки в закон наделали много шума. Пресса много о них писала и преподносила как чуть ли не главное событие. Дискуссия развернулась вокруг вопроса обязателен финконсультант или нет. А. Аксаков считает, что более важным является вопрос об ответственности финконсультанта. Если он серьезно за что-то отвечает, своим именем и ресурсами гарантирует качество выпуска и достоверность сведений, то эмитенты сами придут к нему. А инвесторы будут относиться к подписи финконсультанта как к своеобразному знаку качества. При таком условии можно было бы еще раз вернуться к этой теме и предусмотреть возможность более быстрой регистрации в ФСФР тех выпусков, за качество которых отвечает капитализированный и надежный участник рынка ценных бумаг, например финансовый консультант.
И, наконец, нужно сказать о возможностях введения так называемой «полочной регистрации». Представляется разумным, по мнению А. Аксакова, установить для финансовых организаций (например, для инвестиционных банков, кредитных организаций) особый порядок регистрации условий выпуска и проспекта ценных бумаг.
Речь идет о двухэтапной регистрации (это обычная мировая практика):
- на первом этапе регистрируется долгосрочная Программа эмиссии (на 3-5 лет), в которой содержатся все общие условия выпусков, а также максимальная суммарная номинальная стоимость всех будущих выпусков;
- на втором этапе, при утверждении условий определенного выпуска указываются лишь сведения о конкретных условиях выпуска и особые условия его обращения/погашения выпуска - проценты, срок погашения, обеспечение, если оно есть.
Реализация указанных предложений потребует согласованных изменений целого ряда статей закона «О рынке ценных бумаг». В этой связи важным является привлечение внимания власти и населения к самой отрасли ценных бумаг, к осознанию ее важного значения для экономики в целом.
- Глава 1 корпоративное управление: сущность и значение
- § 1. Сущность и значение корпоративных отношений
- § 2. Субъекты корпоративных отношений
- § 3. Механизмы корпоративного управления
- Враждебное поглощение.
- Конкуренция за доверенности от акционеров.
- Банкротство.
- § 4. Последствия несовершенства корпоративного управления
- Глава 2 устав открытого акционерного общества
- § 1. Общие положения
- § 2. Внесение дополнений и изменений в устав акционерного общества
- Глава 3 права акционеров
- § 1. Общие положения
- § 2. Отдельные права акционеров
- 1. Право голоса
- 2. Право обжалования решений общего собрания
- 3. Права акционеров при ликвидации общества
- 4. Право выкупа акций
- 5. Право на получение информации
- 6. Право на получение дивидендов
- 7. Преимущественные права
- 8. Право на предъявление иска от имени общества
- § 3. Права государства как акционера
- § 4. Реестр акционеров
- Глава 4 общее собрание акционеров
- § 1. Общие положения собрания акционеров (компетенция)
- 1.Виды общих собраний
- 2. Компетенция общего собрания
- § 2. Подготовка к проведению общего собрания
- 1. Формирование повестки дня
- 2. Принимаемые решения
- 3. Составление списка акционеров
- 4. Сообщение о проведении собрания
- 5. Предварительное утверждение годового отчета
- § 3. Проведение годового собрания
- § 4. Внеочередное собрание
- 1. Когда проводится внеочередное собрание
- 2. Порядок подготовки
- 3. Проведение собрания путем заочного голосования
- § 5. Решения общего собрания акционеров
- 1. Решения, для принятия которых необходимо большинство голосов
- 2. Решения, для принятия которых необходимо большинство в ¾ голосов
- 3. Решения, для принятия которых требуется квалифицированное большинство голосов, предусмотренное уставом
- 4. Решения, которые должны приниматься единогласно
- § 6. Обжалование решений общего собрания акционеров
- Глава 5 совет директоров
- § 1. Избрание членов совета директоров
- 1. Информация о кандидатах
- 2. Избрание членов совета директоров
- 3. Избрание членов совета директоров в случае, когда их количество становится менее количества, составляющего кворум
- 4. Прекращение полномочий членов совета директоров
- § 2. Состав совета директоров
- 1. Количественный состав совета директоров
- 2. Кто может стать членом совета директоров
- 3. Квалификация членов совета директоров
- 4. Категории членов совета директоров
- § 3. Компетенция совета директоров
- 1. Общая характеристика
- 2. Полномочия совета директоров в сфере общего руководства деятельностью общества
- 3. Полномочия совета директоров, связанные с правами акционеров
- 4. Полномочия совета директоров, связанные с управлением активами и уставным капиталом
- 5. Полномочия совета директоров, связанные с раскрытием информации и обеспечением прозрачности
- § 4. Порядок работы совета директоров
- 1. Председатель совета директоров и заседания совета директоров
- 2. Заседания совета директоров
- 3. Первое заседание совета директоров
- 4. График проведения заседаний совета директоров
- 5. Кто имеет право требовать созыва заседания совета директоров
- 6. Уведомление членов совета директоров о заседании совета директоров
- 7. Кворум на заседаниях совета директоров
- 8. Порядок участия членов совета директоров в его заседаниях
- 9. Учет письменных мнений
- 10. Протокол заседания совета директоров
- § 5. Обязанности членов совета директоров
- 1. Обязанность проявлять заботливость
- 2. Обязанность соблюдать лояльность
- 3. Доступ членов совета директоров к информации
- § 6. Ответственность членов совета директоров
- § 7. Защита членов совета директоров от ответственности (страхование ответственности)
- § 8. Оценка деятельности совета директоров и его членов
- § 9. Вознаграждение, выплачиваемое членам совета директоров
- Глава 6 контрольно-ревизионные органы компании
- § 1. Ревизионная комиссия
- § 2. Внутренний аудит
- § 3. Аудитор общества (независимый аудитор)
- 1. Когда необходимо проводить аудиторскую проверку
- 2. Права и обязанности аудитора
- 3. Права и обязанности общества
- 4. Назначение аудитора
- 5. Вознаграждение
- 6. Заключение
- 7. Ответственность аудитора общества
- § 4. Комитет по аудиту
- 1. Функции
- 2. Состав комитета по аудиту
- 3. Заседания
- 4. Доступ к информации и ресурсам
- Глава 7 корпоративный секретарь
- § 1. Функции корпоративного секретаря
- § 2. Назначение и освобождение от должности корпоративного секретаря
- § 3. Опыт зарубежных стран по правовому регулированию института корпоративных секретарей
- Глава 8 уставный капитал
- § 1. Общие положения
- § 2. Увеличение уставного капитала общества
- § 3. Уменьшение уставного капитала общества
- § 4. Консолидация и дробление акций
- § 5. Операции с акционерным капиталом (приобретение компанией акций, размешенных компанией)
- § 6. Совершенствование законодательства, регулирующего положения об уставном капитале
- Глава 9
- § 1. Общие положения о дивидендах
- 2. Распределяемая прибыль
- 3. Право на получение дивидендов
- 4. Виды дивидендов
- 5. Формы выплаты дивидендов
- 6. Принятие решения по дивидендам
- 7. Размер дивидендов
- 8. Важность стабильности выплаты дивидендов
- § 2. Порядок объявления и выплаты дивидендов
- § 3. Ограничения на выплату дивидендов
- § 4. Резервный фонд и прочие фонды
- Глава 10 ценные бумаги акционерного общества
- § 1. Типы ценных бумаг акционерного общества
- 1. Акции и облигации
- 2. Первичные и производные инструменты
- 3. Ценные бумаги в документарной и бездокументарной форме
- 4. Опционы эмитента
- § 2. Эмиссия и размещение ценных бумаг
- 1. Принятие решения о размещении ценных бумаг
- 2. Принятие решения о выпуске ценных бумаг
- 3. Утверждение проспекта ценных бумаг
- 4. Размещение ценных бумаг
- § 3. Корпоративные облигации
- § 4. Первичное публичное размещение (ipo)
- § 5. Совершенствование законодательных основ размещения ценных бумаг305
- § 6. Привлечение капитала на международных рынках
- Глава 11 крупные сделки
- § 1. Понятие крупной сделки
- § 2. Определение рыночной стоимости имущества при проведении крупной сделки
- § 3. Порядок одобрения крупной сделки
- § 4. Раскрытие информации о крупных сделках
- § 5. Оспаривание крупных сделок
- § 6. Совершенствование законодательства о крупных сделках
- Глава 12 сделки с крупным пакетом акций
- § 1. Общие положения
- § 2. Приобретение более 30 процентов акций открытого акционерного общества
- Подачу добровольного предложения о приобретении крупного пакета акций.
- Подачу обязательного предложения о приобретении крупного пакета акций.
- 3. Подачу конкурирующего предложения.
- 4. Выкуп акций по требованию акционеров в случае, если Инвестор приобрел долю в 95 %.
- 5. Принудительное приобретение акций по требованию Инвестора, приобретшего 95% акций.
- § 3. Аффилированные лица
- § 4. Защита от поглощения компании
- 1. Основные способы недружественного поглощения
- 2. Предварительные защитные мероприятия
- 3. Защита после инициации поглощения
- 4. Обеспечение интересов акционеров при перераспределении корпоративного контроля
- Глава 13 заинтересованность при совершении обществом сделки
- § 1. Типы заинтересованности / заинтересованные сделки
- § 2. Понятие сделки, в совершении которой имеется заинтересованность
- § 3. Одобрение сделки, в совершении которой имеется заинтересованность – российская и международная практика
- § 4. Раскрытие информации по сделкам, в совершении которых имеется заинтересованность – российская и международная практика
- § 5. Оспаривание сделок, в совершении которых имеется заинтересованность
- § 6. Совершенствование законодательства
- Глава 14 отношения между основным и дочерним обществами
- Глава 15 реорганизация акционерного общества
- § 1. Понятие и основные формы реорганизации
- § 2. Правопреемство в процессе реорганизации акционерного общества
- § 3. Присоединение
- § 4. Слияние
- § 5. Разделение и выделение
- § 6. Процедура преобразования акционерного общества
- § 7. Совершенствование законодательства, регулирующего положения о реорганизации юридических лиц
- Цели и задачи развития корпоративного законодательства
- Состояние корпоративного законодательства в Российской Федерации и проблемы, требующие законодательного регулирования
- Основные направления реформирования корпоративного законодательства
- I. Корпоративные конфликты, их предотвращение и урегулирование Разрешение корпоративных споров
- Государственная регистрация юридических лиц
- Совершенствование системы учета ценных бумаг
- II. Корпоративное управление Структура органов управления компании и распределение компетенции между ними
- Ответственность лиц, входящих в органы управления
- Конфликты интересов, их предотвращение и урегулирование
- Распределение прибыли
- Сделки с особым порядком заключения (крупные сделки, сделки с заинтересованностью)
- III. Организационно-правовые формы юридических лиц Коммерческие организации
- Некоммерческие организации
- IV. Развитие законодательства в сфере реорганизации и функционирования интегрированных бизнес-структур Реорганизация юридических лиц
- Особенности регулирования интегрированных бизнес-структур
- Налоговое регулирование группы связанных лиц
- Регулирование аффилированных лиц
- Содержание корпоративное право в системе корпоративного управления
- Приложение
- Корпоративное право в системе корпоративного управления
- 103031, Москва, а/я 10.
- 167982, Г. Сыктывкар, ул. Первомайская, д. 70.