logo search
Lekcii_po_TGP

1. Теории правопонимания

2. Понятие и предназначение права

3. Источники (формы) права

1. Понятие и предназначение права

Теории правопонимания

УЧЕНИЯ О ПРАВЕ

Совокупность научных теорий, концепций, школ, направлений, течений по проблемам происхождения и понимания права.

Теории правопонимания

1. Теория естественного права.

2. Историческая школа права.

3. Социологическая концепция права.

4. Психологическая теория права.

5. Классовая (экономическая) теория права.

6. Теория позитивного права.

7. Представления И.Канта и Г. Гегеля о праве.

8. Правопонимание в России:

8.1. Представления о праве в истории России до 1917 года;

8.2. Правопонимание советского периода времени;

8.3. Современные определения понятия «Право» в отечественной юридической науке.

2.1 ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

Идея о естественном праве возникла в Древней Греции и Древнем Риме.

В Древней Греции

Философ Сократ(469-399г.г.до р.Х..)

Философ Стагирит Аристотель(384-322 г.г. до р.Х.)

В Древнем Риме

Юрист Марк Туллий Цицерон(106 – 43 гг. до р.Х.) «О законах».

Гуго Гроций(1583 – 1645 гг.) –

Томас Гоббс(1588 – 1679 гг.)-английский философ.

Джон Локк(1632 – 1704 гг.)-английский философ

Радищев Алекса́ндр Никола́евич(31 августа1749, Москва —24 сентября1802,Санкт-Петербург; — русскийписатель,философ,поэт, директор Петербургскойтаможнии участник Комиссии по составлению законов.

Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII вв.

Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций (1583–1645 гг.).

В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. — Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся Александр Николаевич Радищев.

Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естественные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда установленные человеческой природой.

В XX в. естественные права стали уже связываться с природой человека как существа социального, субъекта социальных связей и получили свое дальнейшее выражение в форме социально-экономических и политических прав. Немецким теоретиком права и философом Рудольфом Штаммлером (1856–1938 гг.) была выдвинута идея «естественного права с меняющимся содержанием». В литературе начала XX в. такой подход именовали «возрожденным естественным правом». (К настоящему времени этот термин вышел из употребления.)

С этого момента теория естественного права развивалась по двум основным направлениям:

1) неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники — Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер);

2) «светская» доктрина, которая исходит из различения права и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической первоосновы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости.

Естественное право не является какой-либо особой системой юридических норм: оно представляет собой некий набор социально-правовых притязаний общества, обращенных к государству и основанных на идее существования у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных самой его человеческой природой, таких как право на жизнь, свободу, равенство, право на счастье, на справедливое отношение к человеку и др.

Идея естественного права, естественных прав человека эволюционировала вместе с развитием общества и права. Как замечает проф. В. А. Туманов, доктрина естественного права «стара почти так же, как и само право, сопровождая „действующее право“ на всем его историческом пути». И основной смысл идеи естественного права с самого начала ее зарождения состоял в том, что естественные права человека выдвигались в качестве некоего ориентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (писаного права). Еще знаменитый оратор и государственный деятель Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил: «Несправедливый закон не создает право».

Итак, среди моментов, характеризующих содержание и развитие доктрины естественного права, можно назвать:

а) утверждение о существовании естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменных прав человека, обусловленных самой его природой;

б) различение права и закона;

в) идею «естественного права с изменяющимся содержанием», учитывающую реальные процессы развития прав человека вместе с развитием общества;

г) существование различных направлений развития естественно-правовой теории.