39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
Известные ученые-административисты Ю. Козлов, А. Лунев, Г. Атаманчук и пр. в последние года все чаще обращаются к классификации методов управления на административные — внеэкономические (прямого руководящего влияния) и экономические (косвенного руководящего влияния).
При решении управленческих задач в административно-политической сфере используются конкретные способы (методы) влияния на деятельность учреждений, организаций, должностных лиц и граждан со стороны органов управления путем прямого установления их обязанностей, путем приказа, который опирается на властные полномочия и состояние подчинения.
Другими словами — возникают управленческие отношения, представляющие систему взаимосвязей между людьми с целью приведения в порядок и организации общей жизнедеятельности. Управленческие отношения, как необходимый компонент механизма управления в административно-политической сфере, имеют свою специфическую структуру, которая характеризуется сравнительно высокой степенью централизации организации управления областями, входящими в данную сферу, самостоятельности, субординации и координации, ответственности и тому подобное. В особенности это присуще для обороны, безопасности, внешней разведки, внутренних и иностранных дел.
Жесткая централизация, которая наиболее присуща управлению в административно-политической сфере, определяет некоторые управленческие отношения, которые можно разделить на вертикальные, горизонтальные, формальные и неформальные.
Управлению в административно-политической сфере присуща определенная специфичность принципов, применяемых вышеназванными областями и органами при осуществлении своих функций и полномочий.
Принципы управления — это исходные, основные правила, руководящие установки, нормы деятельности для внедрения систем, управления общими процессами1.
Выделяются принципы: социальной направленности управленческой деятельности; законности; объективности; комплексности и системности; гласности; объединения коллегиальности и единоначалия. Эти принципы распространяются почти на все органы, учреждения, подразделения, которые входят в сферу административно-политического управления.
1 Бандурка О. М. Основи управління в органахвнутрішніх справУкраїни (теорія, досвід, шляхиудосконалення). — X.,1996. — С.11-42.
770
>>>771>>>
Для управления в административно-политической сфере Украины, как и в иных областях и сферах жизни государства, нужна постоянная организаторская работа. Эта деятельность ведется органами, специально для этого основанными государством и объединенными в системе вышеупомянутых министерств и предназначенные для решения задач, определенных государством. Должностные лица, выполняющие функции военного управления, управления в области безопасности и правопорядка, иностранных дел, являются государственными служащими и выполняют свои функции в интересах государства.
Управление в административно-политической сфере Украины по своей правовой природе, как управление государственное, носит исполнительно-распорядительный характер. В связи с тем, что все органы, которые входят в административно-политическую сферу управления: военные, службы безопасности, внутренних дел, юстиции и иностранных дел призваны выполнять распоряжения законов Украины и пр. законодательные акты, регламентирующие основные вопросы жизни, быта и деятельности этих органов, и обеспечивать выполнение таких распоряжений всеми, к кому они относятся, — эти органы наделены необходимыми государственно-властными, распорядительными полномочиями.
Такие полномочия нужны им еще и потому, что законы не всегда предписывают конкретно и детально те действия, которые могут или должны совершаться для их выполнения. Следовательно, эти органы сами в ряде случаев должны определять пути и способы реализации правовых распоряжений.
Тем не менее, эти распорядительные полномочия ограничиваются границами выполнения законов, границами решения повседневных задач, находятся в рамках компетенции соответствующего органа или должностного лица.
Органы управления в административно-политической сфере, осуществляющие исполнительно-распорядительные функции, такие как органы обороны, службы безопасности, внутренних дел, кроме всего наделены еще правом применения способов принудительного влияния. Все командиры и начальники обладают, в частности, полномочиями по применению дисциплинарных взысканий. Некоторые из них имеют право возбуждать уголовные дела, привлекать к материальной ответственности лиц, виновных в причинении материального ущерба государству, а также выполнять иные административные функции.
Для управления в административно-политической сфере, как и для государственного управления, осуществляемого Президентом, правительством и иными органами исполнительной власти, законодательными органами и органами местного самоуправления характерны следующие признаки:
771
>>>772>>>
а) осуществление общезначимых функций;
б) нормативно-распорядительное регулирование;
в) подзаконный характер деятельности;
г) использование властных полномочий.
Управление в административно-политической сфере, осуществляемое органами исполнительной власти, характеризуется названными и, дополнительно, следующими признаками:
а) непрерывный и оперативный характер деятельности;
б) осуществление специализированных функций, требующих одинаковой технологии;
в) установление юридико-функциональных режимов;
г) деятельность иерархично построенного аппарата управления;
д) применение мер административного (дисциплинарного) влияния;
е) профессиональный аппарат.
Следовательно, суммируя можно сделать вывод о том, что управленческая деятельность, и в особенности управление в административно-политической сфере, представляет собой сложное социально-психологическое явление с ярко выраженной доминантной свободой. Каждый занятый человек — практически постоянно совершает умственные и волевые операции анализа, оценки, выбора, решения, подчинения и выполнения, команды, контроля и т. д. Это создает в органах, учреждениях и подразделениях обороны, внутренних и иностранных дел, безопасности, юстиции особый социально-психологический микроклимат, который активно влияет на сознание, чувство, жизненные ориентации человека и формирует определенный тип его поведения и деятельности. Не случайно даже внешний вид «человека власти» очень отличается от того, кто никогда нею не обладал. Постоянное напряжение воли, груз ответственности, дисциплинированность, подчинение собственного «я» выполнению обязанностей, возложенных государственной должностью — вот естественные черты, которые присущи управленческой сфере в нормальном государственном органе.
Если этого нет, то формируемое и реализуемое такими органами управленческое влияние едва ли может пользоваться авторитетом среди людей, и в какой-либо мере влиять на их сознание, поведение и деятельность.
Управленческая деятельность в административно-политической сфере многогранна в своих проявлениях. Это и люди, и знание, и информация, и технические средства, которые образуют сложное комплексное явление. Можно получить много информации, но не уметь ее обработать из-за отсутствия знаний или технических средств.
Можно иметь (по штатному расписанию) значительный управленческий коллектив, но он из-за низкого профессионализма не в
772
>>>773>>>
состоянии обеспечить реализацию компетенции государственного органа. Только взвешенное, сбалансированное введение в действие всех элементов управленческой деятельности способно придать ей рациональность и эффективность.
Вместе с тем, несмотря на обусловленность управленческой деятельности свойствами и мотивами, профессиональной подготовкой и жизненной активностью человеческой натуры, она в сфере административно-политического управления получает юридическую четкость. Это деятельность, которую соответствующие государственные органы и должностные лица обязаны осуществлять, причем так и таким образом, как это нужно для реализации компетенции каждого конкретного государственного органа. Поэтому многие элементы управленческой деятельности в административно-политической сфере не только юридически описываются, но и «привязываются» к государственным органам, закрепляются в их правовом статусе в виде процессуальных норм.
Как и социальному управлению, административно-политическому управлению присущи такие же формы и методы влияния, содержание и цели взаимодействия, принципы, на которых они базируются, но они становятся кординально другими, в отличии от того, что наблюдается в технокрактичных и биологических управлениях.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856