40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
Основными направлениями деятельности Службы безопасности Украины являются:
— контрразведывательная деятельность;
— борьба с коррупцией и организованной преступностью;
— разведывательная деятельность. Контрразведывательная деятельность состоит в выявлении,
предупреждении, прекращении разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на причинение вреда безопасности Украины.
Сущность борьбы с коррупцией и организованной преступностью представляют оперативно-розыскные мероприятия выявления, предупреждения, прекращения и раскрытия шпионства, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и иных преступлений; проведение дознания и предварительного следствия в делах, отнесенных к компетенции органов Службы безопасности Украины. Органы Службы безопасности Украины осуществляют также мероприятия по выявлению, предупреждению, прекращению и раскрытию деятельности незаконных вооруженных формирований, отдельных лиц и общественных объединений, которые ставят перед собой цель — насильственное изменение конституционного строя Украины, решают иные задачи в сфере борьбы с преступностью.
Разведывательная деятельность — это комплекс мероприятий специального назначения, направленных на информационно-аналитическое обеспечение эффективного решения органами исполнительной власти вопросов внутренней и внешней деятельности, связанной с национальной безопасностью.
В Законе Украины «О Службе безопасности Украины» закреплены обязанности и права ее органов. Согласно своим основным задачам Служба безопасности Украины обязана:
783
>>>784>>>
— осуществлять разведывательную и информационно-аналитическую работу в интересах эффективного проведения органами государственной власти и управления Украины внутренней и внешней деятельности, решение проблем обороны, социально-экономического строительства, научно-технического прогресса, экологии и иных вопросов, связанных с национальной безопасностью Украины;
— осуществлять мероприятия контрразведывательного обеспечения дипломатических представительств, консульских и иных государственных учреждений, а также мероприятия, связанные с охраной государственных интересов в сфере внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, безопасностью граждан Украины за границей;
— выявлять, прекращать и раскрывать преступления, расследование которых отнесено законодательством к компетенции Службы безопасности Украины; проводить дознание и следствие по этим делам; разыскивать лиц, которые скрываются в связи с совершением указанных преступлений;
— осуществлять контрразведывательные мероприятия с целью предупреждения, выявления, прекращения и раскрытия любых форм разведывательно-подрывной деятельности против Украины;
— обеспечивать защиту государственного суверенитета, конституционного порядка и территориальной целостности Украины от противоправных посягательств со стороны отдельных лиц и их объединений;
— осуществлять контрразведывательное обеспечение оборонного комплекса, Вооруженных сил Украины, иных военных формирований, дислоцированных на территории Украины, энергетики, транспорта, связи, а также важнейших объектов иных областей хозяйства;
— брать участие в разработке и осуществлении мероприятий по защите государственных тайн Украины, оказывать содействие в порядке, предусмотренном законодательством, предприятиям, учреждениям, и предпринимателям в сохранении коммерческой тайны, разглашение которой может причинить ущерб жизненно важным интересам Украины;
— осуществлять, согласно законодательству, профилактику правонарушений в сфере государственной безопасности;
— в границах, определенных законодательством, обеспечивать защиту личной безопасности граждан; брать участие в реабилитации и возобновлении прав незаконно репрессированных лиц;
— оказывать содействие Погранвойскам Украины в охране государственной границы Украины;
— оказывать содействие в обеспечении военного режима и чрезвычайного положения в случае их объявления, а также
784
>>>785>>>
ликвидации последствий стихийного бедствия, значительных аварий, катастроф, эпидемий и иных чрезвычайных ситуаций и пр.
Для выполнения возложенных на них обязанностей органам Службы безопасности и ее сотрудникам предоставляется право:
— требовать от граждан и должностных лиц прекращения правонарушений и действий, препятствующих осуществлению полномочий Службы безопасности Украины, проверять в связи с этим документы, которые свидетельствуют об их личности, а также проводить осмотр лиц, принадлежащих им вещей и транспортных средств, если есть угроза бегства подозреваемого или уничтожения или сокрытия вещевых доказательств преступной деятельности;
— предъявлять органам государственного управления обязательные для рассмотрения пропозиции по вопросам национальной безопасности Украины, в том числе о прекращении работы, связанной с государственными тайнами, выполняемой с нарушением установленных правил;
— входить в порядке, согласованном с администрацией предприятий, учреждений и организаций и командованием воинских частей, на их территорию и в служебные помещения;
— иметь следственные изоляторы для содержания лиц, взятых под стражу и задержанных органами Службы безопасности Украины;
— использовать с последующим возмещением затрат и убытков транспортные средства, принадлежащие предприятиям, учреждениям и организациям, военным частям и гражданам (кроме транспортных средств дипломатических, консульских и иных представительств иностранных государств и организаций, транспортных средств специального назначения) для проезда к месту события, прекращения преступлений, преследования и задержания лиц, подозреваемых в' их совершении, доставки в лечебные учреждения лиц, которым необходима срочная медпомощь;
— исключительно при непосредственном прекращении преступлений, расследование которых отнесено законодательством к компетенции Службы безопасности Украины, преследовании лиц, подозреваемых в их совершении, заходить в жилые, служебные, производственные и прочие помещения, на территории и земельные участки, и производить их осмотры с последующим уведомлением прокурора на протяжении 24 часов;
— проводить гласные и негласные оперативные мероприятия в порядке, определенном Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности» и пр.
785
>>>786>>>
Кадры Службы безопасности составляют:
— сотрудники-военнослужащие;
— работники, заключившие трудовой договор со Службой безопасности Украины;
— военнослужащие срочной службы.
В органы Службы безопасности Украины на конкурсной, добровольной и договорной основе принимают граждан Украины, которые по своим деловым и моральным качествам, образовательному уровню и состоянию здоровья могут эффективно выполнять служебные обязанности. Критерии профессиональной пригодности, в частности юридической осведомленности, определяются квалификационно-нормативными документами, которые утверждаются председателем Службы безопасности Украины.
Количественный состав сотрудников Службы безопасности Украины определяется Президентом Украины по представлению председателя Службы безопасности Украины, исходя из потребностей надежной защиты государственной безопасности Украины в границах установленного бюджета.
На них, а также на военнослужащих срочной службы, распространяется определенный законодательством порядок прохождения военной службы в Вооруженных силах Украины. Военнослужащие Службы безопасности Украины принимают военную присягу на верность народу Украины.
Важные функции в сфере безопасности Украины осуществляются Управлением государственной охраны1, Главным управлением охраны объектов при Министерстве внутренних дел Украины, Внутренними войсками, все они имеют статус органов специального назначения, их полномочия в сфере безопасности Украины урегулированы Законом Украины «О государственной охране органов государственных властей Украины и их должностных лиц» от 4 марта 1998 г, «О внутренних войсках МВД Украины» от 22 марта 1992 г, Постановлением Кабинета Министров Украины «О государственной Службе охраны при Министерстве внутренних дел» от 10 августа 1993 г.
- Глава 26; Харитонова о. И. — канд. Юрид. Наук, доцент — главы 1 (п. 1.3),
- Предисловие
- Общая часть
- РазделI. Введение в административное право Глава 1. Предмет, метод и система административного права
- 1.1. Понятие, сущность и особенности предмета и метода административного права
- 1.2. Система административного права
- 1.3. История становления административного права
- 1.4. Административное право и административная реформа
- Глава 2 административно-правовые нормы
- 2.1. Понятие, виды и структура административно-правовой нормы
- 2.2. Реализация норм административного права
- 2.3. Действие административно-правовых норм в пространстве и во времени, и относительно круга лиц
- 2.4. Систематизация норм административного права
- 2.5. Источники административного права
- Глава 3 административные правоотношения
- 3.1. Понятие, особенности и структура административных правоотношений
- 3.2. Виды административных правоотношений
- Раздел. Субъекты административного права Глава 4. Административно-правовой статус граждан украины, иностранных граждан, лиц без гражданства и беженцев
- 4.1. Определение и содержание административно-правового статуса
- 4.2. Административно-правовой статус граждан Украины
- 4.3. Особенности административно-правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства
- 4.4. Административно-правовой статус беженцев
- Глава 5 органы исполнительной власти
- 5.1. Административно-правовой статус Кабинета Министров Украины как высшего органа в системе органов исполнительной власти
- 5.2. Административно-правовой статус центральных органов исполнительной власти
- 5.3. Административно-правовой статус местных государственных администраций
- Глава 6. Административно-правовой статус органов местного самоуправления
- Глава 7. Административно-правовой статус предприятий, учреждений и организаций
- 7.1. Понятие и виды предприятий и учреждений
- 7.2. Разница в административно-правовом статусе государственных и негосударственных организаций
- 7.3. Основы административно-правового статуса предприятий и учреждений
- Глава 8. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.1. Понятие и виды объединений граждан
- 8.2. Административно-правовой статус объединений граждан
- 8.3. Административно-правовой статус религиозных организаций
- Глава 9. Государственная служба и государственные служащие
- 9.1. Понятие, особенности и виды государственной службы
- 9.2. Управление государственной службой
- 9.3. Понятие и виды государственных служащих
- 9.4. Прохождение государственной службы
- 9.5. Ответственность государственных служащих
- РазделIii. Государственное управление Глава 10. Понятие и сущность государственного управления
- Глава 11. Принципы и функции государственного управления
- Глава 12. Понятие и формы государственного управления
- Глава 13 правовые акты управления
- 13.1. Понятие и признаки правовых актов управления
- 13.2. Виды правовых актов управления
- 13.3. Требования, предъявляемые к правовым актам управления
- 13.4. Регистрация правовых актов управления
- 13.5. Официальное обнародование и вступление в силу правовых актов управления
- Глава 14. Методы государственного управления
- 14.1. Понятие и признаки методов государственного управления
- 14.2. Виды методов государственного управления
- Глава 15 административно-правовые режимы
- 15.1. Понятие, особенности и виды административно-правовых режимов
- 15.2. Правовой режим чрезвычайного положения
- 15.3. Правовой режим военного положения
- РазделIv .Административно-правовое принуждение и административная ответственность Глава 16. Административно-правовое принуждение
- 16.1. Понятие, особенности и виды административно-правового принуждения
- 16.2. Характеристика мер административно-правового принуждения
- Глава 17 административная ответственность
- 17.1. Понятие, признаки и особенности административной ответственности
- 17.2. Понятие, признаки и состав административного проступка
- 17.3. Административная ответственность юридических лиц
- Глава18 административные взыскания
- 18.1. Понятие и цели административного взыскания
- 18.2. Система и виды административных взысканий
- 18.3. Порядок наложения административных взысканий
- РазделV. Административный процесс Глава19 административный процесс
- 19.1. Понятие административного процесса
- 19.2. Административно-процессуальные нормы и административно-процессуальные отношения
- 19.3. Принципы административного процесса
- 19.4. Структура административного процесса
- Глава20. Производство по делам об административных проступках
- 20.1. Нормативно-правовое регулирование производства по делам об административных проступках
- 20.2. Общая характеристика производства по делам об административных проступках
- 20.3. Субъекты и стадии производства по делам об административных проступках
- Глава21. Дисциплинарное производство в административном праве
- 21.1. Понятия и виды дисциплинарных производств в административном праве
- 21.2. Стадии дисциплинарного производства в административном праве
- РазделVi. Средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении Глава22. Контроль в сфере государственного управления
- 22.1. Контроль как функция государственного управления: понятие и основные принципы
- 22.2. Виды государственного контроля
- 22.3. Организационно-структурное обеспечение государственного контроля в сфере исполнительной власти
- Глава23. Административный надзор
- 23.1. Понятие и сущность административного надзора
- 23.2. Виды административного надзора
- Глава24. Обращения граждан как способ обеспечения законности в государственном управлении
- Особенная часть
- РазделVii административно-правовое обеспечение управления экономической сферой Глава25 управление экономикой
- 25.1. Сущность государственного управления экономикой
- 25.2. Функции и задачи государственного управления экономикой
- 25.3. Методы государственного управления экономикой
- Глава26. Организационно-правовые основы государственной регуляторной политики в украине
- 26.1. Понятие, виды, содержание и правовое положение единой государственной регуляторной политики в Украине
- 26.2. Правовая основа и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности
- Глава27. Административно-правовое обеспечение управления бюджетной деятельностью, финансами, кредитованием
- 27.1. Организация управления финансами
- 27.2. Финансовый контроль
- 27.3. Административная ответственность за проступки в сфере финансов
- 27.4. Управление в сфере бюджетной деятельности
- 27.5. Управление системой налогообложения
- 27.6. Управление в сфере денежного обращения и валютных операций
- 27.7. Управление в области кредитования
- Глава28. Административно-правовое обеспечение управления таможенным делом
- 28.1. Сущность таможенной политики и таможенного дела
- 28.2. Система таможенных органов
- 28.3. Понятие и виды таможенного режима
- 28.4. Особенности службы в таможенных органах
- 28.5. Ответственность за контрабанду и нарушение таможенных правил
- Глава29. Административно-правовое обеспечение управления агропромышленным комплексом
- 29.1. Правовые основы управления агропромышленным комплексом
- 29.2. Органы государственного управления агропромышленным комплексом и их полномочия
- 29.3. Формы и методы управления агропромышленным комплексом
- 29.4. Органы государственного контроля и инспекции в агропромышленном комплексе
- 29.5. Административная ответственность за правонарушения в агропромышленном комплексе
- Глава30. Управления транспортом и дорожным хозяйством административно-правовое обеспечение
- 30.1. Основы управления транспортом и дорожным хозяйством
- 30.2. Управление морским и речным транспортом
- 30.3. Управление портами
- 30.4. Управление трубопроводным транспортом
- 30.5. Управление железнодорожным транспортом
- 30.6. Управление авиационным транспортом
- 30.7. Управление автомобильным транспортом
- 30.8. Управление дорожным хозяйством
- Глава31. Управление охраной и использованием природных ресурсов
- 31.1. Правовые и организационные основы управления использованием и охраной природных ресурсов
- 31.2. Органы государственного управления экологией
- 31.3. Государственный контроль и надзор в области природопользования и охраны природных ресурсов
- 31.4. Административная ответственность в области использования и охраны природных ресурсов
- РазделViii .Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой Глава32. Административно-правовое обеспечение управления социально-культурной сферой
- 32.1. Реорганизация системы центральных органов управления социально-культурной сферой в контексте административной реформы
- 32.2. Правовое обеспечение управления в социально-культурной сфере
- Глава33 управление образованием
- 33.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере образования
- 33.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере образования
- 33.3. Управление дошкольным, общим средним, профессионально-техническим образованием
- 33.4. Управление высшим, последипломным образованием, переподготовкой и повышением квалификации
- Глава34 управление наукой
- 34.1. Система и полномочия центральных органов исполнительной власти по управлению наукой
- 34.2. Формы и методы государственного регулирования и управления в научной и научно-технической деятельности
- 34.3. Административно-правовой статус вак Украины, нан Украины и отраслевых академий
- Глава35 управление здравоохранением
- 35.1. Содержание и основные направления государственной политики в области здравоохранения
- 35.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в сфере здравоохранения
- Глава36 управление культурой и искусством
- 36.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере культуры и искусства
- 36.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области культуры и искусства
- 36.3. Организация управления музеями и музейным делом, архивами и архивными учреждениями, библиотеками и библиотечным делом
- 36.4. Организация управления в кинематографии
- 36.5. Организация управления телевидением и радиовещанием
- 36.6. Организация управления издательским делом и средствами массовой информации
- Глава37. Управление в сфере социальной защиты населения
- 37.1. Содержание и основные направления государственной политики в сфере социальной защиты населения
- 37.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области социальной защиты населения
- Глава38. Управление физической культурой, спортом, туризмом
- 38.1. Содержание и основные направления государственной политики в области физкультуры, спорта и туризма
- 38.2. Система и полномочия центральных и местных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления в области физкультуры, спорта и туризма
- РазделIx. Административно-правовое обеспечение управления административно-политической сферой Глава39. Управление в административно-политической сфере
- 39.1. Организационно-правовые основы обеспечения управления в административно-политической сфере
- 39.2. Формы, методы и принципы управления административно-политической сферой Украины
- Глава40. Управление национальной безопасностью
- 40.1. Понятие, объекты, субъекты и принципы управления национальной безопасностью
- 40.2. Организационно-правовые основы управления в сфере национальной безопасности Украины
- 40.3. Полномочия и основные направления деятельности Службы безопасности Украины
- 40.4. Государственная граница Украины и обеспечение ее охраны
- Глава41. Управление обороной украины
- 41.1. Организационно-правовые основы управления обороной
- 41.2. Полномочия государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций в сфере обороны. Права и обязанности граждан Украины в сфере обороны
- 41.3. Принципы деятельности Вооруженных сил Украины
- 41.4. Система и правовое положение органов военного управления
- 41.5. Военные кадры Вооруженных сил Украины и военная служба
- 41.6. Реформирование управления обороной Украины
- Глава42 управление внутренними делами
- 42.1. Понятие управления в области внутренними делами
- 42.2. Организационно-правовые основы управления внутренними делами, их задачи и функции
- 42.3. Система и структура органов внутренних дел
- 42.4. Служба в органах внутренних дел
- 42.5. Милиция: понятие, полномочия, структура
- 42.6. Государственный надзор за безопасностью дорожного движения
- 42.7. Внутренние войска мвд Украины
- Глава43. Организация управления юстицией украины
- 43.1. Организационно-правовые основы управления юстицией
- 43.2. Система и структура органов юстиции Украины
- 43.3. Организация Министерством юстиции Украины нормотворческой и правовой работы
- 43.4. Полномочия Министерства юстиции Украины в обеспечении работы судов, нотариата, органов регистрации актов гражданского состояния и адвокатуры
- Глава44. Организация управления внешними сношениями
- 44.1. Организационно-правовые основы управления внешними сношениями
- 44.2. Административно-правовой статус Министерства иностранных дел Украины
- 44.3. Органы внешних сношений Украины за рубежом: структура, задачи и полномочия
- Раздел I. Введение в административное право 7
- Глава 37. Управление в сфере социальной защиты населения 726
- Глава 42 управление внутренними делами 815
- Глава 43. Организация управления юстицией украины 843
- Глава 44. Организация управления внешними сношениями 856