logo search
Lekcii_po_TGP

Принципы правотворчества - это

основополагающие правовые положения, на основе которых осуществляется правотворческая деятельность и реализуется правотворческий процесс

виды принципов правотворчества:

принцип профессионализма

принцип научности

принцип системности

принцип законности

принцип демократизма

принцип гласности

принцип профессионализма

означает разработку проектов источников права (нормативных правовых актов) специалистами, обладающими знаниями, навыками и умениями в формировании и оформлении юридических решений по социальным вопросам.

принцип научности

означает применение (использование) в правотворческом процессе результатов научно-теоретических разработок в решении социальных проблем. Эти результаты касаются, прежде всего, юридических прав и обязанностей, норм права, источников права, правовых отношений, юридической ответственности.

принцип системности

означает разработку проектов источников права (нормативных правовых актов) с учетом действующей системы отраслей законодательства, правовых институтов, предметов и методов правового регулирования общественных отношений.

принцип законности

означает выполнение в правотворческом процессе требований закона:

о компетенции правотворческого органа,

о юридической силе источников права,

о соблюдении процедур разработки, рассмотрения, принятия и ввода в действие (юридическую силу) источников права (нормативных правовых актов).

принцип демократизма

означает учет в правотворческом процессе мнений, суждений и предложений, заинтересованных в правовом решении социальной проблемы субъектов.

принцип гласности

означает распространение правотворческим органом информации о разработке, рассмотрении и принятии источников права (нормативных правовых актов) и доведение этой информации до сведения (сознания) населения.

2. Виды (формы) правотворчества

Профессор Морозова Людмила Александровна называет следующие виды правотворчетсва:

1) законотворчество;

2) подзаконное правотворчество;

3) непосредственное правотворчество населения (референдум);

4) делегированное правотворчество (правотворчество органов местного самоуправления.

За рубежом распространена практика передачи парламентом права издания законов правительству по определенному кругу вопросов, на конкретный срок и под контролем парламента. В России практика делегированного законотворчетсва не применяется. Однако известно законозаменяющее правотворчество Президента РФ, когда он издавал указы по вопросам, не урегулированным законами. Такую практику, полагает Л.А. Морозова, вряд ли можно признать правомерной);

5) чрезвычайное правотворчество (представляет собой принятие законов и других нормативных правовых актов для регулирования общественных отношений, связанных с эстремальными, кризисными ситуациями в стране, т.е. в условиях режима чрезвычайного положения, когда возникают вооруженные конфликты, совершаются массовые беспорядки и террористические акты, происходят стихийные бедствия, катастрофы, аварии);

6) собственное правотворчество органов местного самоуправления;

7) договорное правотворчество;

8) локальное правотворчество.3

Профессор Бабаев Владимир Константинович

в одном случае называет следующие виды правотворчетсва:

1) непосредственное правотворчество народа (референдум);

2) правотворчество государственных органов;

3) правотворчество должностных лиц,1

в другом – дает следующую классфикацию видов правотворчества:

1) по субъекту –

а) непосредственное правотворчество народа (референдум);

б) правотворчество государственных органов;

в) правотворчество должностных лиц государства;

г) совместное правотворчество государственных органов и общественных объединений;

2) по способу придания юридической силы:

а) делегированное правотворчество;

б) санкционированное правотворчество;

3) по наличию или отсутствию лоббирования:

а) лоббируемое правотворчество;

б) нелоббируемое правотворчество.1

Профессор Оксамытный Виталий Васильевич выделяет следующие формы правотворчества:

1) непосредственное правотворчество народа в виде референдума по проекту закона;

2) правотворчество государственных органов;

3) правотворчество органов местного самоуправления;

4) делегированное правотворчество;

5) договорное правотворчество;

6) санкционированное правотворчество.3

Профессор Пучков Олег Александрович, в зависимости от субъекта, осуществляющего создание права, различает следующие виды правотворчества:

1) референдум (одобрение или неодобрение проекта закона путем всенародного голосования); принятие нормативных правовых актов уполномоченными органами государства;

3) санкционирование государством обычаев;

4) выработка судебного прецедента;

5) создание законов;

6) подзаконное правотворчество;

7) правотворчество органов местного самоуправления и негосударственных юридических лиц.2

Профессор Дмитриев Юрий Альбертович и к.ю.н. Головистикова Анастасия Николаевна выделяют следующие виды правотворчества в Российской Федерации:

1) принятие нормативных правовых актов полномочными органами государства;

2) принятие нормативных актов органами местного самоуправления;

3) референдум;

4) нормативные соглашения.3