logo search
03080413

Периодизация государства и права Древнего Рима. Организация государства в «царский» период.

Вопрос о происхождении римского государства всегда вы­зывал полемику в научных кругах отечественной романистики. В 50–60-е гг. в XX века постепенно преодолевались стереотипы исключительно марксистского подхода в истории античности. Так, исчезли нелепые тезисы о «революции рабов» в Риме, «опрокинувшей здание античной государственности». С публикацией в начале 90–х годов в журнале «Вестник древней истории» статьи Е.М. Штаерман дискус­сия разгорелась с новой силой т.к. автор утверждает, что ран­нюю полисную организацию в Риме нельзя назвать государ­ством, а она представляла собой лишь переходную форму. Автор уверена, что го­сударство возникает вовсе не как результат необходимости контро­ля со стороны господствующего класса над эксплуатируемы­ми. Таким образом, преодолевается одномерность марксист­ского подхода, раздвигаются рамки научного поиска. Новое в указанной статье заключается в утверждении, что конфликт патрициев и плебеев не может быть сведен ис­ключительно к классовому конфликту.

На наш взгляд, спорным моментом в концепции Е.Штаерман яв­ляется утверждение, что в Риме в IV–III вв. до н.э. отсут­ствовали признаки государства. Автор считает, что только по мере развития рабовладения происходит и формирование основных черт государственнос­ти. Однако следует отметить, что в Риме этот процесс был значительно ускорен ранними завоеваниями, повлекшими установление зависимости италийских общин. Эксплуатация покоренных территорий способствовала превращению рим­ской общины в первичный государственный механизм.

Генезис римской государственности был обусловлен реа­лизацией тех же закономерностей, что и в Древней Греции. Однако если в Афинах сформировалась де­мократическая республика, то в Риме – аристократическая. В Афинах народовластие было прямым, а в Риме – опосредо­ванным. В истории Древнего Рима социальный конфликт происходил в разнородной среде и стал мощным фактором эволюции государственно-политического уклада. Формирование го­сударственности здесь происходило более быстрыми темпами, а государственная машина была более мощной. Между тем большинство исследователей признает факт огромного вли­яния идеологии, высокоразвитой культуры и институтов влас­ти эллинов на становление римской государственности. Утверждается даже, что римское государство представ­ляло собой совершеннейший образец универсального элли­нистического государства: во времена республики наиболее образованные слои римского общества предпочитали изъяс­няться на греческом языке.

Мнение подавляющего большинства романистов сводится к выделению в истории Древнего Рима следующиех периодов:

«Царский» период государственности Древнего Рима начинается с образования на берегу реки Тибр земледельческого поселка, названного Римом. Это было время родоплеменной организации, представлявшей собой стадию военной демократии. «Царский» период являлся переходным от родового строя к государственному. Окончательное становление государствен­ности в Риме связано с деятельностью шестого римского царя, правившего в 578–534 гг. до н.э. – Сервия Туллия. Вообще же во время «царского» периода Римом пос­ледовательно правили семь «царей» – рексов (rex): Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Приск (Древний); Сервий Туллий; Тарквиний Гордый.

Рим в эту пору был догосударственным образованием с элементами военной демократии. Для этого периода Древнего Рима характерен процесс разложения первобытнообщинного строя племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Всё полноправное население Рима – римский народ, populus romanus –делилось на 3 племени – трибы (объединение десяти курий). Племена делились на роды – генты (по сто в каждом племени, всего 300) и поселялись в курии (место жительства десяти родов, всего курий было 30).

Старейшины родов входили в сенат – Cовет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот сенаторов. В компетенцию сената вхо­дило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно сенат сделался главной правительствен­ной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был рекс – «царь», который избирался на народных собраниях, проходивших по куриям. Царь был политическим, военным и религиозным вож­дем. Власть его была сакральной в глазах населения Рима. Он также являлся и верховным судьей по наиболее значи­мым делам.

Участво­вать в народных собраниях могли только патриции, члены древнейших аристократических римских ро­дов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называ­лась плебеями. Плебеи были лично свободными гражданами Рима, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и в «царский» период были полностью лишены политической правоспособности.

Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также клиентами. Клиенты – это обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или при­шлые жители. Будучи лично свободными, но ограниченными в пра­вах, они находились под покровительством патронов – патрициев, получа­ли от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратил­ся в мощную политическую и экономическую силу, противостоявшую патрици­ату. Политическая история Рима нескольких веков была отмечена вехами борьбы плебеев за уравнивание своих прав с патрициями

Согласно достоверным сведениям, один из рексов – Сервий Туллий (середина VI в. до н.э.) провел ре­форму общественного и политического устройства, в результате которой плебеи были официально введены в состав populus romanus. Реформа основывалась на имущественном различии населения и на новом территориальном делении Древнего Рима, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытно-общинной организации.

Первая часть реформы заключалась в делении всего свободного мужского населения Рима на шесть имущественных разрядов и на воинские сотни – центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением денег в IV в. до н.э., была введена денежная оценка имущества – асс, мелкая медная монета. Лица, обладавшие полным наделом земли, входили в первый разряд, тремя четвертями надела – во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа самых богатых граждан – всадники, а безземельные (пролетарии) объединялись в шестой раз­ряд.

Общее число созданных центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центу­рий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса «богатых» и «самых богатых» центурий составляли большинство – 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой.

После реформ Сервия Туллия наряду с куриатными народными собраниями стали созывать­ся народные собрания по центуриям. Решение центуриатного народного собрания получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. Вторая часть реформы – деление свободного населения по территориальному принципу, согласно которой в Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен – трибы. Территориальная три­ба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Жители трибы подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, причем каждая триба имела один совокупный голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ликвидации основ родового строя. Включив плебеев в состав полноправного римского народа и допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, реформа способствовала консолидации свободных и обеспечила их господство над рабами.