logo
03080413

Эволюция древнеафинского государства.

Примерно к XI-X вв. до н.э. на территории Древней Греции возник город, названный в честь его богини–покровительницы Афина­ми. Древнегреческая мифология утверждает, что Афинский полис возник, как уже говорилось, в Аттической области юга Балканского полуострова как ре­зультат проведения легендарным базилевсом Тесеем объединения обособ­ленных родовых общин вокруг афинского акрополя. Этот процесс получил в исторической литературе назва­ние «синойкизм». Свободное же населе­ние афинской общины было разделено Тесеем на несколько социальных групп:

Вместе с геоморами демиурги составляли демос – народ, населявший Аттику. Кроме того, наряду с рабами и свободными людьми существовал также промежу­точный слой – метеки, лично свободные, но лишенные политических и некоторых экономических прав, не-граждане Афинского полиса.

Управ­лялись Афины ареопагом – советом старейшин (предположительно он существовал с VIII в. до н.э.) и девятью ежегодно избиравшимися из среды аристокра­тов архонтами. По мере роста имущественного неравенства и создания межплеменной общности произошли важ­ные изменения в системе органов власти и управления. Базилевс утрачивает реальные властные полномочия, превра­щаясь в религиозную и судебную второстепенную фигуру. Средо­точием же законодательной власти становится народное собра­ние.

Наиболее отчетливо необходимость социальных преобразо­ваний обозначилась в начале VI в. до н.э., когда в Афинском государстве началась «великая смута». В 594 году на должность главного архонта был избран Солон. По мне­нию современников, он являлся компромиссной фигурой, что доказывалось в последующем его политикой «золотой середины», цель которой заключалась в восстановлении гражданского мира и социальной стабильно­сти.

Важнейшей из реформ Солона стала сейсахтейя, или «стряхива­ние бремени», что означало прощение всех должников и от­мену долгового рабства. Все должники освобождались, а про­данные за границу выкупались за общинный или государ­ственный счет. Теперь ответственность по долгам ограничи­валась только имуществом, а не личной свободой должника. Солон провел также серию экономических преобразований: установил максимум частного землевладения, ввел свободу завещаний, запретил вывоз хлеба за границу, способствовал вывозу оливкового масла, поощрял развитие греческих ремесел, провел эффективную денежную реформу.

Важнейшим достижением этого периода стала цензовая реформа, нанесшая первый удар по родовому де­лению древнеафинского общества. Все население страны делилось на четыре разряда в соответствии с имущественным цензом: пятисотмерников, всадников, зевгитов, фетов. Принадлежность к каждому из этих разрядов определялась размером годового дохо­да («мер зерна») и влияла на объем политических и гражданских прав. Так, например, на должность архонтов могли претендовать только пятисотмерники. Представители же второго и третьего разрядов могли зани­мать все высшие (кроме архонтов) должности в государстве. Феты могли избирать и быть избранными в новый орган – суд присяжных (гелиэю). Был также – для противовеса ареопагу - создан Совет четырехсот. Он избирал­ся в количестве ста представителей (от первых трех разрядов) из четырех племен сроком на один год. Ареопаг и народное собрание в Древних Афинах продолжали функционировать.

Однако политика Солона, являясь компромиссной, не удов­летворяла ни низшие, ни верхние слои общества. Логическим продолжением преобразований Солона стали реформы Клисфена, пришедшего к власти после низвержения тирании в 509 г. до н.э. Клисфен окончательно ликвидировал остатки родового строя, введя новое административное деление. В Афи­нах была создана принципиально иная территориальная организация. Все на­селение страны было поделено на сто демов, обладавших само­управлением. Демы объединялись в 10 фил, управлявшихся вы­борными органами. От каждой филы избирался стратег. Вместо Совета четырехсот вводится Со­вет пятисот, формировавшийся уже не по родовому, а террито­риальному признаку и отстранивший аристократию от давления на органы власти. Процедура остракизма (голосования глиняными черепками в народном собрании), введенная Клисфеном, способствовала демократизации процесса политических изгнаний. В этот период были значительно расши­рены права метеков и других групп населения. Поэтому преобразования Клисфена были последовательно демократическими.

Дальнейшая демократизация политической системы афинского государства была связана с именами Эфиальта и Перикла. Сущность реформы стратега Эфиальта (462 г. до н.э.) заключалась в том, что он, организовав судебный процесс над коррумпированными членами ареопага, отнял у него право налагать вето на постановления Народного собрания и передал его суду присяжных – гелиэе. Принадлежавшее ареопагу ранее право контроля над должностными лицами и надзора за исполнением законов перешло к Совету пятисот и Народному собранию. Одновременно были сужены и судебные полномочия ареопага: в его ведении сохранялись только религиозные и некоторые уголовные дела. Ареопаг, таким образом, почти полностью был лишен политической власти. Кроме того, с именем Эфиальта античная традиция связывает обычай выставлять все документы (декреты и постановления) на Агоре для всеобщего ознакомления. Однако знатные и богатые люди не хотели расставаться с определенными привилегиями и льготами, что вызвало их ожесточенное сопротивление всем нововведениям. Проявлением этой борьбы явилось, в частности, успешное покушение на Эфиальта, организованное сторонниками олигархических традиций.

После убийства Эфиальта афинскую демократию возглавил Перикл – выходец из знатного афинского рода, прекрасно образованный и одаренный политик. С его именем связывают не только проведение реформ, но и разработку новых принципов управления обществом, в основе которых – требование политического профессионализма и формирование новой социальной философии. Перикл, бессменно избиравшийся стратегом в 444–429 гг. до н.э., сплотил вокруг себя союз единомышленников, своеобразную политическую и интеллектуальную элиту афинского общества, при поддержке которой он осуществлял все свои внешне- и внутриполитические мероприятия.

Аристотель связывает с именем Перикла два важнейших законодательных новшества:

¨ о гражданских правах,

¨ об оплате должностных лиц (судей).

Вводя такое новшество, как оплата труда чиновников (до этого их работа на благо государства была безвозмездной), Перикл открывал дорогу для участия в государственных делах широкому кругу афинских граждан, в том числе малообеспеченных.

В тесной взаимосвязи с началом выплат жалованья чиновникам, а также солдатам, матросам и участникам народных собраний, находилась и другая проведенная Периклом реформа – гражданская. В соответствии с ее требованиями гражданином Афин мог считаться лишь тот, чья мать и отец были свободными афинянами. Гражданская реформа Перикла преследовала цель формирования наиболее оптимального по численности гражданского коллектива, в чем в тот период был особенно заинтересован афинский демос.

Таким образом, вследствие многочисленных реформ государственное устройство Древних Афин стало представлять собой демок­ратическую республику с разделением властей, в которой афинские граждане – мужчины пользовались рав­ными правами и могли принимать активное участие в политической жизни. Заме­щение государственных должностей строилось на принципах вы­борности, срочности, коллегиальности, подотчетности, первоначальной (до реформ Перикла) безвозмезднос­ти.

Основными органами власти и управления Афинского государства являлись: народное собрание; Совет пятисот; гелиэя; коллегия стратегов; коллегия архонтов.

Верховным органом власти было народное собрание – экклесия, которая принимала законы, решала вопросы войны и мира, избирала должностных лиц, заслушивала отчеты магистратов по окончании сро­ков полномочий, решала дела по продовольственному снабжению го­рода, обсуждала и утверждала бюджет, осуществляла контроль за правильным воспитанием юношей. В народном собрании мог выступить любой участник, но ему запрещалось в своей речи повторяться, оскорблять своего оппо­нента и говорить не по существу. В то же время полномочия народного собрания не были безгра­ничными. Проекты законов поступали для рассмотрения в народном собрании только из Совета пятисот. Экклесия также не обладала судебными полномочиями.

Совет пятисот – Булэ – являлся рабочим органом народно­го собрания. Он избирался по жребию из числа полноправ­ных мужчин старше 30 лет по 50 человек от филы. Один состав совета функционировал в течение одного года. Здесь были представлены все разряды афинского населения. Совет занимался подготовкой предварительных заключений по воп­росам, которые рассматривались на заседаниях народного собрания; заслушивал отчеты высших должностных лиц; осу­ществлял контроль за соблюдением решений народного со­брания; курировал деятельность администрации и финансо­вого аппарата. По истечении срока полномочий члены Совета давали народу отчет.

К органам исполнительной власти (магистратам) относились коллегия десяти стратегов и кол­легия девяти архонтов. Основными функциями коллегии стратегов были верховное руковод­ство и командование всеми вооруженными силами Афин.

Высшим судебным органом была гелиэя (суд присяжных), действовавшая под руководством коллегии архонтов. Гелиэю составляли 6 тысяч человек (по 600 от каж­дой филы), ежегодно избиравшихся по жребию архонтами из числа полноправных граждан не моложе 30 лет.

Отметим также, что прочими судебными органами в Афинах были другие кол­легии, каждая из которых разбирала лишь определенные дела: ареопаг (суд по делам о некоторых тяжких умышленных преступлениях); коллегия эфетов (неосторожные убийства); суд диэтетов (гражданско-правовая юрисдикция по большинству дел); коллегия сорока (ограниченная гражданско-правовая юрисдикция); коллегия одиннадцати (суд по делам с участием рабов).