logo
03080413

1. Периодизация византийской государственности.

С одной стороны, история византийского государства и права отличается схожестью с формами организации власти и правовой системы Западного Рима, а с другой – демонстрирует уникальную специфику. Здесь со­прикоснулись традиции античности и эллинистиче­ских монархий, на базе которых сформировалась раннефеодальная восточноримская монархия. Византийская империя оказалась единственным государством Европы и Ближнего Востока, которое уцелело во время великого переселения народов в V–VI веках. В отличие от Западной Римской империи оно стойко выдержало удары варварских племен.

Некоторым исследователям Визан­тия представляется одним из вариантов ориенталь­ной (восточной) деспотии, другим – своего рода гиб­ридным обществом, в котором тесно переплелись черты западной и восточной цивилизаций. Именно из не­совместимости этих черт некоторые государствоведы выво­дят причины упадка и гибели Византийской импе­рии. Значительные расхождения присутствуют и при оценке типа Византийского государства. Одни ис­следователи характеризуют его как раннефеодаль­ное, а другие – как позднеантичное.

Когда в III веке четко обозначился социально-политический кри­зис Западной Римской империи, он показал невозможность эффективного управления государством из одного по­литического центра. Это обусловило возникновение «тетрархии» (четверовластия), когда Римская империя для удобства управления была разделена Диоклетиа­ном на две части: западную с центром в Риме и вос­точную в г. Никомедия. Преемник Диоклетиана – Константин, уничтожив тет­рархию, все же сохранил ключевое деление территории государства на две части.

В IV веке Западная Римская империя окончательно приходит в упадок, и центр экономиче­ской и политической жизни смещается на Восток. С 330 года, по инициативе Константина Великого, сто­лицей империи стал древнегреческий город Византий, расположенный на европейском берегу пролива Босфор, между Эгейским и Черным морями. Вскоре город был переименован в Константинополь.

В 395 году в годы правления императора Феодосия произошел официальный раздел Римской империи на Западную и Восточную (Византию). Сами византийцы стали назы­вать свою страну «империей ромеев». Падение в 476 году Западной Римской империи по­ложило начало самостоятельной истории Византии. В IV–V веках Византия сохраняла унаследованную от Рима государственную и административную организацию. Значительные изменения претерпела лишь армия и военный строй. Своего расцвета Византия достигла в VI веке, при Юстиниане, когда были осуществлены обшир­ные внешние завоевания, и в состав государства вошли Палестина, Египет, Северное побережье Аф­рики, Италия, юг Испании, а Средиземное море стало «внутренним морем империи».

Именно тогда особое место в системе государственности заняла церковь. В отличие от ситуации в Западной Европе в Византии церковь всегда поддерживала силь­ную центральную власть. Однако предпринятая ею в VIII веке попытка подняться выше светской власти оказа­лась неудачной. Было признано, что единственным компетентным ли­цом для решения любых церковных дел является император. Тем не менее, авторитет и влияние православной (греческой) церкви по­степенно укреплялись. В частности, возросла роль главы церк­ви (константинопольского патриарха) в общественно-полити­ческой жизни Византии. Патриархи нередко становились реген­тами малолетних императоров и непосредственно вмешивались в политическую борьбу за трон, пользуясь тем, что единственной законной процедурой с VII века – «поставлением на царство» – стало венчание императора патриархом только в храме святой Софии. Но и после этого византийской церкви не удалось добиться неза­висимости от императорской власти. Император сохранил право выбирать патриарха из трех кандидатов, рекомендованных цер­ковными иерархами, и низлагать неугодного патриарха.

В 1054 году между римской церковью и церковью Ви­зантии назрел острый конфликт, приведший к многовековому разделению церквей. Обе церкви претендовали на значение «вселенской». Когда наименование «католическая» прочно закрепилось за западной церковью, то восточная стала с того момента именоваться «православной», правоверной (т.е. по-латински – «ортодоксальной») церковью.

Становление феодально-сословного строя приходит­ся на VIII–IX века, что сопровождалось централизаци­ей политической власти. До нашествия арабов в VII веке в составе Византийской империи находились, как отмечалось, обширные территории. После военной экспансии арабов и славян Византия утрачивает имперское могущество и к XIII веку пережи­вает период децентрализации и упадка.

В 1204 году крестоносцы, шедшие освобождать «гроб Господень» в Иерусалиме от мусульман, захватили Константинополь и основали недолго просуществовавшую Латинскую империю с европейским императором во главе. Крестонос­цы разграбили город несмотря даже на то, что встречать их выхо­дили люди с крестами и изображениями Христа. Из храмов вы­носилось все, что представляло ценность. Даже папа Ин­нокентий III, рьяный сторонник крестовых походов, возмутился таким поведением «освободителей гроба Господня». Византийский император Михаил Палеолог в 1261 году восстановил Византию, но уже в меньшем объеме. Ему не удалось придать ей прежний статус «великой державы Востока».

Ослабленная политически, переживавшая экономический упадок Византия должна была между тем вступить в непосиль­ную конкуренцию с развивающейся европейской торговлей на Востоке. Угнетенные народы (в том числе и славяне) в жестокой борьбе с империей отделялись от нее, образуя самостоятельные государства. В 1444 году в битве при Варне, а в 1448 году на Косовом поле турки полностью разбили армии европейских христианских государей. В 1453 году наступила очередь и самого Константинополя, который был взят турками. «Второй Рим», как его называли в Москве, сделался в очередной раз удачной добычей завоевателей. Константин XI, последний император Византии, теряет трон теперь уже навсегда. Константинополь становится мусульманским Стамбу­лом.

Отметим в силу вышесказанного, что в литературе обычно выделяют три условных этапа византийской государственности: