2. Возникновение фашистского государства в Италии
В Италии раньше, чем в других странах Европы, зародился и утвердился фашизм. Первая фашистская организация была там создана в марте 1919 года (ее руководителем стал провинциальный школьный учитель Бенито Муссолини), а уже в октябре 1922 года итальянские фашисты пришли к власти.
Причина фашизации Италии коренится в том, что среди европейских держав-победительниц Италия была более всех истощена Первой мировой войной. Промышленность, финансы, сельское хозяйство находились в отчаянном положении. Безработица и нищета спровоцировали подъем стачечной борьбы. Все говорило о преддверии революции: быстрый рост профсоюзов; необычайная победа социалистов на выборах в парламент 1919 года; захваты заводов и фабрик рабочими, а помещичьих земель крестьянами и батраками. Такая обстановка вынуждала буржуазные правительства Италии к важным реформам. Были приняты, например, Закон о социальном страховании от безработицы; Указ о допустимости самовольного захвата необработанной земли.
Однако мягкий либерализм правительственных реформ не дал ожидаемого результата, и в Италии возникают первые фашистские организации. Составленные из разнообразных социальных элементов, они выступали первоначально с программой, рассчитанной на отвлечение трудящихся от социалистического движения. Программа была настолько лживой, что впоследствии, когда фашисты пришли к власти, о ней не разрешалось даже упоминать: говорилось, например, о восьмичасовом рабочем дне, о всеобщем, прямом и равном избирательном праве для мужчин и женщин, о свободе печати и даже о равенстве наций.
Революционные события 1920 года заставили фашистов занять ту позицию, которая соответствовала их действительным целям. Боевые группы фашистов, руководимые демобилизованными армейскими офицерами, громили и уничтожали народные дома, созданные на деньги рабочих, рабочие клубы, типографии, принадлежащие прогрессивной печати. Массовому террору подверглись руководящие деятели рабочих союзов, крестьянских объединений, кооперативов. Ничего подобного Италия еще не знала. Между тем правительство не только не мешало фашистам, но даже поощряло их.
В 1922 году, воспользовавшись слабостью правительства и расколом рабочего движения, фашистское руководство создает комитет для захвата власти и направляет 40 тысяч своих «чернорубашечников» в поход на Рим. Правительство имело все возможности быстро и окончательно пресечь путч. Но король и его сторонники приняли иное решение: поскольку фашистская партия в Италии к тому времени насчитывала 300 тыс. членов, то, признавая эту силу, король Италии в 1922 году поручил Б. Муссолини сформировать кабинет министров. А глава фашистской партии Муссолини был назначен премьер-министром Италии.
Новое правительство начало работу с отмены упомянутого указа о праве крестьян захватывать необрабатываемые земли и с реакционных перемен в рабочем законодательстве, с установления жестокого контроля над профсоюзами, с преследования демократических организаций. Боевые отряды фашистов сделались частью репрессивного правительственного аппарата. Не решаясь еще на разгон парламента, Муссолини и его сподвижники провели закон, согласно которому автоматически получает две трети депутатских мандатов та партия, за которую проголосует одна четвертая часть избирателей. Результаты выборов (1924 г.) подозрительно точно совпали с планами Муссолини: из 12 млн. голосов 4 млн. были сочтены профашистскими. Фашистская милиция, которая была главным виновником «победы», торжествовала. Но демократия не была убита: в лице депутата-социалиста Матеотти, прекрасного оратора и мужественного человека, она разоблачила комедию выборов и заодно продажность деятелей нового режима, в особенности – самого Муссолини. За это Матеотти был убит. Страну охватила волна негодования, и можно было воспользоваться моментом, но оппозиция – имевшие влияние социалисты, республиканцы, «пополяри» (католическая партия) – предпочла тактически ошибочный бойкот парламента.
Расправившись с оппозицией и укрепившись у власти, правительство Муссолини переходит в наступление на демократию. Политический режим итальянского фашизма определился быстрее, чем сформировался его государственный строй. Сохранялась монархия, но в таком фиктивном виде, что никто не принимал ее всерьез. Считалось, что Муссолини ответственен перед королем, но любые упоминания об ответственности дуче не рекомендовались. В Италии определилась тенденция «вождизма» - иначе единоличной диктатуры. В течение многих лет (до 1936 г.) Муссолини как премьер-министр занимал 7 министерских постов одновременно.
Уже закон 1925 года «О полномочиях главы правительства» делал премьер-министра неответственным, то есть не зависящим от парламента. Его коллеги по министерству превращались в простых помощников, ответственных перед своим главой; они назначались и смещались по воле последнего. Закон 1926 года «О праве исполнительной власти издавать юридические нормы» предоставил «исполнительной власти», то есть de facto Муссолини, право на издание «декретов-законов». При этом никакой грани между «законами», оставшимися в компетенции парламента, и «декретами-законами» проведено не было. «Чрезвычайные» законы кабинета Муссолини:
-
запретили профессиональные союзы (за исключением огосударствленных, фашистских) и политические партии (за исключением фашистской);
-
восстановили смертную казнь за «политические преступления», ввели чрезвычайную юстицию (трибуналы) и административную (внесудебную) высылку;
-
объявили коммунистическую партию вне закона;
-
упразднили органы местного самоуправления, а на их место встали назначенные правительством чиновники (подеста).
Таким образом, парламент, у которого отняли привилегию издавать законы, стал ненужным, но был сохранен для «демонстрации единства» между народом и правительством. «Должный» состав парламента обеспечивался «реформой политического представительства», осуществленной в 1928 году. Выборы депутатов производились следующим образом. Кандидаты в депутаты выдвигались в основном профсоюзами (на практике – руководящими центрами фашистских союзов). Так называемый Большой национальный совет фашизма (штаб партии) отбирал из общего списка, представленного профсоюзами, 400 депутатов. Избирателям же предоставлялось право одобрить это назначение. При этом право голоса давалось мужчинам старше 21 года, если они отвечали одному из следующих требований: а) платили взносы в профессиональный союз; б) платил налог в размере не менее 100 лир; в) держали ценные бумаги (государственные или банковские); г) принадлежали к церковному клиру.
Так фашистская партия стала составной частью государственного аппарата. Партийные съезды были отменены, равно как и всякие иные формы партийного «самоуправления». Большой совет фашистской партии состоял из чиновников по должности и по назначению. Председателем совета являлся Муссолини как глава правительства. Совет ведал конституционными вопросами, обсуждал важнейшие законопроекты, от него исходили назначения на ответственные посты. Устав партии утверждался королевским декретом; официальный руководитель партии (секретарь) назначался королем по представлению главы правительства. Провинциальные партийные организации руководились назначенными сверху секретарями: состоявшие при них директории имели совещательные функции, но даже членов этих директорий назначали указом главы правительства.
Массовый террор – это одна из составляющих фашистского режима. Соответственно с этим определяется значение полиции, точнее тех многих полицейских служб, которые были созданы при режиме Муссолини. Помимо общей полиции в Италии существовали: «организация охраны от антифашистских преступлений» (ОВРА); «особая служба политических расследований»; «добровольная милиция национальной безопасности». Для расправы с врагами режима были созданы особые комиссии, названные «полицейскими судами». Членами этих комиссий являлись должностные лица фашистского репрессивного аппарата: начальник полиции, прокурор, начальник фашистской милиции и др. Для осуждения не требовалось никаких иных мотивов, кроме подозрения в «политической неблагонадежности». Наиболее важные политические дела с 1927 года рассматривались в г. Риме Особым трибуналом.
Однако возникала потребность прикрыть тоталитарную диктатуру видимостью «заботы» о трудящемся человеке. Так родилась теория «корпоративного государства». Оно было создано законами 1926–1934 годов. Официальной, напоказ выставляемой целью было «примирение» между трудом и капиталом; действительным результатом было усиление экономического и политического господства монополий. В стране были созданы 22 корпорации (по отраслям промышленности). В составе каждой из них находились представители фашистских профсоюзов, предпринимательских союзов, фашистской партии. Председателем каждой из 22 корпораций стал сам Муссолини; он же возглавил Министерство корпораций. Закон предоставил корпорациям определение условий труда (рабочее время, заработная плата) и разрешение трудовых споров (забастовки запрещались и подавлялись). Однако корпорации, вопреки прогнозам Муссолини и его экономических «экспертов» не спасли страну ни в период «великой депрессии» 1929 -1933 гг., ни позже. Идея «корпоративного государства», как и предсказывали трезвомыслящие аналитики, оказалась «мертворожденным ребенком». Зато фашистское корпоративное государство стало орудием монополий, и монополии, в свою очередь, охотно служили интересам фашистской партийной и государственной верхушки. Так, в руках Муссолини и его зятя Чиано находились контрольные пакеты акций известного концерна «Монтекантини» и многих других.
Установление корпоративного строя позволило Муссолини разделаться с парламентом. Вместо него была создана Палата фашистских организаций и корпораций, назначавшаяся Муссолини (1938 г.), цель которой была определена как сотрудничество с правительством в издании законов.
Внешняя экспансия режима Муссолини проявилась в том, чтобы «возродить Римскую империю». Италия рассматривала Средиземное море как свое «внутреннее озеро». Фашистская Италия требовала себе некоторые французские земли (Савойя, Ницца, Корсика), претендовала на Мальту, пыталась захватить остров Корфу и установить господство над Австрией (до союза с гитлеровской Германией), готовилась к захвату Восточной Африки. В осуществление этой программы, никак не соответствовавшей военным способностям Италии, Муссолини удалось захватить слабую, отсталую Абиссинию (1936 г.), оккупировать Албанию (1938 г.). В июне 1940 года Италия – партнер Германии и Японии по антикоминтерновскому пакту – объявила войну Франции и Англии. Спустя некоторое время она напала на Грецию.
Важнейшим направлением внешней политики Муссолини являлись агрессивные устремления и активная подготовка к войне. В апреле 1939 года Германия в одностороннем порядке расторгла англо-германское морское соглашение и договор о ненападении с Польшей. Тем самым были ликвидированы все препятствия для начала Второй мировой войны с участием Италии как члена гитлеровской коалиции.
- Введение
- Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» Вопросы:
- Предмет истории государства и права зарубежных стран и отграничение от смежных учебных дисциплин.
- Отграничение истории государства и права зарубежных стран от смежных учебных дисциплин.
- Методы истории государства и права зарубежных стран.
- Тема 2. Государство и право в странах Древнего Востока Вопросы:
- Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке и типологические черты восточной деспотии.
- Государственный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное
- Общественный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное
- Право древневосточных государств
- Лекция 3. Эволюция государственности в Древней Греции Вопросы:
- Периодизация государственно-правового развития Древней Греции.
- Эволюция древнеафинского государства.
- 3. Социальная и государственная структура Древней Спарты.
- Лекция 4. Государство и право Древнего Рима Вопросы:
- Периодизация государства и права Древнего Рима. Организация государства в «царский» период.
- Государственный и общественный строй Римской республики
- Государственный и общественный строй Римской империи
- Эволюция римского права.
- Лекция 5. Государство и право Византии. Вопросы:
- 1. Периодизация византийской государственности.
- 2. Государственное и общественное устройство Византии.
- Эволюция византийского права
- Лекция 6. Государство и право Франкской монархии. Вопросы:
- 1. Периодизация государственности салических франков.
- Эволюция государственного устройства Франкской монархии.
- Салический закон как источник раннефеодального права Европы.
- Лекция 7. Государство и право средневековой Франции. Вопросы:
- 2. Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).
- 3.Общественный и государственный строй Франции в период абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.)
- 4. Право Франции в Средние века.
- Лекция 8. Государство и право Германии в Средние века Вопросы:
- 1. Периодизация государственно-правового развития Германии в период Средневековья.
- 2. Германиия в сеньориальный период (IX–XIV вв.)
- 3. Особенности сословно-представительной монархии в Германии (XIV–XVII вв.).
- 4. Германский абсолютизм в XVII–XIX веках.
- 5. Право Германии в феодальный период.
- Лекция 9. Государство и право Англии в Средние века Вопросы:
- 1. Периодизация английского феодального государства.
- 2. Централизованная сеньориальная монархия в Англии (XI-XIII вв.).
- 3.Становление английского парламента в XIII-XV вв.
- Особенности английского «незавершенного» абсолютизма.
- Право средневековой Англии
- Лекция 10. Государство и право Арабского Халифата. Вопросы:
- 1. Периодизация Арабского халифата.
- 2. Государственное и общественное устройство Арабского халифата
- 3. Возникновение и развитие мусульманского права – шариата.
- Лекция 11. Государство и право Китая и Японии в Средние века
- 1. Общая характеристика государства в средневековом Китае.
- 2. Право средневекового Китая
- Общая характеристика государства в средневековой Японии.
- Право средневековой Японии
- Лекция 12 . Эволюция общего права и права справедливости в Англии в Средние века. Вопросы:
- 1. Источники английского права
- 2. Переход от англосаксонского к общему праву Англии
- 3. Юрисдикция по общему праву в средневековой Англии
- 4. Право справедливости, его источники и принципы.
- Лекция 13. Государство и право Великобритании в XVII–XVIII века Вопросы:
- 1. Законодательство английской буржуазной революции XVII в.
- 2. Реставрация монархии 1660 г. И образование в Англии буржуазного государства.
- 3. Эволюция английской конституционной монархии и парламентаризма в XVIII – начале XIX века
- Лекция 14. Формирование и развитие государственности в сша в XVIII в. Вопросы:
- Война за независимость английских колоний 1775-1781 гг. Декларация независимости 1776 года.
- Статьи конфедерации и вечного союза между штатами 1781 года
- Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.
- Билль о правах 1791 года.
- Гражданская война в сша 1861-1865 гг. Поправки к Конституции 1865-1870 гг.
- Лекция 15. Конституционное законодательство Великой французской революции XVIII в. Вопросы:
- Предпосылки, особенности и этапы Великой французской революции
- Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской революции
- Лекция 16. Эволюция государственного строя во Франции в Новое время (конец XVIII – конец XIX века) Вопросы:
- Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта
- Вторая республика во Франции.
- 3. Третья республика во Франции.
- Лекция 17. Эволюция государственности в Германии в Новое время
- 1. Развитие германской буржуазной государственности в первой половине XIX века.
- 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 года
- Лекция 18. Формирование буржуазного права в Западной Европе. Вопросы:
- Гражданский кодекс Франции 1804 года.
- Уголовный кодекс Франции 1804 года.
- Германское гражданское уложение 1896 года
- Лекция 19. Эволюция избирательного права в Англии и сша в XIX- начале XX в. Вопросы:
- 1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии
- 2. Реформы английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг.
- 3. Парламентские реформы в Англии начала XX века
- 4. Избирательное право в сша в XIX веке
- Лекция 20. Государство и право Китая и Японии в Новое время Вопросы:
- 1. Государственно-правовое развитие Китая в позднефеодальный период
- 2. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Японии. Реставрация Мэйдзи.
- Лекция 21. Государственно-правовой механизм фашистских диктатур в Западной Европе и Японии Вопросы:
- Генезис фашизма как тоталитарного режима
- 2. Возникновение фашистского государства в Италии
- 3. Государственно-правовой механизм «третьего рейха» в нацистской Германии.
- 4. Возникновение фашистского государства в Японии
- Тема 22. Государство и право Китая и Японии в Новейшее время Вопросы:
- 1.Образование кнр
- Капитуляция Японии во Второй мировой войне. Принятие проамериканской конституции.
- Особенности государственного строя Японии по Конституции 1947 г.
- Лекция 23. Государственно-правовое развитие Великобритании в Новейшее время
- 1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- 1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- 2. Гражданское право Великобритании: источники и тенденции развития
- 3. Уголовное право Великобритании: источники и тенденции развития
- Лекция 24. Основные тенденции государственно–правового развития сша
- 2. Антидемократическое законодательство в сша в XX веке
- 3. Эволюция права Соединенных Штатов Америки в Новейшее время
- Лекция 25. Государство и право Германии в Новейшее время Вопросы:
- 1. Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны
- 2. Общая характеристика Основного закона фрг 1949 года
- 3. Гдр: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 года
- 4. Источники уголовного и гражданского права современной Германии
- Лекция 26. Государство и право франции в новейшее время Вопросы:
- Кризис Третьей республики во Франции в начале XX века и установление «режима Виши» (1940-1944 гг.)
- Государственный строй Четвертой французской республики (1946-1958 гг.)
- Источники уголовного и гражданского права Франции в Новейшее время
- Литература
- Содержание
- Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» 4