logo
03080413

1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время

Основные изменения в политической системе Великобритании на рубеже XIX–XX веков были обусловлены действием двух противоречивых тен­денций. С одной стороны, появляются первые признаки упадка тра­диционного английского парламентаризма. С другой стороны, британская буржуазия в стремлении завершить оформление своего политического лидерства в блоке с крупными землевладельцами осуществила ряд мер по демократизации государственного аппарата: были приняты новые избирательные за­коны, проведены реформы парламента. Важное место в государственно-политической жизни страны занято двумя партиями современной Великобритании (принцип двухпартийной системы).

Напомним, что до 1923 года основными партиями Англии были консерваторы и либералы, обра­зованные в середине XIX века. Консервативная партия оформилась на основе партии тори, и в настоящее время выражает интересы крупных промышленных и финансовых собственников; либеральная партия, опирающаяся на средний класс, возникла на основе партии вигов. С 1923 года ее место заняла лейбористская партия – одна из ведущих партий Социалистического интернационала, возникшая в 1901 году как результат подъема европейского социал-демократического движения и появления в Англии социалистических групп и организаций (соци­ал-демократической федерации, фабианского общества и др.). С 1918 года в уставе лейбористской партии появился пункт о создании общественной собственности на средства производства. А в 1924 году лидер лейбористов Р. Макдональд сформировал первое лейбористское правительство (второе было со­здано в 1929 году). С середины XX века ситуация с правящими партиями выглядела следующим образом:

В Хартии партии лейбористов 1947 года уже фигурировала идея «по­строения государства всеобщего благоденствия». Практические уста­новки партии подразумевали расширение национализации промыш­ленности, усиленное налогообложение богатых (тогда как консерваторы, напротив, выступали за укрепление свободного част­ного предпринимательства и сокращение разных видов социальной помощи государства). По партийному уставу 1950 года коллективное членство (главным образом, тред-юнионов) обеспечило массовость партии (свыше 6,5 млн. коллективных и до 0,3 млн. индивидуальных членов к концу XX в.). Нынешние установки лейбористов во многом совпадают с консер­вативными. В 1989 году лейбористы приняли новую программу. В ней, в частности, сказано: «Мы живем в капиталистическом обществе, и наша цель – не привести его к социализму, а заставить капитализм работать лучше». Партия перестала называться партией рабочих, она стала партией среднего класса.

В обеих партиях действует хорошо отлаженный механизм, позволяющий корректиро­вать политический курс до выборов. Каждый член лейбористской партии может претендовать на пост председателя партии и потребо­вать партийного референдума. Ежегодно после «тронной речи» в те­чение 28 дней любой депутат-консерватор, заручившись поддержкой двух своих коллег, может спровоцировать перевыборы председателя партии.

Конечно, в британской политической жизни участвуют и другие партии, например, коммунистичес­кая, партия «зеленых», но двухпартийная система сохраняется как один из неписаных английских конституционных обычаев. Кроме того, в XX веке значительно возросла роль лидера партии. На выборах 1951 года выдающийся лидер консерваторов Уинстон Черчилль обратился к одному из избирателей: «Вы поддержите меня?», на что тот ответил: «Я скорее проголосую за дья­вола». Черчилль парировал: «Но если ваш друг не будет баллотироваться, тогда вспомните обо мне». К слову, выборы 1951 года консерваторы выиграли.

Отметим далее, что с начала XX века в Великобритании, как и в других индустриально развитых странах, наблюдается тенденция к падению роли парламента («кризис парламенского верховенства») в публично-правовой жизни. Парламент Великобритании Новейшего периода истории – это уже не тот орган, о котором говорилось, что он «может всё, только не может переделать мужчину в женщину и наоборот». Принцип парламентского верховенства с начала XX века подвергается постоянному сомнению из-за права исполнительной власти издавать предписания, имеющие силу закона – акты делегированного законодательства. В Великобритании в конце XX века каждый год издавалось около 80 статутов. За это же время выходило примерно 2500 актов делегированного законодательства. Наряду с масштабным делегированным правотворчеством в современной Великобритании появилась доктрина «исполнительной парламентской власти», которая предполагает широкое участие исполнительной власти в делах власти законодательной. Министры Великобритании не только не лишены возможности заседать в парламенте, а, напротив: для членов кабинета в палате общин существует своеобразная квота в 95 мест, которая почти покрывает число (100) министерств и ведомств всей страны. Поэтому практически только правительство обладает в палате общин законодательной инициативой: ни один законопроект не будет принят палатой, если он не пользуется правительственной поддержкой. В этой связи парламент современной Великобритании иногда называют «учреждением при правительстве». Идея разделения властей при таком положении дел не существует в Великобритании в чистом виде. Об этом еще в XIX веке говорил У. Бэйджгот, автор «Английской Конституции». Великобритания гарантирует правопорядок в стране слиянием исполнительной и законодательной властей в парламенте и реальной властью кабинета министров в процессе принятия ответственных решений.

Внутренняя эволюция парламента в главном характеризовалась возрастанием значения палаты общин по сравнению с палатой лордов. Это был объ­ективный процесс повышения веса демократически избранных депу­татов, отражающих позиции массовых партий, и следствие ряда при­нятых законов. Закон о парламенте 1911 года установил законодатель­ный приоритет палаты общин: любой признанный финансовым законопроект палаты общин впредь не требовал одобрения лордов. По этому же Закону не требовалось согласия лордов и на любой другой законопроект, если он был одобрен палатой общин на трех сессиях подряд. Отменялось право полного законодательного вето со стороны палаты лордов – за ней сохранилось лишь право отсрочить введение закона на два года. После Второй мировой войны законодательные полномочия лордов стали еще более регламентированными. С 1945 года установлено, что палата лордов обязана утверждать любой билль, принятый общинами во исполнение предвыборной программы побе­дившей партии. Наконец, с 1949 года право отлагательного вето за пала­той лордов сохранялось лишь на один год. Такое очевидное снижение веса палаты лордов вызвало в обществе (особенно на рубеже 70-х годов XX века) стремление вообще преобразовать палату, сократить вдесятеро число наследственных лордов. Это и произошло 11 ноября 1999 г., когда был принят Акт о Палате лордов, сокративший число наследственных пэров до 90.

Работой палаты общин руководит спикер, выбираемый на четы­ре года. После избрания спикер оставляет свою партийную принад­лежность, он становится «общим голосом», и в его отсутствие палата пребывает в полном молчании (значительную роль спикера подчер­кивает и его внешний вид: черная мантия, расшитая золотом, парик, парламентский молоток в руках). Спикер определяет очередность обсуждения резолюций и зако­нопроектов и голосования, может потребовать от премьера и любого члена кабинета ответа на любой вопрос, приостановить деятельность правительства и назначить чрезвычайные дебаты. Важная функция спикера – обеспечение соблюдения культуры, этики в общении членов палаты, в процессе ее работы, т.к. «великая политика не может быть сформулирована низкими словами» (с 1871 года в палате исполь­зуется нормативный справочник, в который заносятся грубые слова, сказанные каким-нибудь депутатом и запрещенные к употреблению). Спикер не подотчетен: он руководствуется своей со­вестью и вековыми парламентскими традициями, и по окончании полномочий он становится пожизненным лордом-пэром Англии (членом палаты лордов).

Развитие избирательной системы Великобритании в Новейшее время было с середины XX века отмечено новыми демократическими преобразованиями в английском избирательном праве. Так, до 1948 года в Великобритании существовало правило о «двойном вотуме», при котором право голосовать дважды имели, например, профессоры Оксфорда и Кембрижда: они голосовали в соответствующих университетах и по месту жительства. Для демократизации избирательного права Акт о народном представительстве 1948 года полностью ликвидировал такой «двойной вотум». Снижение возрастного ценза для участия в выборах до 18–ти лет произошло после принятия очередного Акта о народном представительстве (1969). Консолидированный же Акт о народном представительстве (1983) свел воедино все вышеперечисленные изменения в избирательном праве Великобритании, происшедшие в XX веке.

Среди государственных институтов Великобритании Новейшего времени важное место продолжает занимать правительство: его влияние явно превосходит влияние парламента. К тому же Новейшее время характе­ризуется дальнейшим снижением роли монарха в государственных делах и усилением власти премьер-министра. Последний приобрел самостоятельный конституционный статус; с 20-х годов XX века он избирается только из членов палаты общин. Премьеру как лидеру преобладающей в палате общин партии принадлежит право ре­шать вопрос о роспуске парламента, и монарх (по конституционному обычаю) должен сле­довать этой его просьбе. По личному представлению премьера произ­водятся награждения большинством британских орденов, присвоения титулов, а также определяется персональный состав правительства (в соответствии с пожеланиями партий).

На протяжении XX века все разнообразнее становится состав правитель­ства.

В него входят, как минимум, четыре категории членов: 1) главы ведомств, т.е. государственные секретари и лорды; 2) министры «без портфеля» (появились в 1915 г.), и лорды специальных поручений; 3) государственные министры – заместители министров первой категории (учреждены в 1969 году); 4) младшие министры, или парла­ментские секретари. Примерно 20–22 члена правительства традиционно состав­ляют кабинет, на который возложены полномочия по окончатель­ному определению политики, руководству всем исполнительным аппаратом, постоянной координации работы министерств и ве­домств. Акт о министрах Короны 1937 года определил размеры жалованья высшим должностным лицам государства, и пре­мьер-министр наряду с другими министрами стал получать жалованье из государственной казны.

Корона Великобритании по-прежнему считается симво­лом стабильности «старой, доброй Англии» и поддерживается как институт большинством англичан. При отсутствии писаной конститу­ции власть монарха определяется установившимися политическими обычаями – например, за ним формально сохраня­ется право абсолютного вето, роспуска парламента и назначения пре­мьер-министра. Королева председательствует на заседаниях Тайного совета и раз в неделю заслушивает доклад премьер-министра. Кроме того, она остается главой Содружества, насчитывающего около 50 стран, в основном бывших колоний Великобритании.

Важное значение в модернизации судебной системы Великобритании сыграл Закон о судах 1971 года, который ликвидировал ряд средневековых судебных инстанций (суды ассизов), унифицировал деятельность судов соответствующих округов, а главное – создал Суд Короны, вошедший в систему высших судов страны. Верховный суд Великобритании стал включать в себя: Высокий суд (гражданские дела), Суд Короны (уголовные дела и часть граждан­ских дел) и Апелляционный суд (гражданское и уголовное отделения). Их структура и юрисдикция регулируются, в частности, Законом 1981 года о Верхов­ном суде, Законом о судах графств 1984 года, Законом о судах и юридических услугах 1999 года.

Таким образом, развитие государственно-политической системы Великобритании в рассматриваемый период свидетельствует о боль­шом политическом весе правительственных институтов исполнитель­ной власти даже – при наличии устойчивой системы партийно-полити­ческого представительства.