3. Возникновение и развитие мусульманского права – шариата.
Его источники и общая характеристика отраслей.
Шариат – это целостная система религиозного права. Шариат (мусульманское право) состоит из религиозной догматики, этики и практических норм, которые находятся в неразрывном единстве. Все мусульмане обязаны жить по шариату. Шариат исходит от Корана, который позволяет постигать божественные истины и включает нормы государственной, гражданской, уголовной и процессуальной отраслей, опираясь на ортодоксальные источники – Коран и Сунну.
Коран – священная книга мусульман – считается важнейшим источником шариата. Коран состоит из 114 глав (сур), разделенных на 6219 стихов (аятов). Большая часть Корана имеет мифологический характер. Лишь около 500 стихов содержат предписания, относящиеся к правилам поведения мусульман, и не более 80-ти из них можно рассматривать как собственно правовые (в основном это правила о браке и семье); остальные относятся к религиозному ритуалу.
Составление Корана растянулось на несколько десятилетий. Канонизация его содержания и составление окончательной редакции произошло при халифе Османе (644–656 гг.). Коран предписывал арабам покинуть «обычаи отцов» в пользу правил, установленных исламом. В самом Коране его правовая значимость определяется следующим образом: «Итак, мы ниспослали его как арабский судебник».
Существуют пять основных критериев шариатского образа жизни:
1) признание единого Бога и его пророка;
2) пятикратная ежедневная молитва;
3) пост в месяц рамазан (рамадан);
4) обязательная, узаконенная очистительная милостыня с имеющих постоянный доход;
5) хадж – паломничество к святыням (это, по сути, второе духовное рождение).
В Коране понятие «священной войны» появилось впервые. По учению Мухаммеда, должно торжествовать на земле «дело божье», а оно торжествует через добровольную преданность и вынужденную покорность неверных. Добрые убеждаются проповедью посланника божьего, злые принуждаются к повиновению его мечом. Важнейший институт шариата – малый джихад, который обязывает мусульман вести священную войну за распространение ислама, в том числе с оружием в руках. «Сражайтесь с врагами, доколе не утвердится ислам», – говорится в 11-й суре Корана. Большой же джихад обязывает вести газават – оборонительную войну против неверных, покушающихся на шариатский образ жизни. Вообще все права мусульман связаны с выполнением религиозного долга, а невыполнение долга влекло потерю всех прав, в том числе права собственности.
Другим авторитетным и обязательным для всех мусульман источником права была, как упоминалось, Сунна («священное предание»), состоящая из многочисленных рассказов (хадисов) о суждениях и поступках самого Мухаммеда. Окончательное редактирование хадисов было осуществлено в IX веке, когда были составлены ортодоксальные сборники Сунны, наибольшую известность из которых получил сборник Бухари.
Третье место в иерархии источников мусульманского права занимала иджма, складывавшаяся как «общее согласие мусульманской общины». Наряду с Кораном и Сунной она относилась к наиболее авторитетным источникам шариата. Практически иджма включала коллективные мнения по религиозным и правовым вопросам, которые были высказаны сподвижниками Мухаммеда (их насчитывалось более 100 человек) или впоследствии наиболее влиятельными мусульманскими теологами-правоведами (имамами, муфтиями, муджтахидами). Иджма развивалась как в виде интерпретаций текстов Корана или Сунны, так и путем формирования новых норм, которые уже не связывались с Мухаммедом. Правомерность иджмы как одного из основных источников шариата выводилась из указаний Мухаммеда: «Если вы сами не знаете, спросите тех, кто знает». Большая роль иджмы в развитии шариата состояла в том, что она позволяла правящей религиозной верхушке Арабского Халифата создавать новые правовые нормы, приспособленные к меняющимся условиям феодального общества и учитывающие специфику завоеванных стран.
В VIII–IX веках в связи с широким распространением метода амостоятельного толкования мусульманское право активно развивалось доктринальным путем. Поэтому к иджме в качестве источника права, дополнявшего шариат, примкнула фетва – решения и мнения отдельных муфтиев по правовым вопросам. В X веке рядом авторитетных теологов-юристов были проведены работы по систематизации накопленного к тому времени обширного правового материала.
Источником мусульманского права, вызывавшим острые разногласия, был кияс – решение правовых дел по аналогии. В качестве суждения по аналогии, представляющего собой нечто среднее между европейской аналогией права и аналогией закона, он был признан дополнительным источником мусульманского права. Согласно киясу правило, установленное в Коране, сунне или иджме, может быть применено к делу, которое прямо не предусмотрено в этих источниках права. Кияс не только позволил быстро урегулировать новые общественные отношения, но и способствовал освобождению шариата от теологического налета. Однако в руках мусульманских судей кияс часто становился орудием откровенного произвола.
Производным от шариата источником мусульманского права были указы и распоряжения халифов – фирманы. Впоследствии с развитием законодательной деятельности в мусульманских государствах в качестве источника права стали рассматриваться и играть все возрастающую роль законы – кануны. Фирманы и кануны также не должны были противоречить принципам шариата и дополняли его, прежде всего, нормами, которые регламентировали деятельность государственных органов и административно-правовые отношения государственной власти с населением.
Шариат, особенно поначалу допускал в качестве источника права и местные обычаи, не вошедшие непосредственно в мусульманское право в период его становления, но не противоречащие его принципам и нормам. При этом признавались правовые обычаи, сложившиеся в самом арабском обществе (урф), а также у многочисленных народов, покоренных арабскими завоевателями или же подвергшихся в более позднее время влиянию мусульманского права (адаты).
Переходя к характеристике отдельных отраслей шариата, отметим, что он не имеет четкого деления на отрасли, институты и т.п. Впрочем, это не препятстсует тому, что гражданско-правовые отношения, связанные, в частности, с вещным правом, получили в мусульманском праве достаточно широкое развитие. Важное место в шариате занимали нормы, регулировавшие отношения собственности. Прежде всего, большое внимание уделялось классификации вещей, особенно земельного имущества. Праву частной собственности приписывалось божественное происхождение. Оно рассматривалось как постоянное и неограниченное, а собственник имел абсолютную свободу распоряжения своим имуществом. В особые группы выделялись государственные земли, а также земли, принадлежавшие отдельным частным лицам, непригодные для обработки, брошенные участки и т.д. Частная феодальная собственность (мульк) в Арабском Халифате вообще была в подчиненном положении по отношению к государственной собственности и общинному землепользованию и не получила широкого распространения. В отличие от феодальной собственности в странах Европы она не имела иерархической структуры, не связывалась условиями службы. Особую категорию составляли вещи, которые не могли находиться в частной собственности, а рассматривались как общее достояние. Это воздух, море, пустыня, мечети, водные пути и т.п. Согласно первоначальному толкованию Корана пресная вода считалась общим достоянием, но постепенно колодцы, пруды и мелкие озера перешли в собственность крупных землевладельцев. Лишь большие реки и озера по-прежнему входили в систему общинной и государственной собственности, что определялось необходимостью проводить совместные ирригационные работы, осуществляемые под контролем должностных лиц. Не признавалась шариатом собственность и на так называемые «нечистые» вещи – вино, свинину, книги, запрещенные исламом, которые в ходе арабских завоевательных походов нередко подвергались массовому уничтожению.
С ростом государственного земельного фонда и развитием феодальных отношений появились условные формы земельных владений. Часть захваченных земель – икту получали отдельные представители феодальной верхушки за военную или государственную службу. Владелец такой земли – иктадар имел право собирать в свою пользу подати с подвластного населения, ибо земля, как правило, давалась не в собственность, а во владение, но вместе с проживающими на ней крестьянами. И феодал стремился выжать из икты как можно больше выгоды. Со временем икта стала передаваться по наследству. По своему фактическому положению она приблизилась к землям, закрепленным на правах собственности. Знаменитый арабский законодатель Ал-Мавердий, разрабатывая теорию государственного устройства, писал о том, что поголовная подать и харадж (поземельная подать) – это два права, дарованные богом мусульманам по отношению к многобожникам. Оба этих налога взимаются с многобожника в знак его унижения и презренности. Причем налоги Халифатом рассматриваются не иначе как военная добыча. Кроме того, существовал еще налог – ушур, т.е. взимание подати в пользу Халифата с имущества, предназначенного для продажи.
Подробно в шариате определялись способы возникновения права собственности, причем завоеванные земли, по общему правилу, рассматривались как собственность государства и поступали в распоряжение халифов и эмиров. Иное имущество, захваченное силой у неприятеля, делилось на доли: одна из них переходила в собственность добытчика, вторая должна была передаваться государству, третья – мечетям. Широкое распространение имели такие способы приобретения права собственности, как наследование, договор, находка.
Подробную разработку получил и вопрос о гражданской дееспособности, которая считалась необходимым условием для приобретения имущественных прав. В полном объеме дееспособность предоставлялась лицам, достигшим совершеннолетия и находящимся в здравом рассудке. Право устанавливать факт достижения совершеннолетия в каждом отдельном случае осуществлялось судьей, который решал этот вопрос по своему усмотрению. Было известно понятие ограниченной дееспособности для малолетних, слабоумных, лиц, находящихся в состоянии опьянения, и т.д.
Обязательства делились на: возмездные и безвозмездные; двух- и односторонние; срочные и бессрочные. По поводу обязательственных отношений в Коране сказано: «Блаженны те, которые блюдут врученное им на хранение и договоры» (сура 23 «Верующие», аят 8). Договор по шариату воспринимался как правовая и одновременно божественная связь, возникающая из взаимного соглашения сторон. Однако в условиях имущественного неравенства согласие экономически более слабой стороны на вступление в договор обычно носило чисто формальный характер. Условия договора могли быть выражены в любом виде: в документе, неофициальном письме, устно. Заключенные договоры были незыблемы, однако в случае обнаружения скрытых недостатков в приобретенных вещах покупатель мог требовать возврата уплаченной суммы. Обязанность соблюдать свои договоры являлась священной. Недействительными считались договоры, заключенные с безнравственными целями или с использованием «нечистых» либо изъятых из оборота вещей.
Кроме того, в шариате подробно регламентировались различные виды договоров, таких, как: купля-продажа, заем, дарение, наем, ссуда, хранение, товарищество, союз и т.д. В связи с развитием торговли одним из наиболее разработанных стал договор купли-продажи, которая допускалась только в отношении уже существующих вещей. В случае обнаружения скрытых недостатков в купленных вещах (болезнь у раба, животного и т.п.) покупатель мог расторгнуть договор. В шариате содержались положения, которые формально осуждали ростовщичество, но на практике они часто нарушались. Запрещалось обращать должника в рабство за неуплату долгов, но его можно было заставить отработать свой долг кредитору. Такая форма долговой ответственности в полной мере соответствовала развитию феодальных форм эксплуатации. Большое внимание в мусульманском праве уделялось отношениям имущественного найма, особенно аренде земли. Было известно несколько видов найма, причем детально разрабатывались вопросы размера и порядка взимания арендной платы в пользу собственника. Широкое распространение в арабском обществе получили договоры союзов и товарищества. Эта правовая форма использовалась для совместного орошения земли, снаряжения торговых караванов.
Шариат рассматривает брак как религиозную обязанность мусульманина. Коран признает за мусульманином право иметь до четырех жен одновременно (при условии, что он может достойно их содержать). Для заключения брака требуется согласие сторон, в том числе и невесты. Волю невесты вправе выразить и ее родители, поэтому брак часто выступает как торговая сделка между отцом невесты и женихом. Фактически отец распоряжался судьбой своих дочерей, стремясь при этом получить максимально высокий выкуп. Так как согласно преданию Мухаммед женился на Айше, когда ей исполнилось девять лет, этот возраст был признан достаточным для вступления женщин в брак, а для мужчины необходимо было достижение возраста половой зрелости.
Ислам закрепил зависимое положение женщины в семье. Жена не участвует самостоятельно в имущественном обороте; она обязана вести домашнее хозяйство и воспитывать детей. Целомудренная девушка, потом женщина в браке должна пройти три стадии:
1) благоговейный страх; 2) уважение; 3) любовь1.
Муж обязывается предоставить каждой жене имущество, жилище и одежду, которые должны соответствовать его положению в обществе. На практике содержать несколько жен, а тем более специальные гаремы с невольницами могли лишь представители верхушки феодального общества. Жена не участвовала в расходах по дому, которые возлагались на мужа, но была обязана вести домашнее хозяйство, воспитывать детей. Коран разрешал мужу применять к женам различные наказания, включая телесные.
Развод в мусульманском праве известен в нескольких видах. Однако муж, обладая широким правом на развод, должен исходить из положения Корана о том, что развод – одно из самых неприятных для Аллаха действий, совершаемое в крайних случаях. В шариате подробно определялись поводы к разводу и его процедура. Любой из четырех браков можно было расторгнуть; число последующих браков и разводов не регламентировалось. Шариат знал несколько видов разводов, различавшихся как по самому порядку, так и по юридическим последствиям. Например, был возможен временный развод, предусматривавший своеобразный испытательный срок. В случае развода муж должен был выделить жене необходимое имущество «согласно с обычаем». Муж мог развестись путем простого произнесения ритуальных фраз «ты отлучена» или «соединись с родом», либо трижды сказанного слова «талак». Разведенная женщина в течение трех месяцев оставалась в доме бывшего мужа, чтобы можно было определить, не является ли она беременной. В случае рождения ребенка он должен был остаться в доме отца. Жена могла требовать развода только через суд (жалуясь кади) лишь по строго определенным основаниям. Такими основаниями были: физические недостатки мужа; невыполнение супружеских обязанностей; жестоко обращался с женой; отказ в средствах на ее содержание.
По шариату сложным и запутанным было наследственное право. Наследование осуществляется по принципу патриархальности, причем наследственная доля женщины была значительно меньше, чем мужчины (половина доли мужчины). На получение наследства не имели права вероотступники, разведенные супруги, лица, виновные в смерти наследодателя.
Характерными чертами наследования по завещанию были следующие:
-
завещание не могло составляться в пользу законных наследников;
-
завещание не могло затрагивать более трети имущества завещателя;
-
составление завещания требовало присутствия двух свидетелей.
Нормы уголовного права в Арабском халифате представляли собой наименее разработанную часть шариата: они отличались архаичностью, отражая примитивный уровень юридической техники. Все преступления по шариату доктринально считались преступлениями против религии. Отсутствовало общее понятие преступления, слабо были разработаны такие институты, как: покушение, соучастие, смягчающие и отягчающие вину обстоятельства, хотя в ряде случаев принимались во внимание такие факторы, как незнание законов, раскаяние, рецидив и т.п.
По одной из классификаций в мусульманском праве преступления подразделяются на три группы. Первую из них составили преступления, которые были определены согласно мусульманской доктрине самим Мухаммедом. Они трактовались как посягательства на права Аллаха и не допускали прощения. К таким составам, прежде всего, относилось отступничество от ислама, каравшееся смертной казнью. Также карались наиболее дерзкие преступления против порядка управления – бунт и сопротивление государственным властям. К той же группе преступлений, объявленных тяжким религиозным грехом, относились кражи, употребление спиртных напитков, прелюбодеяние, а также ложное обвинение в прелюбодеянии. Вторую группу преступлений составляли противоправные действия, которые рассматривались как посягательства на права отдельных лиц. Нормы, регулировавшие их, восходили к обычаям родоплеменного строя, сохраняли следы непосредственной расправы потерпевшего над обидчиком. Так, умышленное убийство или смертельное ранение влекло за собой кровную месть со стороны родственников убитого. В шариате, правда, уже предусматривалась возможность замены кровной мести денежным выкупом, если родственники убитого прощали убийцу. За умышленное убийство устанавливался выкуп, который сопровождался двухмесячным постом и отпуском на волю раба-мусульманина. За другие преступления данной группы, в частности, за телесные повреждения, ответственность наступала также по принципу возмездия, т.е. талиона. Наконец, в третью группу преступлений входили действия, которые не упоминались в основных источниках шариата. Это такие проступки, как: неуплата налога в пользу бедных; несоблюдение поста; легкие телесные повреждения; оскорбления; хулиганство; обвешивание и обмеривание; взяточничество; растрата государственных средств; азартные игры и др. Мера наказания по таким делам зависела от судейского усмотрения.
В шариате на начальном этапе предусматривались типичные для феодализма устрашающие наказания:
-
смертная казнь в различных видах;
-
членовредительские и телесные наказания;
-
лишение свободы (тюремное заключение, домашний арест, помещение в мечеть);
-
имущественные санкции (конфискации, штрафы);
-
позорящие наказания: бритье бороды, лишение права носить чалму, публичное осуждение и т.д.;
-
ссылка и высылка (за мелкие преступления).
Некоторые наказания носили особо жестокий характер. Смертная казнь обычно проводилась публично путем повешения или четвертования, затем тело казненного выставляли на всеобщее обозрение и поругание. Применялись также утопление и закапывание заживо в землю. Кораном предписывалось за воровство отрубать руку мужчинам и женщинам: за первую кражу отсекали правую руку, а за повторную – левую. Тюремное заключение в Арабском халифате применялось обычно для содержания преступников до суда, но постепенно стало использоваться и как мера наказания, причем в отдельных случаях назначалось пожизненное заключение.
Широко использовался принцип талиона: «душа – за душу, и око – за око, и нос – за нос, и ухо – за ухо, и зуб – за зуб, и раны – отмщение». Но по соглашению сторон возможны были материальное возмещение ущерба и прощение. В Коране сказано: «Если же кто-либо откажется от возмездия, то это послужит искуплением ему за прошлые грехи» (сура 5 «Трапеза», аят 45).
Для судебного процесса по шариату характерен обвинительный характер, но с элементами состязательности. Относительно суда в Коране говорится: «А те, которые не судят согласно тому, что ниспослал Аллах, – они и есть неверные» (сура 5, аят 42, 444, 49).
Дела возбуждались заинтересованными лицами, а не государственными органами (кроме преступлений, относящихся к первой группе, – против основ религии и государства). Стороны должны были сами вести дело под руководством назначенных халифом судей – кади. Мусульманский кади должен судить строго по шариату. При вынесении решений кади, прежде всего, руководствовались Кораном и решали дела на основе его самостоятельного толкования. Истец, ответчик, свидетели и участвовавшие в судебном разбирательстве были равны перед Аллахом. Дело решалось в одно заседание и бесплатно.
Процесс проходил усто, письменное делопроизводство не применялось. Основными доказательствами были признания сторон, показания свидетелей, клятвы. Кади был не вправе отменить вынесенное им решение. Дела в Халифате не разделялись на уголовные и гражданские, не предусматривались также самостоятельные обвинение и защита.
Заметим в заключение, что историческое значение мусульманского права в том, что в относительно короткие исторические сроки появился феномен, который обозначается понятием «мусульманский правовой мир» (в настоящее время 1 млрд. из 6 млрд. населения всей планеты – мусульмане).
- Введение
- Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» Вопросы:
- Предмет истории государства и права зарубежных стран и отграничение от смежных учебных дисциплин.
- Отграничение истории государства и права зарубежных стран от смежных учебных дисциплин.
- Методы истории государства и права зарубежных стран.
- Тема 2. Государство и право в странах Древнего Востока Вопросы:
- Закономерности становления государственной организации на Древнем Востоке и типологические черты восточной деспотии.
- Государственный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное
- Общественный строй в странах Древнего Востока: общее и особенное
- Право древневосточных государств
- Лекция 3. Эволюция государственности в Древней Греции Вопросы:
- Периодизация государственно-правового развития Древней Греции.
- Эволюция древнеафинского государства.
- 3. Социальная и государственная структура Древней Спарты.
- Лекция 4. Государство и право Древнего Рима Вопросы:
- Периодизация государства и права Древнего Рима. Организация государства в «царский» период.
- Государственный и общественный строй Римской республики
- Государственный и общественный строй Римской империи
- Эволюция римского права.
- Лекция 5. Государство и право Византии. Вопросы:
- 1. Периодизация византийской государственности.
- 2. Государственное и общественное устройство Византии.
- Эволюция византийского права
- Лекция 6. Государство и право Франкской монархии. Вопросы:
- 1. Периодизация государственности салических франков.
- Эволюция государственного устройства Франкской монархии.
- Салический закон как источник раннефеодального права Европы.
- Лекция 7. Государство и право средневековой Франции. Вопросы:
- 2. Общественный и государственный строй Франции в период сословно-представительной монархии (XIV-XVI вв.).
- 3.Общественный и государственный строй Франции в период абсолютной монархии (XVII-XVIII вв.)
- 4. Право Франции в Средние века.
- Лекция 8. Государство и право Германии в Средние века Вопросы:
- 1. Периодизация государственно-правового развития Германии в период Средневековья.
- 2. Германиия в сеньориальный период (IX–XIV вв.)
- 3. Особенности сословно-представительной монархии в Германии (XIV–XVII вв.).
- 4. Германский абсолютизм в XVII–XIX веках.
- 5. Право Германии в феодальный период.
- Лекция 9. Государство и право Англии в Средние века Вопросы:
- 1. Периодизация английского феодального государства.
- 2. Централизованная сеньориальная монархия в Англии (XI-XIII вв.).
- 3.Становление английского парламента в XIII-XV вв.
- Особенности английского «незавершенного» абсолютизма.
- Право средневековой Англии
- Лекция 10. Государство и право Арабского Халифата. Вопросы:
- 1. Периодизация Арабского халифата.
- 2. Государственное и общественное устройство Арабского халифата
- 3. Возникновение и развитие мусульманского права – шариата.
- Лекция 11. Государство и право Китая и Японии в Средние века
- 1. Общая характеристика государства в средневековом Китае.
- 2. Право средневекового Китая
- Общая характеристика государства в средневековой Японии.
- Право средневековой Японии
- Лекция 12 . Эволюция общего права и права справедливости в Англии в Средние века. Вопросы:
- 1. Источники английского права
- 2. Переход от англосаксонского к общему праву Англии
- 3. Юрисдикция по общему праву в средневековой Англии
- 4. Право справедливости, его источники и принципы.
- Лекция 13. Государство и право Великобритании в XVII–XVIII века Вопросы:
- 1. Законодательство английской буржуазной революции XVII в.
- 2. Реставрация монархии 1660 г. И образование в Англии буржуазного государства.
- 3. Эволюция английской конституционной монархии и парламентаризма в XVIII – начале XIX века
- Лекция 14. Формирование и развитие государственности в сша в XVIII в. Вопросы:
- Война за независимость английских колоний 1775-1781 гг. Декларация независимости 1776 года.
- Статьи конфедерации и вечного союза между штатами 1781 года
- Конституция Соединенных Штатов Америки 1787 года.
- Билль о правах 1791 года.
- Гражданская война в сша 1861-1865 гг. Поправки к Конституции 1865-1870 гг.
- Лекция 15. Конституционное законодательство Великой французской революции XVIII в. Вопросы:
- Предпосылки, особенности и этапы Великой французской революции
- Важнейшее законодательство отдельных этапов Великой французской революции
- Лекция 16. Эволюция государственного строя во Франции в Новое время (конец XVIII – конец XIX века) Вопросы:
- Франция в период Консульства и Империи Наполеона Бонапарта
- Вторая республика во Франции.
- 3. Третья республика во Франции.
- Лекция 17. Эволюция государственности в Германии в Новое время
- 1. Развитие германской буржуазной государственности в первой половине XIX века.
- 2. Объединение Германии. Конституция Германской империи 1871 года
- Лекция 18. Формирование буржуазного права в Западной Европе. Вопросы:
- Гражданский кодекс Франции 1804 года.
- Уголовный кодекс Франции 1804 года.
- Германское гражданское уложение 1896 года
- Лекция 19. Эволюция избирательного права в Англии и сша в XIX- начале XX в. Вопросы:
- 1. Политико-правовые предпосылки избирательных реформ в Англии
- 2. Реформы английского избирательного законодательства 1832, 1862, 1867, 1884-85 гг.
- 3. Парламентские реформы в Англии начала XX века
- 4. Избирательное право в сша в XIX веке
- Лекция 20. Государство и право Китая и Японии в Новое время Вопросы:
- 1. Государственно-правовое развитие Китая в позднефеодальный период
- 2. Возникновение и развитие буржуазного государства и права в Японии. Реставрация Мэйдзи.
- Лекция 21. Государственно-правовой механизм фашистских диктатур в Западной Европе и Японии Вопросы:
- Генезис фашизма как тоталитарного режима
- 2. Возникновение фашистского государства в Италии
- 3. Государственно-правовой механизм «третьего рейха» в нацистской Германии.
- 4. Возникновение фашистского государства в Японии
- Тема 22. Государство и право Китая и Японии в Новейшее время Вопросы:
- 1.Образование кнр
- Капитуляция Японии во Второй мировой войне. Принятие проамериканской конституции.
- Особенности государственного строя Японии по Конституции 1947 г.
- Лекция 23. Государственно-правовое развитие Великобритании в Новейшее время
- 1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- 1. Изменения в конституционном праве Великобритании в Новейшее время
- 2. Гражданское право Великобритании: источники и тенденции развития
- 3. Уголовное право Великобритании: источники и тенденции развития
- Лекция 24. Основные тенденции государственно–правового развития сша
- 2. Антидемократическое законодательство в сша в XX веке
- 3. Эволюция права Соединенных Штатов Америки в Новейшее время
- Лекция 25. Государство и право Германии в Новейшее время Вопросы:
- 1. Конституционно-правовое развитие Германии после Второй мировой войны
- 2. Общая характеристика Основного закона фрг 1949 года
- 3. Гдр: создание и эволюция до объединения Германии 3 октября 1990 года
- 4. Источники уголовного и гражданского права современной Германии
- Лекция 26. Государство и право франции в новейшее время Вопросы:
- Кризис Третьей республики во Франции в начале XX века и установление «режима Виши» (1940-1944 гг.)
- Государственный строй Четвертой французской республики (1946-1958 гг.)
- Источники уголовного и гражданского права Франции в Новейшее время
- Литература
- Содержание
- Тема 1. Предмет и методы учебного курса «История государства и права зарубежных стран» 4