logo
03080413

2. Антидемократическое законодательство в сша в XX веке

Отметим далее, что развитие американской политической системы в Новейшее время не всегда было последовательно демократичным. Так, в послевоенный период в Соединенных Штатах наступление на свободы личности было ознаменовано целой серией актов, получивших общее название антирабочих реакционных законов. Первый среди них – закон Хоббса, по которому требования профсоюза об увеличении зарплаты могли быть квалифицированы как уголовное преступление, – был принят в июле 1946 года. Антирабочий же закон Тафта-Хартли 1947 года постановлял, что всякая забастовка, выходящая за рамки чисто экономических требований (рабочий день, заработная плата), составляет уголовное преступление. Этот закон предписывал профсоюзам предварительное, за 60 дней, извещение предпринимателя о готовящейся экономической забастовке, а, кроме того, предоставлял правительству право отлагать ее на новый, 80-дневный срок. Введенное еще при Рузвельте (закон Вагнера 1935 года) право «закрытого цеха», согласно которому члены профсоюза имели преимущество при поступлении на работу, было таким образом отменено. Пикетирование во время забастовок и все иные формы борьбы со штрейкбрехерами были запрещены. В том же 1947 году приказ президента «о проверке лояльности» государственных служащих предоставил соответствующим чиновникам право увольнять со службы любое лицо, если «существуют разумные основания для убеждения, что оно является нелояльным в отношении правительства Соединенных Штатов». Столь неопределенная формулировка приказа снимала с увольняющего всякую ответственность и, наоборот, лишала увольняемых сколько-нибудь эффективной способности защититься.

Установленный законом Тафта-Хартли правительственный контроль над деятельностью профсоюзов был усовершенствован в 1959 году законом Лендрэма-Гриффина: со времени его введения профсоюзы обязаны представлять в министерство труда свою финансовую отчетность, копии своих постановлений, списки должностных лиц. Состоящее при президенте Управление по трудовым отношениям получило право арбитражного рассмотрения споров между профсоюзом и предпринимателем. При этом требуется, чтобы профсоюз представил Управлению отчет о денежных средствах, список должностных лиц, принес присягу о несочувствии коммунистам и пр. Судебное вмешательство в трудовые отношения получило полное одобрение в законе. Действия профсоюза, которые суд истолкует как «нечестную трудовую практику», влекли за собой крупные штрафы в пользу предпринимателя, опустошающие профсоюзную казну.

Что касается нарушений принципа партийного плюрализма и политической лояльности, то в 1950 году конгрессом США принимается антикоммунистический закон Маккарена-Вуда (его официальное название «Закон 1950 года о внутренней безопасности»). Закон объявляет коммунистическую партию Соединенных Штатов организацией, которая «направляется, руководится или контролируется иностранным правительством или иностранной организацией, управляющими всемирным коммунистическим движением». На этом аргументе зиждется требование регистрации коммунистической партии и каждого из ее членов в министерстве юстиции США. При регистрации, а затем ежегодно компартия должна была сообщать министерству юстиции имена и адреса ее должностных лиц (с указанием поста каждого из них и кратким описанием функций и обязанностей каждого), представлять отчетность по всем денежным поступлениям и расходам, список всех печатных станков и пр.

За каждое нарушение любого из названных требований предусматривался штраф в размере 10 тыс. долларов (в то время двухлетняя заработная плата высококвалифицированного рабочего) или тюремное заключение на пять лет (допускалось сложение санкций). За просрочку регистрации на 30 дней, например, судья мог приговорить к штрафу в 300 тыс. долларов. После регистрации считалось противозаконным для любого члена компартии занимать выборную должность или место на государственной службе, административный пост в профсоюзной организации, подавать заявление с просьбой о выдаче ему паспорта для поездки за границу, наниматься на работу в любом оборонном органе или предприятии и т. д.

Особым положением закона 1950 года министру юстиции Соединенных Штатов позволено было на период чрезвычайного положения заключать бессрочно в концлагерь любое лицо, «относительно которого имеется разумное основание полагать, что оно, вероятно, будет совершать акты саботажа и шпионажа».

Борьба Коммунистической партии США против закона 1950 года, ее отказ от регистрации породили новый антикоммунистический закон. Принятый в 1954 году, он получил название «О контроле над коммунистической деятельностью» (Закон Хэмфри-Батлера). Закон этот запретил коммунистической партии участие в выборах (включая выдвижение кандидатов), лишил ее прав юридического лица и соответственно права иметь имущество, участвовать в суде.

Заметим, что за два года до того, как был принят Закон Маккарена-Вуда, американская юстиция, выполняя заказ правительства, пустила в ход так называемый Закон Смита, принятый еще в 1940 году (Закон о регистрации иностранцев). Официально предназначенный для пресечения немецко-фашистской пропаганды в Соединенных Штатах, закон этот был истолкован в качестве общей нормы, запрещающей выражение инакомыслия и все возможные организационные действия, имеющие целью «насильственное свержение правительства». На основании Закона Смита в 1948 году были привлечены к судебной ответственности руководящие деятели компартии, причем в качестве свидетелей обвинения были выставлены агенты разведки, внедренные в компартию (случай для США беспрецедентный). В начале 1953 года на основании Закона Смита еще 13 руководителей компартии были осуждены к длительному тюремному заключению.

Коммунистическая партия Соединенных Штатов, пользуясь законными возможностями, вела упорную борьбу за право легального существования. Но только на 14-м году этой беспрецедентной схватки ей удалось добиться успехов. Демократические традиции и приверженность конституции, как и следовало ожидать, одержали верх. Поначалу было аннулировано запрещение на выдачу коммунистам заграничных паспортов. По делу коммуниста Арчи Брауна (одного из руководителей профсоюза портовых и складских рабочих) суд признал неконституционным запрещение для коммунистов занимать выборные должности в профсоюзах.

Самым трудным было заставить тогдашнее правительство США отказаться от требований регистрации коммунистов. Уже было вынесено судебное решение о неконституционности регистрации (ноябрь, 1965), однако министерство юстиции США возбудило вновь вопрос о виновности компартии, и окружной суд округа Колумбия вынес обвинительный приговор. Он был вновь обжалован, и, наконец, в марте 1967 года Апелляционный суд США отклонил обвинение против компартии в нарушении закона Маккарена. Министерство юстиции США должно было отказаться от преследования компартии – в том, что касается требований регистрации. В конце 1967 года Верховный суд объявил неконституционным (и тем самым отменил) запрещение предоставлять коммунистам работу на военных предприятиях. Комментируя это решение, глава Верховного суда Уоррен должен был признать справедливость аргументов, выставленных компартией: закон Маккарена-Вуда является «противоконституционным ограничением права на ассоциацию». Благодаря авторитетному резюме Главного судьи закон Маккарена-Вуда прекратил свое действие. Естественно, что урон, причиненный компартии США, был уже невосполним, и ее участие в политической жизни США сделалось минимальным.